после выборов 2008 года[1] 12 января 2008 г. состоялись очередные выборы в Законодательный Юань (ЗЮ) – тайваньский парламент 7 созыва. Правившая на Тайване с 2000 г. Демократическая прогрессивная партия (ДПП) Чэнь Шуйбяня, президента Тайваня в период с 2000 по 2008 г., потерпела сокрушительное поражение от главной оппозиционной партии Гоминьдан (ГМД), которая правила Тайванем до 2000 г.
Выборы в Законодательный Юань впервые проводились в соответствии с конституционными поправками, принятыми в 2005 г., предусматривавшими новую схему выборов. Число членов ЗЮ было сокращено с 225 до 113, срок их полномочий увеличен с 3 лет до 4, большинство существовавших ранее многомандатных округов было заменено одномандатными, которых стало 73.
Согласно закону, каждый избиратель фактически имеет два голоса. Один он отдает за конкретного кандидата в своем территориальном округе, а другой – за политическую партию. Таким образом, 34 места в Законодательном Юане распределяются пропорционально между партиями, преодолевшими 5-процентный барьер, по так называемому «общенациональному округу». Кроме того, еще 6 мест предоставляется представителям равнинных и горных аборигенов.
На выборах в январе 2008 г. партия Гоминьдан победила в 57 территориальных округах, а также получила 51,23% всех голосов избирателей на выборах по общенациональному округу, что дало ей еще 20 мест в парламенте, а также получила 4 мандата, предоставляемых кандидатам от аборигенов. Все это позволило ей в итоге завоевать 81 место в ЗЮ, или 71,68%.
Если сравнить эти результаты с предыдущими выборами, то в декабре 2004 г. на выборах ЗЮ 6 созыва, то самой партии ГМД тогда принадлежало 35,11% мест, а блоку партий во главе с ГМД – 50,67%.
Для правившей же Тайванем на протяжении последних 8 лет Демократической прогрессивной партии итоги выборов в Законодательный Юань по новой системе стали катастрофическими. ДПП победила лишь в 13 территориальных округах, а по общенациональному округу получила 14 мест и не добилась ни одного места для аборигенов. В итоге ДПП получила 27 мест в ЗЮ, что составило 23,89%. Такой результат оказался для нее наихудшим за все время, начиная с 1992 г., года были проведены первые за историю Тайваня полномасштабные выборы в ЗЮ. До последних выборов доля мест ДПП в Законодательном Юане никогда не снижалась ниже уровня 31%. В ЗЮ предыдущего созыва непосредственно ДПП принадлежало 39,56% мест, а возглавляемому ей блоку – 44,89%.
В результате новой системы выборов с политической арены были почти полностью устранены небольшие партии. За 10 партий, которые участвовали в выборах вместе с ГМД и ДПП, было отдано в сумме 11,86% голосов, и ни одна из них не преодолела 5-процентный барьер. Лучшие результаты были у Новой партии (3,95%), которая является союзницей ГМД, и Союза единения Тайваня (3,53%) – партнера ДПП.
Кроме того, выборы в Законодательный Юань 2008 г. поставили и рекорд низкой активности избирателей. В выборах по территориальному и общенациональному округам приняли участие соответственно 58,5% и 58,28% от общего количества имеющих право голоса. В предыдущие выборы 2001 и 2004 годов эти показатели составляли 66,16% и 59,16%.
Резко изменившееся соотношение сил двух главных партий в Законодательном Юане в результате последних выборов позволяет партии ГМД, которая располагает теперь 2/3 мест, силами одной своей фракции выдвигать предложения об отзыве президента и вице-президента, которые требуют утверждения большинством, а также предлагать поправки в Конституцию с их последующим вынесением на референдум.
Сразу же после обнародования результатов голосования Чэнь Шуйбянь, который занимал пост и председателя ДПП, взял на себя всю ответственность за «самое серьезное в истории партии поражение» и заявил о сложении с себя полномочий председателя партии. В связи с этим на пост председателя ДПП 14 января вновь вступил, занимавший эту должность ранее Се Чантин, который был выдвинут ДПП в качестве своего кандидата на предстоящих в марте этого же года президентских выборах.
Одновременно с парламентскими выборами на Тайване проводились и два референдума. Первый референдум был предложен ДПП и назывался «О возвращении народу неправедно присвоенных Национальной партией Китая (Гоминьдан) финансовых активов и собственности». Второй был инициирован уже партией Гоминьдан и касался создания полномочной парламентской комиссии по расследованию фактов коррупции «руководителей государства и их подчиненных».
Оба референдума были признаны не состоявшимися, так как в них приняло участие меньше требующейся по закону половины граждан, имеющих право голоса. При этом ГМД призывала своих сторонников бойкотировать оба референдума, в том числе и предложенный ей же самой.
Вновь избранные члены Законодательного Юаня приступили к исполнению своих обязанностей 1 февраля 2008 г. А в марте этого же года на Тайване прошли президентские выборы, которые внесли изменения в расстановку политических сил на острове не менее драматические, чем выборы парламентские.
Выиграв со значительным отрывом от своих соперников из правящей Демократической прогрессивной партии, 22 марта 2008 г. на 12 срок был избран кандидат от Национальной партии Китая (Чжунго гоминьдан – ГМД) Ма Инцзю. Он одержал убедительную победу над своим соперником – кандидатом от ДПП Се Чантином и опередил его более чем на 2 миллиона голосов. Срок полномочий Ма Инцзю начался 20 мая 2008 года. Вице-президентом стал его соратник по партии Сяо Ваньчан.
Ма Инцзю родился 13 июля 1950 г., он юрист по образованию. В 1972 г. после окончания Государственного тайваньского университета стал бакалавром права, в 1976 г. получил степень магистра права в Нью-йоркском университете США, а в 1981 г. окончив Гарвардский университет в США, стал доктором юридических наук.
С 1988 по 1991 гг. Ма Инцзю занимал пост Председателя Комитета по исследованиям, разработкам и экспертизе Исполнительного Юаня Тайваня. В 1991‑1993 гг. был заместителем председателя Комитета по делам материка Исполнительного Юаня. В 1993‑1996 гг. являлся министром юстиции. В 1996‑1997 гг. занимал должность Государственного министра, а с 1998 по 2006 гг. был мэром Тайбэя. В 2005‑2007 гг. Ма Инцзю – председатель ГМД.
Вице-президент Сяо Ваньчан родился 3 января 1939 г. В 1961 г. он после окончания Государственного университета Чжэнчжи, стал бакалавром гуманитарных наук в области дипломатии, а в 1965 г. ‑ магистром гуманитарных наук в области международного права и дипломатии.
С 1990 по 1993 гг. он занимал пост министра экономики, в 1993‑1994 гг. был председателем Комитета по экономическому планированию и развитию, в 1994–1995 гг. – председателем Комитета по делам материка Исполнительного Юаня. В 1996‑1997 гг. Сяо Ваньчан являлся членом Законодательного Юаня, в 1997‑2000 гг. – председателем Исполнительного Юаня, в 2000‑2005 гг. ‑ заместителем председателя ГМД.
Выборы 2008 г. стали вторым после 2000 г. переходом власти на Тайване от одной политической партии к другой. На смену «эпохе Чэнь Шуйбяня» пришла «эра Ма Инцзю». Это были четвертые с 1996 г. прямые и всеобщие выборы президента на острове. Победа Ма Инцзю и партии Гоминьдан, вновь вернувшей себе власть показала, что политическая платформа, главной задачей которой ставилось обеспечение экономического подъема с помощью улучшения отношений между двумя сторонами Тайваньского пролива, получила широкую поддержку у избирателей. Сам новоизбранный лидер объяснил свою победу тем, что он смог «услышать запросы электората». В своем выступлении перед сторонниками ГМД после подведения итогов голосования, Ма Инцзю заявил, что это не его личная победа и не победа его партии, а победа всех жителей Тайваня. Он сказал, что «люди хотят честного правительства и не хотят коррупции, хотят экономического процветания и не хотят застоя, хотят политической стабильности и не хотят внутренних распрей, хотят этнической гармонии и не хотят раскола, хотят мира в отношениях между двумя сторонами [Тайваньского пролива] и не хотят войны. Жители Тайваня не просят о многом, и они вправе ожидать улучшения своей жизни».
В ходе своей предвыборной кампании Ма неоднократно подчеркивал необходимость прагматичного подхода к связям между двумя сторонами Тайваньского пролива. Он выражал готовность добиваться установления диалога с КНР в политической сфере, при условии признания тайваньской «самостоятельной идентичности», а также устранения угрозы применения военной силы против Тайваня. Ма Инцзю заявлял о своих планах ослабить ограничения на инвестиции тайваньских предприятий в КНР и вести переговоры с Пекином по вопросам открытия прямых транспортных связей и создания «общего рынка».
Эта позиция контрастировала с подходами его соперника Се Чантина, занимавшего ранее должности председателя Исполнительного Юаня и дважды мэра второго по величине города Тайваня – Гаосюна, который считал, что «общий рынок» приведет к безработице и потребует принесения в жертву суверенитета Тайваня.
Се взял на себя всю ответственность за неблагоприятные для его партии результаты выборов и заявил, что это его «личное поражение, а не поражение тайваньской демократии». Он также заявил, что его партия будет оказывать поддержку новому правительству.
Подобные высказывания соперника вызвали позитивную реакцию вновь избранного президента, который заявил в связи с этим, что некоторые, выдвигавшиеся в ходе предвыборной компании Се Чантина задачи могут быть включены в программу действий новой администрации.
Президентские выборы на Тайване привлекли к себе достаточно большое внимание мирового сообщества. Первым поздравления победителю направил Сингапур, который приветствовал успешное завершение выборов и призвал возобновить диалог между Тайванем и КНР с целью сотрудничества в деле укрепления мира и процветания в регионе. Это поздравление было положительно воспринято на Тайване, особенно с учетом того факта, что 20 февраля 2008 г. Сингапур отказал тайваньской авиакосмической корпорации в праве использовать название «Тайвань» на английском языке на международном сингапурском авиасалоне. Поздравления направили также США, Япония, Германия, Канада и другие страны.
В соответствии с главным лозунгом своей избирательной компании, который формулировался, как «Идти вперед!», Ма Инцзю объявил, что своей первоочередной задачей он ставит нормализацию экономических связей между двумя сторонами Тайваньского пролива. По мере осуществления этой цели, он также планирует решить вопрос с заключением мирного соглашения с КНР и решать проблемы продолжающегося соперничества в сфере дипломатического признания Тайваня. Ма признал необходимым «отложить споры о суверенитете» и заняться практическими делами.
По мнению многих аналитиков, Ма Инцзю собирается вернуться к «консенсусу 1992 г.» по проблеме «принципа одного Китая», который был достигнут в Гонконге. Тогда тайваньский Фонд развития связей между двумя сторонами Тайваньского пролива и китайская Ассоциация по связям через Тайваньский пролив пришли к мнению, что каждая сторона может придерживаться собственного понимания «принципа одного Китая». При этом Ма Инцзю заявил, что КНР должна уважать самостоятельность Тайваня, и его идентичность должна быть признана. Он заявил, что «Тайвань – не Гонконг и не Тибет», он будет вести диалог лишь на основе равноправия, и мирные переговоры возможны только после демонтажа более 1000 китайских ракет, нацеленных на Тайвань.
Победа Ма Инцзю означает возвращение партии Гоминьдан после поражения от ДПП на выборах в 2000 г. к власти на острове. Имея также и большинство мест в Законодательном Юане, ГМД теперь может контролировать как исполнительную, так и законодательную ветви власти. Тем не менее, Ма Инцзю заверил избирателей, что он будет уважать партии меньшинства, а также прислушиваться к мнению общественных групп по наблюдению за политической деятельностью. Он также обещал, что политическая принадлежность не повлияет на решение кадровых вопросов, и должности в правительстве могут предоставляться и членам других партий.
Ма также выказал уважение к независимой судебной, контрольной и экзаменационной ветвям власти, а также приветствовал критику свободных средств массовой информации.
Одновременно с выборами президента проводилось еще два референдума по вопросу вхождения Тайваня в ООН. Один из них был предложен ДПП и предполагал вхождение в ООН в качестве нового члена под названием «Тайвань». Второй был предложен ГМД с формулировкой «возвращение в ООН под названием «Китайская Республика», «Тайвань» либо иное практичное и достойное название». Оба референдума были признаны не состоявшимися. В них приняли участие немногим более 35% от общего числа избирателей. Не был преодолен необходимый по закону порог в 50% , который является более высоким, чем в большинстве демократических стран, что явно затрудняет проведение референдумов на Тайване и во многом является причиной их неудачных попыток в марте 2004 г., а также в январе 2008 г.
Эти два референдума по одному и тому же вопросу выявили различия в стратегиях двух партий по проблеме представительства Тайваня в ООН, которого руководство острова добивается с 1993 г. Обе партии, ГМД и ДПП, едины во мнении, что Тайвань безусловно имеет право быть членом ООН. Однако ДПП добивалась вхождения в ООН в качестве нового члена, а ГМД «возвращения» в ООН, где Тайвань представлял весь Китай до 1972 г.
На вопросы референдумов была получена достаточно высокая доля утвердительных ответов, что отражает стремление тайваньцев стать полноправными членами мирового сообщества, включая членства в таких международных организациях, как и ООН. Согласно опросам общественного мнения большинство жителей Тайваня поддерживают усилия своего руководства в этом направлении.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2009. - 502 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 206-211.
- ↑ Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект 08-03-95141а/Тау: «Тайвань в региональных интеграционных процессах».