徐熙. Годы жизни неизвестны. Один из крупнейших живописцев эпохи Пяти династий (У-дай
五代, 906-960) и основоположников жанра «цветы и птицы» -
хуа-няо (
хуа)
華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц».
Сведения о жизни Сюй Си исчерпываются сообщениями, что он был уроженцем юго-восточного или южного (г. Чжунлин
鐘陵, совр. пров. Цзянси) Китая и подданным царства Южное Тан (Нань Тан
南唐, 937-975, на территории совр. пров. Цзянсу), где обитал в уединении. По словам Го Жо-сюя
郭若虛 (XI в.), автора знаменитого трактата «Тухуа цзянь вэнь чжи»
圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал»), «со стремлениями возвышенными и независимыми,… чаще всего писал то, что было по берегам рек и озер: дикий бамбук, водоплавающих птиц и рыб в глубинах вод» (пер. К. Ф. Самосюк). Отшельнический образ жизни Сюй Си не препятствовал ни его творческой активности, ни его известности: в трактате начала XII в. «Сюань-хэ хуапу»
宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ») перечисляются 249 его работ, в дальнейшем утраченных.
В китайской традиционной эстетической мысли и в современном искусствоведении общепринята точка зрения, что Сюй Си является основоположником отдельного стилистического варианта
хуа-няо, принципиально отличающегося от манеры другого зачинателя этого жанра -
Хуан Цюаня.
В противоположность «стилю Хуана», отмеченному тщательностью письма и декоративностью композиций и поэтому получившему прозвание
фу-гуй 富貴, («[стиль] богатства и знатности»), живописи Сюй Си была присуща эскизность рисунка и приглушенная колористическая гамма. Известно, что он использовал светлые, прозрачные краски, дополняя ими тушевые контурные линии, либо вместо графического рисунка прибегал к выполняемым в способе «падающей туши» (
ло-мо 落墨) размывкам, обозначая с их помощью форму изображений. Последний способ, обходивший употребление контурных линий, означал введение в
хуа-няо приемов т.наз. бескостного метода письма (
мэйгу-хуа 沒骨畫). В трактате Го Жо-сюя подчеркивается особая элегантность живописи Сюй Си, в которой «перья и пух, форма и структура легки и изящны, а цвет неба сливается с цветом воды».
Названия картин, приписываемых Сюй Си в «Сюань-хэ хуапу», говорят о значительно большем тематическом разнообразии его творчества, чем это следует из характеристик, данных Го Жо-сюем. Выясняется, что любимыми сюжетами этого художника были лотосы, поднимающиеся из темной воды, опадающие в воду листья, пышные цветы магнолий, водяные птицы, цикады, бабочки. Важное место в живописи Сюй Си занимали композиции с изображением пионов (
мудань 牡丹, 39 работ) и цветущих ветвей сливового дерева (
мэйхуа 梅花, 4 работы), которые, возможно, способствовали формированию «живописи сливы» (
мо-мэй 墨梅, «[цветущая] слива, [нарисованная] тушью») как отдельного тематического направления внутри жанра «цветов и птиц».
Манера Сюй Си, образно названная впоследствии
е–и 野逸, («устремления/помыслы [в] дикой пустоши»), далеко не сразу получила должное признание у художников и ценителей живописи по причине ее внешней простоты и безыскусности. Даже внук Сюй Сы - Сюй Чун-сы
徐崇嗣 (кон. X - нач. XII вв.), вошедший в круг признанных мастеров
хуа-няо первой половины эпохи Северная Сун (Бэй Сун
北宋, 960-1127) и, видимо, весьма плодовитый художник, поскольку в «Сюань-хэ хуапу» перечисляются 142 его картины, отказался от творческих достижений деда, отдав предпочтение стилю Хуан Цюаня. По достоинству живопись Сюй Си смогли оценить только представители творческого объединения «художников-литераторов» (
вэньжэнь хуа) –
Су Ши 蘇軾 (Су Дун-по
蘇東坡, «Су с Восточной дамбы», 1036-1101) и
Ми Фу,
с восхищением отметивший в трактате «Хуа ши»
畫史 («История живописи»), что нарисованные Сюй Си цветы - словно живые и, кроме того, обладают столь уникальной внутренней энергией, что творения этого художника, в отличие от работ Хуан Цюаня, невозможно повторить.
В дальнейшем стилистические варианты
хуа-няо, порожденные творчеством Хуан Цюаня и Сюй Си, составили две главные художественные линии этого жанра, совпадающие с генеральными для китайской живописи стилями письма -
гун-би 工筆 («тщательная/прилежная/старательная кисть») и
се-и 寫意 («писание идей/мыслей»). «Стиль Сюй Си», позволявший передать впечатление и настроение художника и допускавший самые смелые эксперименты в работе кистью, получил наибольшее распространение у самодеятельных живописцев, противопоставлявших себя мастерам академической школы. Его влияние очевидно в «чаньской живописи» (XII-XIII вв.), творчестве
Сюй Вэя (1521-1593),
Чжу Да (1625-1705), представителей плеяды «Восемь чудаков из Янчжоу» (
Янчжоу ба гуай, XVIII в.), а также в «национальной живописи» (
го хуа 國畫), которая, возникнув во второй половине XIX в., до сих пор играет значительную роль в китайском изобразительном искусстве.
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал/Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978.
Литература:
Виноградова Н. А. Китайская
пейзажная живопись.
М., 1972;
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая)/Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002;
Barnhart R. Peach Blossom Spring: Gardens and Flowers in Chinese Painting. N.Y.,1983;
Bickford M. Ink Plum. The Making of a Chinese Scholar-Painting Genre. Cambridge, 1996;
Gao Jiaping. The Expressive Act in Chinese Art: From Calligraphy to Painting. Stochholm, 1996;
Laing E. J. The Development of Flower Depiction and the Origin of the Bird-and-Flower Genre in Chinese Art//Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. Stockholm. 64 (1992);
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958.