新月派 «Новолуние». 1927-1933. Литературная группа. Данное объединение писателей ведет свое происхождение от одноименного литературного обществава салонного типа, существовавшего в 1923-1926 в Пекине. В деятельности последнего принимали участие
Ху Ши, Сюй Чжи-мо,
Лян Ци-чао, Жао Мэн-кань, Чэнь Си-ин, Линь Хуй-инь,
Шэнь Цун-вэнь и др. Этих разных по творч. и мировоззренч. ориентации литераторов объединяли эстетизм и приверженность идеям просветительства. Многие из них были поэтами, искавшими новые пути в использовании формы и ритма. В частности, Вэнь И-до разработал и популяризовал концепцию «нового регулярного стиха». Об-во издавало журн. «Шицзюань» (1926) и «Цзюйкань» (1926). Однако наибольшее влияние «Новолуние» приобрело после переезда его осн. членов в Шанхай. В марте 1927 в Шанхае ими было создано изд-во «Синь юэ шудянь» («Новолуние»), что символизировало воссоздание литературной группы, имевшей в своих рядах видных теоретиков литературы Ху Ши и Лян Ши-цю, крупных поэтов Сюй Чжи-мо, Вэнь И-до, Чжу Сяна, Шао Сюнь-мэя, Чэнь Мэн-цзя, Бянь Чжи-линя и Цзан Кэ-цзя, известного драматурга Юй Шан-юаня, выдающегося прозаика Шэнь Цун-вэня. Большинство членов группы получили образование в США и Европе, им были близки идеалы либерализма, гуманизма, индивидуализма и претили планы резких социальных потрясений. Взгляды этих литераторов были изложены в программных статьях «Позиция „Новолуния“» Сюй Чжи-мо (март 1928) и «Литература и революция» Лян Ши-цю (июнь 1928), появившихся на страницах журн. «Синь юэ». По их мнению, подлинная литература, будучи плодом тв-ва одаренного художника, имеет надклассовый и общечеловеч. характер, она не обслуживает «измы», в ее основе лежат принципы «здоровья и достоинства». Наряду с этим они придавали большое значение совершенству формы литературного произведения. В условиях крайней политизации обществ. и культурной жизни Китая в кон. 1920-х позиция такого рода не могла не вызвать критику со стороны приверженцев революционной литературы. Идейное противостояние с об-вами «Творчество» и «Солнце», а позднее — с Лигой левых писателей Китая (
Чжунго цзои цзоцзя ляньмэн) вылилось в серию дискуссий, в к-рых с левого крыла участвовали
Лу Синь, Пэн Кан, Фэн Най-чао и др. В нач. 1930-х вследствие разочарования в совр. действительности обозначился духовный кризис литераторов из «Новолуния», в их произведениях усилился дух декаданса. После отъезда из Шанхая ряда ключевых членов группы и гибели в 1931 Сюй Чжи-мо «Новолуние» стало делиться на фракции и приходить в упадок. К дек. 1933, когда были закрыты журн. «Синь юэ» и изд-во «Синь юэ шудянь», группа «Новолуние» прекратила существование.
Литература: Сухоруков В.Т. Вэнь И-до. Жизнь и творчество. М., 1968; Черкасский Л.Е.Новая китайская поэзия (20-30-е годы). М., 1972.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 396.