新寫實 неореализм. Течение в современной китайской литературе кон. 80-х — нач. 90-х XX в. Впервые термин «неореализм» фигурирует в 1988 в лит. журн. «Вэньсюэ пинлунь» и «Чжун шань». Особое внимание критики тогда привлекло несколько прозаич. произведений, появившихся в 1986-1988, в частн. роман
Чи Ли «Фаньнао жэньшэн» («Досадное существование», 1987), повести
Фан Фан «Фэнцзин» («Пейзаж», 1987), Лю Хэна «Гоу жи ды лянши» («Пропитание для собачьей жизни», 1986),
Лю Чжэнь-юня «Да пу» («Настил для пагоды», 1987) и др. Позднее, в 1989, эти журналы открыли совместную колонку неореалистической прозы. Тогда эта новая тенденция также называлась «постреализм», «модернистский реализм», «роман нового течения». В окт. номере журн. «Вэньсюэ цзыю тань» за 1989 был опубликован отчет обсуждения литературоведами нового течения — неореализма, где это название окончательно утвердилось. Т.о. термин «неореализм» обобщает новые черты ряда реалистич. произведений, созданных китайскими писателями примерно в один период с авангардным романом (
сюнь гэнь вэньсюэ).
К числу ведущих авторов неореализма относятся Чи Ли, Фан Фан,
Лю Чжэнь-юнь, Лю Хэн, Фань Сяо-цин, Чжу Су-цзинь, Ли Сяо, Ян Чжэн-гуан, Чжао Бэнь-фу. Также к неореализму причисляются нек-рые произв.
Ван Ань-и,
Су Туна, Е Чжао-яня, Чжоу Мэй-сэня.
Новизна подхода этих писателей к реалистич. методу заключается в отказе от принципа изображения «типичных героев в типичных обстоятельствах», что можно трактовать, как их стремление отойти от реализации политич. лозунгов и директив в лит-ре. Неореализм характеризуется «возвратом к изначальному» (хуань юань), стремлением отразить истину действительности, неотягощенную идеями и интерпретациями, что было свойственно реализму в Китае с кон. 70-х. Объектом прозы неореализма являются каждодневная рутина и борьба за выживание низших слоев кит. об-ва: горожан, крестьян, беднейшей интеллигенции. Зачастую героями движут два первобытных инстинкта: пропитания и размножения, что дало основания критике говорить о том, что отныне в китайской литературе о человеке больше не пишут «с большой буквы». Произведения Чи Ли, Фан Фан, Лю Хэна, Лю Чжэнь-юня и др. скрупулезно, до мелочей восстанавливают ход мелких, малозначительных событий, формирующих течение жизни огромных масс людей в совр. Китае. Внимание неореализма сконцентрировано на заурядности и обыденности, в результате жизнь выступает лишенной всякого высокого назначения. Авторы отказываются от миссии литературы привносить смысл в описываемую реальность, они пессимистичны относительно возможности ее преображения. Неореализм обозначает «банкротство идеализма» в современной китайской литетаруре, при этом он стремится максимально объективно отразить устремления и ценности рядового жителя совр. Китая. На уровне литературных приемов неореализма особо выделяется «нулевой градус эмоций» (цингань линду). Автор не дает оценки описываемым событиям, остается невозмутимым и хладнокровным хронистом тяжкой действительности, отказывается от эмоционального накала, драматизма как инструментов построения сюжета. Неореализм стал переломным явлением в современной литературе Китая, знаменовавшим усиление ее деидеологизации.
Источники: Лю Хэн. Гоужиды лянши (Пропитание для собачьей жизни) // Чжунго. 1986, № 9; Лю Чжэнь-юнь. Да пу (Настил для пагоды) // Жэньминь вэньсюэ. 1987, № 8; Фан Фан. Фэнцзин (Пейзаж) // Дандай цзоцзя. 1987, № 5; Чи Ли. Фаньнао жэньшэн (Досадное существование) // Шанхай вэньсюэ. 1987, № 8.
Литература: Ван Гань. Бяньюань юй нуаньмэй (Периферия и смутное очарование). Куньмин, 2001, с. 17-18, 56-73; Чжан Я-сун. Синь се ши: хуйдао вэньсюэ цзышэнь (Неореализм: возврат литературы к себе) // Гэжэнь цинцзин. Цзинань, 1997, с. 32; Чэнь Сы- хэ. Чжунго дандай вэньсюэши цзяочэн (Курс по истории современной китайской литературы). Шанхай, 1999, с. 306-320.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 394.