判教 «разграничение учений». Классификация
буддийских доктрин по определенным критериям. Возникновение буд. школ в Китае и оформление их догматики заставляло их идеологов аргументировать претензии той или иной школы на абсолютную истинность ее учения и увязку его положений с положениями догматики и философии др. школ, также базировавшихся на сутрах (
цзин [1]), в к-рых — и этого никто не отрицал — зафиксированы проповеди
Будды. Поэтому в кит. буддийских школах огромное внимание уделялось «разграничению учений». В основу любой типологии был положен принцип движения от менее совершенного к более совершенному. Естественно, что в зависимости от принадлежности классификатора к той или иной буд. школе одни и те же учения занимали неодинаковые места в типологич. схемах. Доктрины о «разграничении учений» стали в Китае, а позже и в Японии, вводными разделами доктринальных комплексов буд. школ и представляли собой своеобразные «истории философий».
Литература: Игнатович А.Н. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
Автор: Игнатович А.Н.
Практически все школы стремились создать собствен. концепцию буддийского учения (см.
Буддизм), исходя из постулата, что буд. истина не содержится в раз и навсегда закрепленных формулах. Поэтому содержание буддийской проповеди каждый раз было различным, в зависимости от уровня подготовки и способности слушателей. В силу этого возникла идея различного уровня буд. сутр, неравноценности путей спасения. Каждая буддийская школа, представляя собств. классификацию учений, полагала свое учение совершеннейшим, в полной мере раскрывающим учение
Будды, а соответственно учения др. школ считала более низкими, подготовительными.
В инд. буддизме сложилось неск. систем классификации учений, в частности, деление всех сутр на «нитартха» («окончательного значения») и «нейартха» («требующие интерпретации»). В Китае одна из ранних классификаций относится к V в.; необходимость в ней была вызвана переводом Дхармаксемой (Фа-сянь) «Сутры великой паринирваны» (
«Непань цзин», полное кит. назв. «Да бо непань цзин», санскр. «Махапаринирвана-сутра»). Поскольку содержание сутры выражало идеи виджнянавады, а в Китае в то время были широко распространены идеи шуньявады, то возникла дискуссия о природе реальности и близости к истине этих двух учений.
Хуй-гуань, ученик
Кумарадживы, создал одну из первых классификаций в Китае, выдвинув концепцию «двух учений и пяти периодов» (эр цзяо у ши). «Два учения» представлены: 1) учением о мгновенном [просветлении] (дунь цзяо), к-рое приводит к мгновенному постижению истины; оно изложено в ряде сутр, в частности в «Хуаяньцзин» («Аватамсака-сутра», см.
хуаянь-цзун); 2) учением о постепенном [просветлении] (цзянь цзяо) — постепенном постижении истины. Последнее, в свою очередь, делится на «пять периодов». 1) Особое учение трияны/«трех колесниц» (сань шэн бе цзяо), суть к-рого заключается в том, что для шраваков (шэнь вэн), пратьекабудд (чжи фо) и бодхисаттв (
пуса) существуют свои собств. пути постижения буд. истины. Для шраваков это учение «четырех благородных истин» (
сы ди), для пратьекабудд — учение пратитья-самутпада (двенадцатичленной цепи причинно-зависимого возникновения, ши эр инь-юань), для бодхисаттв — шесть парамит (лю ду, см.
Боломидо). 2) Общее учение трияны/«трех колесниц» (сань шэн тун цзяо), к-рое изложено в сутрах праджняпарамиты (
божэ боломидо), прежде всего в
«Божэ боломидо синь цзин» («Махапраджняпарамита-хридая-сутра»). Эти сутры направлены на то, чтобы переучивать шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв. 3) Учение, принижающее [одних] и возвышающее [других] (и ян цзяо). Изложено в
«Вэймоцзе со шо цзин» («Сутра о Вималакирти»). Своим назв. это учение обязано тому, что данная сутра «принижает» шраваков и «превозносит» бодхисаттв. 4) Учение всеобщего возвращения (тун гуй цзяо). Это учение базируется на
«Мяо фа лянь хуа цзин» («Лотосовая сутра»), учение к-рой объединяет «три колесницы» — шравака-яну, пратьекабудда-яну и бодхисаттва-яну в «единую колесницу» (экаяна, и шэн) — Будда-яну (фо шэн), к-рая и есть махаяна (
да шэн). 5) Учение вечного пребывания (чан чжу цзяо), основывающееся на «Непань-цзин» («Махапаринирвана-сутра»), в к-рой говорится о вечном пребывании Будды в нирване (
непань).
Цзи-цзан не принял идею «пяти периодов» Хуй-гуаня. Согласно позиции Цзи-цзана, изложенной, в частности, в соч. «Сокровенный смысл трех шастр» («Сань лунь сюань и», верхний раздел), все сутры, независимо от того, являются ли они сутрами хинаяны (
сяо шэн) или махаяны, существуют ради спасения всех живых существ, все они объясняют буд. путь; а поскольку способности разных людей воспринимать буд. учение различны, то форма его подачи не должна быть единой, раз и навсегда установленной, но содержание проповедей и их форма должны быть различными. В соответствии с этим Цзи-цзан придерживался широко распространенной в буддизме концепции «двух канонов, трех поворотов [колеса Учения/Дхармы]» (эр цзан сань лунь).
«Два канона» означают 1) палийский канон — «канон шраваков», неполное учение, буддизм хинаяны и 2) т.н. санскритский канон — «канон бодхисаттв», полное учение, буддизм махаяны.
Буддизм хинаяны (
сяо шэн) не дает полного описания реальности, поэтому Цзи-цзан называет его бань цзы цзяо — «учением полуслов». Буддизм махаяны может быть понят как учение, дающее полное описание реальности (юань мань у цюэ ды мань цзы цзяо — досл. «всеохватное, без изъянов, полнословное учение»).
«Три поворота [колеса Учения/Дхармы]» (сань лунь, досл. «три колеса», «три круга») — это буд. концепция чакравартина/чакраварти-раджи (царь, вращающий колесо [Учения/Дхармы], лунь ван). Суть этой концепции в общем виде Цзи-цзан излагает в «Чжун лунь шу» («Комментарий к „Шастре о срединном видении“»; «Шастра о срединном видении» — санскр. «Мадхьямика-шастра»; см.
«Чжун [гуань] лунь»). Так, буд. учение в своем развитии проходит три этапа. На первом все живые существа слушают наставления Будды, благодаря к-рым они могут стать буддами, достичь нирваны. Но многие не в состоянии понять смысл буд. учения, и потому на втором этапе появляются три буд. учения, три «колесницы»: шравакаяна, пратьекабуддаяна и бодхисаттваяна. На третьем этапе все три «колесницы» вновь приходят к одной — «колеснице Будды», ибо любой буд. путь в конечном счете приводит в нирвану.
Цзи-цзан в своих соч. «Фа хуа цзин ю и» («Краткое содержание “Лотосовой сутры”»), «Фа хуа цзин сюань лунь» («Трактат о сокровенном в “Лотосовой сутре”»), «Фа хуа тун люэ» («Обобщение “Лотосовой сутры”») детально рассматривает концепцию «трех поворотов [колеса Учения/Дхармы]». Коренной поворот (бэнь лунь) колеса Учения/Дхармы знаменуется появлением «Аватамсака-сутры», к-рая, однако, из-за своей сложности недоступна пониманию живых существ. Только бодхисаттвы могут понять ее глубокий смысл. Поэтому второй поворот колеса Учения/Дхармы (мо лунь, конечный поворот) знаменуется тем, что проповедуются сутры, доступные пониманию обычных людей. Это сутры хинаяны, а также сутры, предшествующие «Лотосовой сутре»: «Вималакирти-[нирдеша]-сутра» («Вэймоцзе со шо цзин»), «Праджняпарамита-сутра» («Божэ цзин») и др. На третьем этапе (гуй юань, возвращение к истоку) проповедуется «Лотосовая сутра», в к-рой провозглашается достижение нирваны всеми живыми существами без исключения.
Учение о «трех поворотах колеса Учения/Дхармы» Цзи-цзан воспринял от своего учителя, Фа-лана. Фа-лан проповедовал концепцию «трех учений» (сань цзяо), согласно к-рой существуют три этапа развития буддизма. На первом этапе проповедуется «Аватамсака-сутра», к-рая, однако, остается непонятой. Второй этап знаменуется появлением сутр, содержание к-рых может быть понято людьми. На этом этапе появляются хинаяна и махаяна, соответственно проповедуются сутры хинаянского и махаянского содержания, в зависимости от способностей людей («Праджняпарамита-сутра», «Вималакирти-сутра», «Лотосовая сутра» и др.). На третьем этапе проповедуется «Махапаринирвана-сутра», здесь раскрывается смысл того, что в конечном итоге все буд. сутры ведут к общей цели — нирване.
Литература:Игнатович А.Н. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Хань Тин-цзе. Шэлунь ши ды шичэн цзи ци чжэли (Преемственность и основные философские воззрения учения шэлунь) // Чжунхуа фосюэ сюэбао. 1999. № 12 (июль).
Автор: Анашина М.В.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 545-547.