牛王, Князь волов, Бао-ню да-ван (Великий князь охранитель волов), Ню-лань да-ван (Великий князь воловьего загона), в китайской народной мифологии бог — покровитель крупного рогатого скота. Считалось, что он предохраняет волов и коров от эпизоотии. Согласно одной из традиций (уезд Мисянь пров. Хэнань), Ню-ван по происхождению был ученым, жившим в XIII в. в конце дин. Сун. Будучи разоренным и лишенным привычных занятий вследствие установления монг. династии Юань (с 1271), он, став земледельцем, никогда не бил своего вола, на котором пахал. Если вол останавливался, ученый опускался перед ним на колени, и вол тянул плуг дальше. По др. традициям, в качестве Ню-вана выступает некто Цзинь Да-шэн (отсюда, возможно, и эпитет цзинь — «золотой», часто прилагаемый к Ню-вану) с гор Мэйшань (пров. Чжэцзян), обожествленный в качестве духа звезды Тянь-вэнь («небесного мора»), к-рый может принимать облик вола. Ню-ван известен также под именем Цзинь-ню («золотой вол»). В одном из мифов Цзинь-ню остановил наводнение в Цяньтане (совр. Ханчжоу) в пров. Чжэцэян в 332.
В Китае в XVIII — нач. ХХ вв. были широко популярны лубочные антропоморфные изображения Ню-вана (иногда вместе с
Ма-ваном — покровителем лошадей). Их размещали подле конюшни или в помещениях для скота с охранительной целью.
Источники: Цзун Ли,
Лю Цзюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Народные божества Китая). Шицзячжуан, 1986, с. 441–442;
Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Божества Китая). Пекин, 1990, с. 385–387.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 537-538.