Синология.Ру

Тематический раздел


Му Ши-ин

穆時英, Му Ши-инМу Ши-инпрозв. Фа Ян, Ни Мин-цзы. 1912, уезд Цыси пров. Чжэцзян — 28.06.1940, Шанхай. Писатель, обществ. деятель. Род. в семье банкира, разорившегося в конце 1920-х. Му Ши-ин с детства жил в Шанхае, где и по­лучил образование, окончив в нач. 1930-х ф-т кит. лит-ры ун-та Гуанхуа. Бурж. воспитание не помешало увлечению Му Ши-ина в студенч. годы марксизмом, что направило первые шаги его тв-ва в русло рев. лит-ры. В 1930 в журн. «Синь вэньи юэкань» были опубликованы его первые рассказы «Цзамэнь ды шицзе» («Наш мир») и «Хэй сюаньфэн» («Черный вихрь»). В 1931 на страницах веду­щего журн. «Сяошо юэбао» появился его рассказ «Нань бэй цзи» («Северный и Южный полюсы»), давший название первому сб. рассказов писателя, изданному в Шанхае в 1932. Кроме того, в 1930 Му Ши-ин опубликовал роман «Цзяолю» («Слияние»). Произведения 1930—1931, посвященные жизни люм­пен-пролетариата и исполненные протеста против совр. действительности, были положительно оценены доминировавшей в те годы левой критикой. В молодом писателе увидели глашатая пролетарского сознания, чьи произведения отличаются высокой эмоциональностью и оригинальным использо­ванием лексики низших слоев об-ва.
 
Однако уже в 1932 в тв-ве Му Ши-ина наступил резкий перелом, приведший его на стезю модернизма. Это было обусловлено его увлечением произве­дениями Лю На-оу — первого популяризатора яп. неосенсуализма в Китае, знакомством с тв-вом яп. писателей Ёкомицу Риити, Хорогути Дайгаку, Хаяси Фусао, с произведениями франц. модерниста П. Морана и психоанализом З. Фрейда. Кроме того, к смене творч. ориентации Му Ши-ина подтолкнули склонность к лит. экспериментам и обида на Лу Синя за нелицеприятные высказывания в свой адрес при их личной встрече. Му Ши-ин начал исповедовать автономность лит-ры от политики, и первостепенным для него стало как, а не что писать. При этом он воспринял установку неосенсуализма на выражение субъективных чувств и ощущений автора, личностно интерпре­тирующего окружающую действительность. Подобное отступничество от принципов пролетарской лит-ры вызвало резкую отповедь Лу Синя и Цюй Цю-бо, но в то же время нашло поддержку у Ду Хэна — изв. сторонника «третьего пути» в лит-ре. В плане худ. техники Му Ши-ин одним из первых в Китае стал использовать монтаж, «поток сознания», прямые и обратные повторы, смену субъекта повествования, отказ от знаков препинания, разл. размер шрифта и др. Сюжет его произведений, как правило, строился вокруг флирта в танцевальном или ночном клубе, ресторане или кафе, коими изобиловал Шанхай в 1930-е. Известно, что и сам Му Ши-ин вел богемный образ жизни, проводя значительную часть времени в подобных заведениях, и даже женился на танцовщице. Его герои не только наслаждаются калейдоскопом развлечений, предоставляемых совр. мегаполисом, но и ощущают трагич. не­избежность отставания от бешеного ритма жизни. Однако гл. объектом изображения у писателя является не столько модная молодежь, сколько Шан­хай — самый вестернизированный город Китая того времени. Рассказы Му Ши-ина зачастую окрашены эротич. мотивами, писатель широко использо­вал откровенные метафоры даже при описании гор. ландшафта. Подобное новаторство немедленно принесло ему скандальную известность и признание в качестве «мастера китайского неосенсуализма», превзошедшего своего ку­мира и учителя Лю На-оу.
 
Му Ши-ин, Лю На-оу, Ши Чжэ-цунь и Е Лин-фэн были гл. представителями шанхайского модернизма 1930-х. К репрезентативным модернистским рас­сказам Му Ши-ина можно отнести: «Шанхай ды хубу’у» («Шанхайский фокст­рот», 1932), продолжение неоконченного романа «Китай в 1931», писавшегося под влиянием романа Джона Дос Пассоса «1919», «Craven „A“» (1932), «Хэй мудань» («Черный пион», 1932), вошедшие в сб. «Гунму» («Кладбище», 1933). Неск. позднее у Му Ши-ина вышли сборники рассказов «Байцзинь ды нюйти сусян» («Платиновая статуя обнаженной женщины», 1934) и «Шэн чунюй ды ганьцин» («Любовь Святой Девы», 1935). В сер. 1930-х в неустойчивых политич. взглядах писателя вновь произошла перемена, и он стал редактировать националистич. лит. журналы, подведомственные Гоминьдану, а в 1937 вошел в гоминьдановский комитет по контролю за печатными изданиями. Начало Войны сопротивления Японии застало его в Гонконге, где он сотрудничал в газ. «Синдао жибао». Му Ши-ин участвовал в создании Гонконгского фи­лиала ВАРЛИ.
 
Следующий резкий поворот в гражданской позиции Му Ши-ина произо­шел осенью 1939, когда, вернувшись в Шанхай, он пошел на службу в прояпонское марионеточное пр-во Ван Цзин-вэя, где возглавил Управление информ. пропаганды, Национальное агентство новостей, газ. «Чжунхуа жибао» и «Вэньхуэй бао». Осенью 1939 и весной 1940 он совершил две рабочие поезд­ки в Японию. В июне 1940 Му Ши-ин был убит предположительно гоминьдановскими спецслужбами.
 
Литература:
Чжунго сяньдай вэньсюэ шоуцэ (Справочник по современной ки­тайской литературе) / Под ред. Лю Сянь-бяо. Пекин, 1987; Эр ши шицзи чжунго сяошо фачжань ши (История развития китайской прозы в 20 в.) / Под ред. И Синь-дина. Пекин, 1997; Lee L. Ou fan. Shanghai Modern: the Flowering of a New Urban Culture in China, 1930—1945. Cambr. (Mass.), 1999; Shih Shu-mei. The Lure of the Modern: Writing Mo­dernism in Semicolonial China, 1917—1937. Berk., 2001.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 364-365.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.