莫言,
Мо Яньнаст. имя Гуань Мо-е. 1956, дер. Гаоми пров. Шаньдун. Совр. писатель. В 11 лет, во времена «
культурной революции», был вынужден оставить школу. В 1976 после нескольких отказов попал в
НОАК, где дослужился до кадрового политработника. В армии получил образование: в 1984 стал слушателем Академии искусств НОАК, а затем — аспирантом Лит. ин-та им. Лу Синя. Лит. карьера началась в 1981. В 1986 был принят в СКП. В 1997 завершил службу в армии и стал редактором газеты. Ранние произведения писателя, такие как «Миньцзянь иньюэ» («Народная музыка»), написаны в традиц. реалистич. манере, повествование ведется от третьего лица. Начиная с сер. 80-х повествоват. манера писателя значительно усложняется. В 1985 внимание читателей привлекает его повесть «Тоумин ды хун лобо» («Редька, красная снаружи, прозрачная внутри»), где голос рассказчика смешивается с внутр. голосом гл. героя — деревенского мальчика, сироты, доходяги, обладающего феноменальной чуткостью восприятия природы. В 1986 в журн. «Жэньминь вэньсюэ» («Народная лит-ра») публикуется повесть «Хун гаолян» («Красный гаолян»), к-рая приносит автору нац. премию «За лучшую повесть года» и мировую известность (фильм режиссера Чжан И-моу «Красный гаолян», снятый в 1988 по сценарию Мо Яня, получил премию «Оскар» как лучший иностр. фильм). В рамках небольшого по объему произв. автор сумел рассказать увлекательную историю семьи на фоне событий в 1930-х в период антияп. войны. Повествование ведется от имени внука участников описываемых событий и «монтируется» из ряда эпизодов, нарушающих линейную последовательность событий. В 1987 выходит в свет «Хун гаолян цзяцзу» («Красный гаолян: Семейная сага»). Это цикл повестей, объединенных одним героем, что, по выражению автора, делает произведение «полноправным романом». Книга представляет собой смешение мифов и легенд с историями гротесковой жестокости. После «Красного гаоляна» критика стала связывать тв-во Мо Яня с «лит-рой поиска корней» (
сюньгэнь вэньсюэ) и «магическим реализмом», получившими распространение в Китае в сер. 80-х. По признанию писателя, на его тв-во оказали влияние Ф. Рабле, П. Уайт, Г. Гарсиа Маркес и У. Фолкнер. Мо Янь — автор неск. романов, десятков повестей и множества рассказов, в т.ч. сборников «Тоумин ды хун лобо» («Редька, красная снаружи, прозрачная внутри»), «Баочжа» («Взрыв»), романов «Тяньтан суаньтай чжи гэ» («Чесночные баллады»), «Шисань бу» («Тринадцать шагов»), «Цзюго» («Винное царство»), «Фэн жу фэй тунь» («Большая грудь, широкие бедра») и др. События многих его произведений происходят в дер. Гаоми. Книги писателя переведены на англ., франц., нем., итал., исп., яп., кор. и др. языки.
Источники: Мо Янь вэньцзи, 12 цз. (Собр. соч. Мо Яня в 12 т.). Пекин, 2004; Mo Yan. Red Sorghum / Tr. by H. Goldblatt. N.Y., 1993; idem. The Garlic Ballads / Tr. by H. Goldblatt. N.Y., 1996; idem. The Republic of Wine / Tr. by H. Goldblatt. N.Y., 2001; idem. Big Breasts and Wide Hips / Tr. by H. Goldblatt. N.Y, 2003.
Литература: Мо Янь яньцзю цзыляо (Материалы для исследования творчества Мо Яня) / Под ред. Ян Яна. Тяньцзинь, 2005; McDougall B.S., Kam L. The Literature of China in the Twentieth Century. Gosford, 1998; Yang Xiao-bin. The Chinese Postmodern: Trauma and Irony in Chinese Avant-Garde Fiction. Ann Arbor, 2002.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 360.