民生哲學 «философия народного благосостояния». Филос. концепция, выработанная идеологом партии
Гоминьдан Дай Цзи-тао в 20-х гг. XX в. и ставшая одной из теоретич. основ внутр. политики
Чан Кай-ши (1887–1975), политич. и военного деятеля, возглавлявшего пр-во кит. гос-ва и Гоминьдан.
Исходный постулат этой категории гласит, что «жажда жизни», или «стремление к существованию» (
шэнцунь дэ юйван) человеч. рода является движущей силой обществ. развития. Поскольку жизнь — это «изнач. цель человечества и одновременно — его конечная цель», постольку жизнь есть «средоточие истории». Идейными основами
миньшэн чжэсюэ служили этич. и политич. доктрины «гуманности, долга и добродетели» (
жэнь и дао дэ сысян) в конф. трактовке (см.
Конфуцианство), а также отд. положения, сформулированные
Сунь Ят-сеном. Центр. место в этой концепции занимал тезис, характерный для всей немарксистской обществ.-политич. мысли Китая XX в., — об отсутствии в стране классовых антагонизмов, о возможности и необходимости разрешения всех обществ. проблем на путях социального партнерства: «человеколюбие (
жэнь [2]) — это сущностная характерная черта жизни человечества», «классовые различия ни при каких условиях не могут разрушить присущее человечеству чувство человеколюбия». В области политич. системы
миньшэн чжэсюэ пропагандировала элитаризм, харизматич. идеи, рассматривая лидеров
Гоминьдана как «вождей, творящих историю», «обладающих истинным знанием», «единственную [реальную] силу, способную спасти Китайскую Республику».
Миньшэн чжэсюэ выступала оппонентом и альтернативой марксистской мысли.
Источники:
Дай Цзитао. Суньвэньчжуи чжи чжэсюэ ды цзичу (Философские основы суньятсенизма). Шанхай, 1925.
Литература:
Ван Цзюэ-юань. Миньшэн чжэсюэ шэнлунь (Подробный анализ философии народного благосостояния). Тайбэй, 1972.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 351.