до 1895 г. и их отношения с аборигенами История заселения Тайваня ханьцами помогает ученым КНР развивать концепцию «бесспорного кровного единства» острова и материка. На Тайване, в свою очередь, пытаются проследить формирование специфического тайваньского самосознания и реконструировать процессы ассимиляции аборигенных этносов, и потому также часто обращаются к означенной теме
[1]. В отечественной литературе история миграций не получила должного освещения в связи с преимущественной ориентацией специалистов на изучение современного положения Китайской Республики.
Апеллируя к письменным источникам, китайские ученые утверждают, что походы на Тайвань начались с III в. до н. э. Но это не привело к массовой миграции ханьского населения. Вплоть до XII в. юг Китая был слабо освоен ханьцами, и острой необходимости в поиске новой земли не было. Тем не менее, движение через пролив существовало постоянно, и во второй половине XII в. к побережью Фуцзянь на бамбуковых плотах нередко приплывали люди
пишея – вероятно, аборигены Тайваня [11, с. 17-18]. В записях 1160 г. о распространении рода Су из фуцзяньского г. Дэхуа, в числе мест проживания указан и Тайвань [16, с. 34]. Скорее всего, первыми туда добрались рыбаки, потому названия многих островов Пэнху, лежащих на пути к Тайваню, связаны с рыболовным промыслом. Находки сунских монет, керамики и фарфора позволяет с определенностью говорить о поселениях на Пэнху в конце XI в., а в конце XIII в. архипелаг был административно закреплен за Китаем [6, p. 6].
В отечественной историографии хорошо обоснованы социально-политические и экономические предпосылки начала массовой миграции на Тайвань из прибрежных провинций в XII-XIII вв. [2, с. 9–14]. Из описаний «Юаньши» неудачных экспедиций на «Люцю» 1292 и 1299 гг. следует, что организаторы походов имели смутное представление о Тайване, и в первом случае достигли только одного из небольших соседних островов [5]. Зарубежные ученые отмечают [6, p. 8], что Ван Даюань, посетивший с торговыми суднами Пэнху, а затем Тайвань, соответственно, в 1347 и 1349 гг., во втором случае не упоминает о живущих там китайцах. Однако торговый обмен с туземцами существовал, о чем свидетельствовали виденные им китайские гончарные сосуды. Торговля была столь активной, что на острове, по свидетельству уже цинского автора, широко использовались сунские монеты (см.: [11, с. 33, 30–31]).
С расцветом торговли с Японией в конце XIV – середине XVI вв. в гаванях Тайваня на юго- и северо-западной оконечности возникли китайские фактории. Но из 88 лицензированных для торговли в Юго-Восточной Азии судов на Тайвань в начале 1590-х гг. заходило около десять. Моряки и рыболовы с Пэнху до второй половины XVI в. опасались высаживаться на Тайвань из-за обосновавшихся там пиратов [6, p. 8–10]. Из китайских хроник не всегда ясно, когда речь идет именно о Тайване, и потому о наличии там ханьских поселений достоверно известно только от португальских мореплавателей (1596 г.). Возможно, численность китайского населения была незначительна, т. к. посетивший остров в 1603 г. ученый Чэнь Ди о китайских обитателях не упоминал (впрочем, его сочинение посвящено собственно туземцам).
В начале XVII в. пираты Янь Сыци и Чжэн Чжилун, оккупировавшие побережье Тайваня в районе современного г. Бэйган, во время засухи в Китае перевезли на остров примерно 3000 крестьян из Чжанчжоу и Цюаньчжоу [7, p. 32]. Видимо, после этого миграция продолжилась, т. к. в начале голландского правления на острове проживало около 25 тыс. китайцев [6, p. 17] (по другим источникам только 10 тысяч – см.: [3, с. 189]). В засуху 1628 г. Чжэн Чжилун при поддержке военного губернатора Фуцзяни переправил на Тайвань уже несколько десятков тысяч беженцев [14]. Из Китая и Лусона прибывали сотни торговых и рыболовецких судов. В середине XVII в. китайское население достигло 50 тысяч [7, p. 36]. Однако минские императоры так и не заявили свои права на Тайвань [4, с. 165].
Хотя предки ханьских поселенцев происходили из разных мест Китая, в т. ч. из северных районов [16, с. 38], прибывали они с побережья, и большинство – из Фуцзяни. Поэтому преобладающим китайским диалектом острова стал южно-миньский. На Тайване представлено три наречия этого диалекта: цюаньчжоуское (делится на говоры саньи (с вариациями цзиньцзян, наньань, хуйань), тунъань, аньси, сямэнь), чжанчжоуское и чаочжоуское (видоизменившееся под влиянием чжанчжоуского). Кроме того, в обширном районе смешения населения появилось новое наречие – цюань-чжанчжоуское. Выходцы из Цюаньчжоу главным образом расселились в прибрежной полосе западной равнины и в Тайбэйской котловине; потомки чжанчжоусцев сосредоточены на западе во внутренней части равнин, на холмах северо-восточного побережья, в районе равнины Ланьян [12, с. 71, 86].
Представители другой этнической группы ханьцев, хакка, – мигранты из Гуандуна, преимущественно из районов городов Мэйчжоу и Хойчжоу. Их диалект на Тайване распространен не столь широко и состоит из сысяньского, хайлуского, жаопинского, чанлэского (ухуаского), чжаоаньского и тинчжоуского (юндинского, практически исчезнувшего) наречий. Также имеется район смешения наречий (уезд Таоюань). Хакка проживают на северо-западе острова и в гористых районах юга [12, с.166, 181].
Колонизировать Тайвань пытались и другие народы, в первую очередь – японцы. Европейские коммерсанты-голландцы обосновались на острове в 1624 г. и, несмотря на бунты аборигенов и китайцев [3], не только захватили посреднические функции в торговле Китая и Японии, но и изгнали с севера испанцев. Они поощряли китайскую миграцию для развития сельского хозяйства. Даже когда торговля с Китаем была ослаблена, на Тайвань прибывало до 200 рыболовецких суден. В 1650 г. на остров временно переселилось около 8 тыс. голодающих из Фуцзяни. После восстания Го Хуайи в 1652 г. миграция несколько ослабла. Мнения ученых о численности ханьского населения в тот период расходятся. По испанским данным, даже в Зеландии уже в 1625 г. проживало около 5 тыс. китайцев [6, 1980, p. 18]. Хотя подушный налог в 1650 г. платило всего 11 тыс. человек, Сюй Вэньсюн предполагает, что к окончанию голландского правления число китайцев составляло 40-50 тыс. (только у Го Хуайи было около 15 тыс. последователей), и достигло 100 тыс. человек к 1680-м гг. [6, p. 17, 23]. М.Ф. Чигринский называл последнюю цифру, характеризуя миграцию в голландский период [3, с. 189].
Число самих голландцев достигало лишь 2800 человек [7, p. 36]. Для поддержания своего господства они провоцировали распри среди племен, между аборигенами и китайцами, формировали отряды туземцев для подавления китайских волнений.
Давление ханьского населения, новые административные структуры, налогообложение туземных общин, карательные экспедиции, наконец, миссионерство – все это заставляло аборигенов покидать привычные места. Непосредственному воздействию новой администрации подверглись равнинные племена (пинпу) юго-запада Тайваня (сирайя, тайвоан, макатау и др.), но в ходе миграций они сталкивались с другими племенами, и в итоге происходило как слияние этносов с утратой первоначальных культурных черт, так и уничтожение более слабых племен. Первое вынужденное переселение произошло у части сирайя, которые не вынесли возраставшего вмешательства голландцев и ушли вглубь острова, в места проживания родственных племен тайвоан. Тем не менее, учитывая стремление совершенствовать нравы аборигенов (распространение христианства, открытие школ, изучение их языка и культуры), в целом китайская историография дает удовлетворительную оценку деятельности голландцев [15, с. 165, 174].
Следующий этап истории Тайваня связан с антицинским движением на юге Китая. В 1662 г. минский лоялист Чжэн Чэнгун изгнал европейцев с острова. Его армия вместе с семьями составила 30 тыс. человек, а лозунг верности национальной династии привлек представителей разных социальных слоев [2, с. 40]. Пока продолжалось наступление маньчжуров на юг, через пролив переправились сотни тысяч беженцев [14; 8, с. 347] (см. также: [2, с. 41]).
Китайская историография идеализирует фигуру Чжэн Чэнгуна, превознося его как народного героя; соответственно, положительно оценивается и его политика в отношении аборигенов. Оказанная ему сирайя поддержка в войне с голландцами трактуется как следствие тонкого хода, когда при встрече с одним из племен он выбрал из подношений не золото и серебро, а блюдо с землей и травой как символ возвращения «родной» земли из-под власти европейцев [13, с. 198]. С той же позиции описывается и колоссальная помощь туземцев продовольствием: зная «благородные стремления» Чжэна, они предоставили его армии провиант на 10 дней. Можно лишь предполагать, каким образом были получены эти средства от ведущих примитивное хозяйство туземцев [13, с. 199].
После капитуляции голландцев Чжэн прожил всего пять месяцев, но и этого срока хватило, чтобы приписать ему деяния совершенномудрого правителя: он успел навестить множество племен и принять их вождей, одаривая и обещая покровительство; снизил грабительские налоги и требовал от китайцев ведения с племенами равноценной меновой торговли; запретил армии и чиновникам захват пастбищ и лесных угодий аборигенов и наказывал нарушителей; развивал навыки земледелия в общинах. Серпы, плуги, мотыги использовали лишь аборигены, соседствующие с Тайнань, и в 1661 г. советник Ян Ин предложил предоставить быков и орудия каждому племени, а также направить людей для обучения туземцев прогрессивным методам полеводства. Хотя китаеязычная литература единогласно говорит о проведении этих мер в жизнь, Сюй Вэньсюн утверждает, что доказательств тому нет [6, p. 26]. Сын и приемник Чжэн Чэнгуна, Чжэн Цзин пошел еще дальше, разрешив детям аборигенов учиться в школах, а их родителей освободил от трудовых повинностей [8, с. 347; 13, с. 200–202]. Таким образом, правление Чжэнов рисуется как период единения ханьцев и местного населения, резко контрастирующий и с голландским, и с цинским режимами. Другие исследователи считают, что за столь короткий срок и на ограниченной территории сделать многое было невозможно, поэтому противоречия между китайцами и аборигенами уменьшились, но кардинальных преобразований не произошло [15, с. 174]. Китайские мигранты продолжали занимать равнины прибрежной полосы, и туземцы все также отступали в горы, либо усваивали образ жизни переселенцев. Помимо молчаливого протеста в виде миграций, аборигены выступали против властей и открыто – официально в период Чжэнов зафиксировано три бунта равнинных племен.
Движение на Тайвань продолжалось и после капитуляции потомков Чжэна в 1683 г. Поток ханьцев наводнил не только западное, но и восточное побережье. Эту тенденцию не нарушило ни возвращение на континент части армии Чжэна, ни запрет на переселение, действовавший до 1760 г., когда для сношений с Тайванем оставался лишь порт Сямынь [2, с. 44, 46]. Однако разорительные налоги на посевы и прочие поборы временно привели к запустению северо-западного побережья, где в конце XVII в. оставались лишь уже китаизированные аборигены (свидетельства Юй Юньхэ) [2, с. 45].
После охватившего весь китайский Тайвань антиманьчжурского восстания 1721 г. правительству пришлось принять меры, ведущие к росту населения: направить гарнизоны, выстроить сеть крепостей; поощрять въезд благонадежного китайского населения и усилить административный аппарат. В конце XVIII в. были открыты новые порты, что интенсифицировало миграцию, и по данным обследования 1811 г. ханьское население достигло 1 млн. 945 тыс. человек [14] (по другим данным – более 2 млн. [7, p. 41]). Кроме того, на заработки в летний сезон приплывали несколько сот тысяч хакка [2, с. 51]. Заметную роль в заселении острова играло клановое сознание китайцев и традиции землячества.
Рост ханьского населения интенсифицировал миграции аборигенов и размывание этнических границ. В начале XVIII в. еще одна часть сирайя ушла к востоку, где жили тайвоан, которым в 1740-е гг. пришлось отодвинуться в долины рек Лаонунси и Наньцзэсяньси. Племена макатоу также покинули места своего обитания и переселились на холмы к востоку от равнины Пиндун, а частью – на п-ов Хэнчунь. Оставшиеся подверглись дальнейшей ассимиляции. В историко-географических описаниях Тайваня конца XVIII – первой половины XIX вв. отмечалось, что люди отдельных туземных общин – потомки фуцзяньцев и местных женщин – отличаются от других «варваров» нравом и внешним видом, соблюдением китайских обычаев, а некоторые – унаследованным от предков-китайцев языком (см.: [11, с. 35]). Маньчжуры в первое время пытались запрещать браки между ханьцами и туземными женщинами [15, с. 166], однако именно в цинский период смешанные семьи получили широкое распространение.
С продвижением вглубь острова ханьцев, добывавших камфару и осваивавших целину, росли конфликты с коренным населением. С 1710 г. они заключали соглашения с аборигенами и селились близ их общин, нередко при поддержке вооруженной охраны [2, с. 46, 50]. В горах китайцев ожидали засады воинственных туземцев, гаошань (горцы) устраивали налеты на ханьские поселения. В начале XVIII в. случилось как минимум три восстания аборигенов. Для предотвращения конфликтов правительство определило границу между равнинами и горами, устроило блокпосты на основных путях в горы и с 1739 по 1875 г. запрещало вторжение во владения гаошань. За этот период официальные упоминания о восстаниях горцев отсутствуют, но тем больше оказывалось давление на равнинных жителей. Так, в 1758 г. администрация стала требовать от них следования китайским обычаям и принятия китайских имен. В первой половине XIX в. прослеживается четыре волны массовой миграции народов пинпу.
После отмены запрета на расселение в горах с целью лучшего освоения земель специальные ведомства стали вербовать крестьян в Сямыне, Фучжоу, Сяньтоу, Сянгане. Желающих за счет казны переправиться на новую землю было так много, что через 20 лет китайское население Тайваня превысило 3 млн. 700 тыс. человек [14]. Гаошань, особенно атаял и пайвань, ожесточенно сопротивлялись китайцам, и за следующие два десятилетия произошло около 20 крупных восстаний аборигенов.
В 1884 г. на Тайвань был направлен Лю Минчуань, добившийся через год для острова статуса провинции. Свою задачу новый губернатор видел в укреплении обороноспособности Тайваня, т. к. островом помимо Японии все активнее интересовались западные державы. Проблемы внешней безопасности и внутреннего развития Лю Минчуань связывал воедино, и действовал активнее, чем другие местные администраторы. В частности, он пытался провести аграрную и налоговую реформы, учреждал дополнительные уезды, чтобы усилить контроль. В число вопросов внутренней политики входило управление аборигенами. К этому времени столкновения с горцами в ходе освоения камфорных лесов переросли в настоящую войну от севера до центра Тайваня [2, с. 184–185]. Стремясь навести порядок и разрешить межэтнические конфликты, Лю Минчуань в качестве основного принципа обозначил «умиротворение варваров», а дополнительного – уничтожение сопротивлявшихся [15, с. 168]. Территория проживания аборигенов была разделена тремя дорогами: Северной от Пули до Илань, Южной от Пули до п-ова Хэнчунь, и Восточной в районе Тайдуна. Также через горы проложили дорогу от западного побережья до восточного, что не только улучшило сообщение, но и расширило возможности хозяйственного освоения горных районов. От этих дорог разошлись вооруженные отряды, которые силой и убеждением за считанные месяцы подчинили десятки тысяч аборигенов [15, с. 169]. Теперь стало легче наносить удары по бунтующим «дикарям», но в вооруженных экспедициях, организованных добытчиками камфары против атайял, по-прежнему гибли отряды числом до полутора тысячи человек [2, с. 185].
Одновременно Лю Минчуань заботился о спокойствии «умиротворенных варваров», предоставив общинам самоуправление, награждая (продуктами, скотом и т. д.) подчинившиеся племена. Он старался контролировать самоуправных чиновников, обижавших туземцев, и направлял китайцев строить мосты и дороги, обучать гаошань земледельческим методам, освоению целины. Для аборигенов открывались новые школы, где грамоту преподавали на китайском языке. В деле управления губернатор опирался на местных грамотеев и чиновников, разбиравшихся в особенностях отношений ханьцев с аборигенами и в обычаях туземцев [15, с. 171-173]. Однако, хотя китайские историографы дают высокую оценку достижениям Лю Минчуаня в данной сфере, есть и более критичный взгляд. Так, Ф.А. Тодер утверждает, что стабилизировать положение в пограничных с аборигенами районах ему не удалось: «К моменту отъезда Лю Минчжуаня с Тайваня в июне 1891 г. кампания против аборигенов была в самом разгаре» [2, с. 185–186].
Неподдававшихся ассимиляции горцев китайцы называли
шэн фань, т. е. «незрелые варвары» (или
е фань – «дикие»), в отличие от туземцев, живших на равнинах –
шу фань, т. е. «созревших» – «окультуренных варваров», или
пинпу фань (англ.
pepo tribes) – «варваров равнин»
[2]. Эти народы, издавна проживавшие в разном природном окружении, ко времени прибытия ханьцев уже приобрели специфические культурные черты и отличались в языковом отношении, в действительности представляя собой две разные группы. Когда японские ученые стали систематически изучать языки аборигенов, появились новые классификации. Ино: Ёсинори в 1895 г. разделил пинпу на три группы в зависимости от степени китаизации. Девять из 11 выделяемых народов он характеризовал как полностью перенявшие китайскую культуру и язык, племена пазэх сохраняли свой язык, но утратили традиционную культуру, а сохранить и язык, и часть обычаев сумели кавалань на северо-восточной равнине Ланьян (см.: [10, с. 31, 32]). Но и у этих народов было распространено двуязычие, а родной язык стремительно забывался [9, с. 109, 115, 122, 126].
Таким образом, к моменту захвата острова Японией, коренные этносы равнин были в основном ассимилированы ханьцами, а жители гор испытывали все возрастающее давление, ведущее к нарушению хозяйственно-социальных ритмов традиционной жизни. Массовая волна китайского крестьянства хлынула на остров в начале XVII в. в результате демографического роста в Фуцзяни и поддерживалась голландскими и проминскими властями. Хотя в период цинского владения островом приток населения ограничивался запретами на переселение на Тайвань и на освоение внутренних районов, миграция последних десятилетий увеличила численность ханьского населения по сравнению с серединой XIX в. почти в полтора раза.
Литература:
- Кучера С. Историческая наука в Китайской Республике. – Восток. 1998. № 1.
- Тодер Ф.А. Тайвань и его история (XIX в.). М., 1978.
- Чигринский М.Ф. Восстание Го Хуай-и на Тайване в 1652 г. – Седьмая науч. конф. «Общество и государство в Китае». Тез. и докл. Ч. 1. М., 1976.
- Чигринский М.Ф. Из предыстории голландской колонизации Тайваня (о голландско-китайских отношениях первой четверти XVII века). – Шестая науч. конф. «Общество и государство в Китае». Тез. и докл. Ч. 1. М., 1975.
- Чигринский М.Ф. О китайских экспедициях на Тайвань при Хубилае и Тимуре. – Пятнадцатая науч. конф. «Общество и государство в Китае». Тез. докладов. Ч. 2. М., 1984.
- Hsu Wen-Hsiung. From Aboriginal Island to China Frontier: The Development of Taiwan before 1683. – China’s Island Studies in the Historical Geography of Taiwan. Honolulu, 1980.
- Wang I-Shou. Cultural Contact and the Migration of Taiwan’s Aborigines: A Historical Perspective. – China’s Island Studies in the Historical Geography of Taiwan. Honolulu, 1980.
- Го Бонань, Лю Фуюань. Чжунхуа у цянь нянь ши хуа (О пятитысячелетней истории Китая). Тайбэй, 1992.
- Ли Жэньгуй. Тайвань юаньчжуминь ши. Юйянь пянь (История аборигенов Тайваня. Лингвистика). Наньтоу, 1999.
- Лян Чжихуй, Чжун Юлань. Тайвань юаньчжуминь ши. Пинпуцзу ши пянь (чжун) (История аборигенов Тайваня. История народа пинпу (Ч. 2)). Наньтоу, 2001.
- Ху Юмин, Ма Синьлай. Тайвань вэньхуа (Культура Тайваня). Шэньян, 1991.
- Хун Вэйжэнь. Тайвань фанъянь чжи люй (Путешествие по диалектам Тайваня). Тайбэй, 1999.
- Чжан Чунгэнь. Тайвань лиши юй гаошаньцзу вэньхуа (История Тайваня и культура гаошань). Синин, 1992.
- Чжоу Сюэсян, Чэнь Чжипин. Минь Тай иминь ши (История миграции миньцев на Тайвань). – Сеть «Здравствуй, Тайвань». 10.06.2004.
- Чжоу Цин, Чжан Вэньянь. Ши лунь Лю Минчуань ды «ли фань» чжэнцэ (Предварительное обсуждение политики «управления варварами» Лю Минчуаня). – Лю Минчуань цзай Тайвань (Лю Минчуань на Тайване). Сб. докл. науч. симпозиума. Шанхай, 1987.
- Ши Ляньчжу. Тайвань шилюэ (Краткая история Тайваня). Фучжоу, 1980.
- ↑ Об исторических исследованиях на Тайване и месте в них рассматриваемой проблематики см: [1].
- ↑ Народность шао относили к особой категории хуа фань – «превращаемые/переходные» варвары». Шао являлись этническими маргиналами, сочетая черты культуры пинпу и горцев. Лингвистический анализ показал, что шао стоят ближе к пинпу [9, с. 85–97]. Ши Ляньчжу, ссылаясь на письменные источники, утверждает, что е фань и хуа фань – виды шэн фань [16, c. 9–10]. Классификация Ф.А. Тодер расходится с принятой в Китае: о пинпу упоминается как о «покоренных местных племенах» хуа фань, к ним же причислена часть гаошань [2, c 3–4].