劉墉, Лю Чун-жу
崇如, прозв. Ши-ань
石庵, Цин-юань
青原 Дун-у
東武, Жигуаньфэн-даожэнь
日觀峰道人, Мин-хуа
凕華, Му-ань
木庵, Сян-янь
香巗, Цин-юань
青原, Ши-ань
石庵, посмертное имя и титул Вэньцин-
гун 文清公 и др. 1719, Чжучэн (совр. г. Гаоми, пров. Шаньдун), — 1804 (вар. 1803/1805). Гос. деятель, поэт, живописец, каллиграф, представитель «направления изучения прописей» (
тесюэ-пай 帖学派).
За свою почти вековую жизнь Лю Юн служил при четырех императорах и стал одним из тех, чья ученость определяла культурный уровень маньчж. двора. Сумев достичь высот профессионализма в каллиграфии, он блестяще продолжил ортодоксальную традицию, привнеся в нее ряд новаций, нашедших отклик у мастеров рубежа XIX–XX вв. Лю Юн в равной мере прославился работами в почерках
кайшу 楷書,
синшу 行書 и
цаошу 草書. До определенной степени на его тв-ве сказывались предпочтения императоров: при
Кан-си (1662–1722) он особенно много работал в стиле Дун Ци-чана
董其昌, что соответствовало и его собств. пристрастиям; при
Цянь-луне (1736–1795) приходилось учитывать интерес последнего к Чжао Мэн-фу
趙孟頫. Позднее он часто копировал Янь Чжэнь-цина
颜真卿, а под конец своей жизни обратился к стелам (
бэй [4]) периода Сев. династий. Его штудирование оттисков (
те 帖) было постоянным и основательным.
Произведениям Лю Юна присущи четкая структура композиций и крепкий «костяк»
гу 骨 каждого иероглифа (см.
Гу, цзинь, сюэ, жоу). Расположение знаков всегда подчеркнуто просторно. При этом Лю Юн особым образом варьирует нажим кисти, к-рая то еле касается бумаги, то совершает акцентированно сильный нажим. Данный прием восходит к технике письма танского каллиграфа и теоретика
Сунь Го-тина 孫過庭. Манера письма Лю Юна, тем не менее, индивидуальна. Его кисть попеременно движется то легко, то тяжело как внутри одного знака, так и от знака к знаку. В столбцах, несмотря на их правильность и стройность, чередуются иероглифы большего и меньшего размера. Тонко нюансированные вариации масштабов и ритмов каллиграф приводит к гармонии, редкой по чистоте и ясности. Лю Юн владеет иск-вом извлечения максимальной выразительности из минимума пластич. действия.
Литература:
Лю Хэн. Цин-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Цин). Цзянсу, 1999;
Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992;
Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 649.