羅振玉, Ло Шу-юнь
叔蕴, прозв. Сюэ-тан
雪堂. 08.08.1866, уезд Хуайань (пров. Цзянсу), — 14.05.1940. Конф. ученый, филолог, лингвист, антиквар, каллиграф, видный реформатор традиц. системы образования, один из лидеров монархического движения. Принадлежал к верхам традиц. кит. об-ва и занимал высокие посты при маньчж. дворе. В 1896 в Шанхае его усилиями было основано «Общество изучения восточных культур» (
Дунвэнь сюэ-шэ 東文學社), популяризировавшее япон. язык в Китае. В 1901 Ло Чжэнь-юй впервые отправился в Японию для изучения тамошней системы образования. С 1909 по 1912 возглавлял агрономический факультет (
Нун кэ 農科) Столичного ун-та (
Цзин-ши да-сюэ-тан 京師大學堂, совр. Кит. сельскохозяйственный ун-т
Чжунго нун-е да-сюэ 中国农业大学). С установлением Республики Ло Чжэнь-юй, ревностно преданный низложенной династии, эмигрировал в Японию и вернулся в Китай только в 1919 для активной борьбы за возвращение
Пу И на трон. В 1933–1938 он занимал различные посты в пр-ве Маньчжоу-го, но, разочаровавшись в монархическом движении, отходит от политики.
Ло Чжэнь-юй, будучи человеком глубоким, последовательным и методичным, внес неоценимый научный вклад в изучение гадательной эпиграфики (см.
Цзягувэнь) эпохи Шан-Инь (XVI–XI вв. до н.э.), древних письмен на деревянных планках, архива
Дуньхуана. Широко публиковавшиеся им древние артефакты использовались как лингвистами, так и каллиграфами, что способствовало формированию и распространению нового каллиграфич. почерка
цзягу 甲骨. Наряду с
У Чан-ши 吳昌碩 (1844–1927) Ло Чжэнь-юй считается одним из лучших мастеров почерка
чжуаньшу 篆書. Его стиль отличает ориентация на шанские прототипы чжоуского письма почерком
дачжуань 大篆. Ло Чжэнь-юй использует самые архаичные и наиб. лаконичные варианты написания пиктограмм, в к-рых архетипы графических образов представлены с наибольшей очевидностью. Сдержанная манера письма не имитирует напрямую эффект резьбы на гадательных костях. Кисть мастера движется медленно и с твердой решимостью. Он использует тушь густого разведения с небольшим количеством влаги, из-за чего в чертах возникают прогалы белого фона, ассоциирующиеся с шероховатостью древних гадательных костей. Обилие свободного фона подчеркивает пластическую значительность иероглифов, к-рая строится не на монументальной весомости черт, а на их особой компактной собранности. Минимизируя пластическую форму, каллиграф добивается высокой концентрации ее выразительности за счет точности расчета прилагаемых кистью усилий. Ло Чжэнь-юй с редкой отчетливостью и убедительной достоверностью передает основы нац. системы мышления визуальными символами. Он не стилизует «примитив», а воплощает цельную концепцию феномена нац. культуры, осмысляемого в ретроспекции ее многовекового опыта. В его произведениях открываются исходные универсалии каллиграфич. образов, к-рые являются действующими ментальными структурами для творцов совр. кит. иск-ва. Поэтому произведения Ло Чжэнь-юй встретили и продолжают встречать широкий отклик среди носителей кит. культуры, где бы они ни находились.
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии). Пекин, 1996;
Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981;
Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.; L., 1990;
Ellsworth R.H. Late Chinese Painting and Calligraphy: 1800–1950. Vol. 1–3. N.Y., 1987;
Ledderhose L. Die Siegelschrift (Chuan-shu) in der Ch’ing-Zeit. Ein Beitrag zur Geschichte der Chinesischen Schriftkunst. Wiesbaden, 1970.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 622-623.