洛陽 — один из древнейших городов Китая, неоднократно бывший столицей различных гос-в. Находится на месте одноименного совр. города на терр. пров. Хэнань, в правобережной зоне среднего течения р. Хуанхэ.
История Лояна восходит к легендарному г. Лои
洛邑, столице домена Чжоу-гуна
周公 (XI в. до н.э.). Согласно традиции, Лои был первым в истории Китая столичным городом, построенным по заранее разработанному плану и полностью воплотившим древний градостроительный канон, основанный на идее космологической семантики архитектурного ансамбля. Имея в плане строго прямоугольную форму (реализация представлений о «земном квадрате»), он занимал площадь почти в 11 кв. км и был окружен глинобитной стеной, протяженностью в 3700 м с севера на юг и 2890 м с востока на запад. Дворец и правительств. учреждения, тоже занимавшие квадратную в плане площадь и обнесенные стеной, располагались строго в его центре, что соответствовало представлениям о нахождении правителя в «центре мира». В дворцовой стене имелись четыре прохода, ориентированные строго по четырем сторонам света, а в городской стене — 12 ворот, по три в каждом из ее участков, причем, расположенные строго симметрично по отношению как друг к другу (центр. и боковые ворота), так и к воротам противоположного участка стены. Магистральная линия, расположенная по оси «север–юг», была подчеркнута пятью воротами, через к-рые проходила дорога, ведущая от центр. южных ворот городской стены к южным воротам дворцового комплекса. Все здания дворцово-правительств. ансамбля находились либо на этой оси, либо по бокам от нее, образуя композицию, построенную по принципу зеркальной симметрии.
С 770 г. до н.э. Лои стал столицей всего гос-ва Чжоу, однако процесс административно-территориального распада страны воспрепятствовали его дальнейшему архитектурному развитию. Принципиально новое архитектурно-планировочное воплощение Лоян приобрел в I в., когда на месте древнего города была возведена столица империи Поздняя/Восточная Хань (25–220/222). Располагаясь на площади в 14 кв. км, теперь он имел прямоугольную в плане форму (протяженность сев. участка городской стены составляла 3700 м, восточного – 3895 м, западного – 4200 м и южного – 2460 м). Высота стены достигала 5–7 м, но ширина ее участков серьезно различалась в зависимости от их пространств. ориентации. Сев. и зап. участки имели ширину у основания 25–30 и 20 м, вост. и южн. — всего 10–14 м. Возможно, что так пытались повысить магико-охранительную функцию тех частей стены, к-рые «экранировали» город от сев. и зап. зон мирового пространства, осмысляемых в древних религиозных и натурфилософ. построениях как сосредоточение злых сил, связанных с природными явлениями и бедствиями (болезни, войны). Костяк морфологич. структуры Лояна образовывали, взамен сплошной сетки пересекающихся улиц, два квартала, занимающих квадратную в плане площадь и обнесенных отдельными стенами с четырьмя, ориентированными по четырем частям света, воротами. Внутр. планировка каждого квартала строилась, исходя из оси «север–юг» и принципа зеркальной симметрии. Внеш. городская стена по-прежнему имела 12 ворот, но прежняя схема их расположения тоже была нарушена. В южн. части стены располагались четверо ворот, а в северной – двое. Логично предположить, что указанные семиотические особенности отражают изменения, произошедшие в мировосприятии китайцев в результате глобальных социально-политических коллизий начала I в. (низложение ханьского правящего дома, узурпация трона, массовые повстанческие движения).
После гибели империи Поздняя Хань Лоян оставался столичным городом на всем протяжении III в.: вначале — царства Вэй (220–265) периода Троецарствия (220–280), затем — дин. Западная Цзинь (265–316). Вэйский Лоян был отстроен при втором монархе — Мин-ди
明帝 (прав. 227–239) и с учетом градостроительной модели, заданной древним Лои. Дворцовый ансамбль был вновь размещен в центре города и обнесен отдельной стеной. Но в городской стене на этот раз было сделано не 12, а 13 ворот, вновь с явным нарушением их былой симметрии: в южн. и зап. участках находились по четверо ворот, в сев. — двое, в вост. — трое ворот. Кроме того, в терр. Лояна впервые была четко выделена «храмовая зона». Состоявшая из трех алтарей она располагалась в его сев.-вост. углу. Власти Западной Цзинь воздержались от к.-л. существенных изменений планировки столицы, ограничившись достройкой стен, городских ворот и превращением «храмовой зоны» в самостоятельный архитектурный комплекс: он был обнесен стеной и получил собств. название (Цзиньюнчэн
金鏞成).
В 311 во время взятия его войсками
сюнну, Лоян был полностью разрушен. Его возрождение состоялось уже в самом конце V в. благодаря культурно-идейной политике очередных монархов гос-ва Северная Вэй (386–534), основанного народностью
тоба 拓拔. В соответствии с проводимым ими курсом на китаизацию своего гос-ва, было принято решение (495) о переносе собств. столицы в древний столичный р-н. Хотя истинный облик северовэйского Лояна вызывает немало споров среди специалистов, принято считать, что в его планировке окончательно утвердилась схема, в к-рой доминирующее положение занял принцип осевой симметрии. Согласно более поздним лит. описаниям и чертежам, город делился на северную и южную половины, граница между к-рыми проходила по улице, тянувшейся от западных (Сиян-мэнь
西陽門) до восточных (Дунъян-мэнь
東陽門) ворот. Императорская резиденция располагалась в его сев. части, занимая площадь примерно в 1 кв. км (ок. 1/10 терр. столицы). Вторую архитектурную ось образовывала магистраль, проходившая от южных городских ворот и делившая Лоян на зап. и вост. половины, по обе стороны от к-рой располагались административные здания. Вся остальная территория южн. части была занята жилыми кварталами, образующими «сетку» с прямоугольными ячейками, и многочисл. буд. храмами. Кроме варьирования традиц. китайских планировочных принципов, «северная» градостроительная практика вобрала немало заимствований из архитектуры гос-в Западного края (Восточного Туркестана, Средней Азии). Наиб. существенные изменения произошли в конструкции городской стены: ее стали окаймлять по верхнему срезу ажурными зубчатыми конструкциями, восходящими от архитектурных деталей (зубчатые кирпичи, венчающие городские стены), свойственных азиатскому градостроению (города ахеминидского Ирана, среднеазиатских гос-в и полисных образований, типа Самарканда, Чачи). Северовэйский Лоян был разрушен во время междоусобных войн конца тобийского гос-ва. Но идеи, наметившиеся в архитектурно-инженерном иск-ве V–VI вв., получили дальнейшее развитие в эпоху Тан (618–907), наиб. полно воплотившись в столице новой империи —
Чанъани. Лоян же превратился в ее культурную столицу, статус обоих городов передают их названия — Западная столица (Сицзин
西京) и Восточная столица (Дунцзин
東京) соответственно.
Строительство Восточной столицы началось еще при дин. Суй
隨 (581–618) по инициативе ее второго монарха Ян Гуана
揚廣 (имп. Ян-ди
煬帝, прав. 605–618). Поскольку руины северовэйской столицы не подлежали восстановлению, был выбран свободный земельный участок, находившийся примерно в 20 км к западу от чжоуского Лояна. Новый Лоян, возведенный всего за два года, значительно уступал по размерам Чанъани, но отчасти повторял ее композицию. В нем также присутствовали «Августейший город» (Хуан-чэн
皇城), где были сосредоточены правительств. учреждения, и дворцовый р-н — «Дворцовый город» (Гун-чэн
宮城). Северная и южная части Лояна оказались на разных берегах р. Лошуй, тем не менее, он тоже имел не только единую стену (27,5 км), но и площадь, тяготеющую в плане к квадрату. Более того, русло реки превратили в структурообразующую ось, разделившую Лоян на северную (дворцово-административную) и южную (жилую) части. В стене, как и в Чанъани, находились 12 ворот, но расположенных ассиметрично: по трое ворот в вост. и зап. участках, а в южном и северном — двое и четверо соответственно. Еще одной специфич. особенностью планировки Лояна стало смещение «Дворцового города» и «Августейшего города» в его сев.-зап. квадрат, что разрушило четкость осевого построения за исключением зап. части города. По ней проходила магистраль, ведущая от боковых южных ворот, через остров посередине реки, к центр. воротам «Августейшего города». Семиотика «Августейшего города» и «Дворцового города», обнесенного отдельной стеной с 7 воротами (три — в южном участке стены, по одному в западном и восточном), напротив, базировалась на принципах осевой симметрии и трехчастного построения. Первый из них нашел воплощение в гл. магистрали, проходящей по «Августейшему городу»: по сторонам от нее как раз и располагались кварталы администр. учреждений. Тогда как в «Дворцовом городе» все гл. здания находились на оси «север-юг». Трехчастная композиция возникала за счет соотнесения «Дворцового города», выступающего архитектурной доминантой данной части Лояна, с двумя шеренгами симметрично расположенных кварталов «Августейшего города». В южной части Лояна была воспроизведена ячеечная квартальная система, образованная 120 улицами. Т.о. танский Лоян выступает одним из самых выразительных примеров экспериментов кит. градостроителей и их умения адаптировать планировочные стандарты к ландшафтными условиями.
Серьезно пострадавший в ходе мятежей и войн конца эпохи Тан и окончательно разрушенный во время нашествия
чжурчжэней в 1130-е и, чуть позже, монголов (нач. XIII в.), Лоян так и не был возрожден. Сегодня он представляет собой относительно небольшой город с населением чуть более 0,5 млн чел. и преимущественно с совр. застройкой.
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб.–, 2004;
Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на
пороге средних веков. М., 1979;
Стужина Э.П. Китайский город XI–XIII вв.: экономическая и социальная жизнь. М., 1979;
Бо Си-нянь. Суй Тан Чанъань Лоян чэн хуа шоуфа ды таньтао (Исследование планировочных принципов городов Чанъань и Лоян [эпох] Суй и Тан) // ВУ. 1995. № 3;
Ван Чжун-ло. Вэй Цзинь Нань-бэй-чао ши (История [эпох] Вэй, Цзинь и Южных и северных династий). Шанхай, 2004;
он же. Суй Тан У-дай ши (История [эпох] Суй, Тан и Пяти династий). Т. 1. Шанхай, 2004; Лоян вэньу юй гуцзи (Культура и исторические достопримечательности Лояна). Пекин, 1987; Чжунго дучэн цыдянь (Словарь столичных городов Китая) / Под ред. Чэнь Цяо-и. Цзянси, 1999;
Boyd A. Chinese Architecture and Town Planning. Chic., 1962;
Steinhard N.Sh. Chinese Imperial City Planning. Homolulu, 1990;
Wu Hong. Monumentality in Early Chinese Art and Architecture. Stanf., 1995.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 623-625.