сквозь призму культуры
За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. На современном этапе нашей истории мир Китая, воспринимается западной культурой в виде загадочной легенды, неумирающего мифа, прочно укоренённого в сознании. Этот мир таит в себе много неожиданного и парадоксального, ведь особенности менталитета китайцев, сформировавшегося на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, основаны на многовековых традициях, ритуалах и правилах. Духовное наследие их великих соотечественников для жителей Китая не просто «философские памятники», а неукоснительное руководство к действию.
Киноискусство Поднебесной можно рассматривать как необычный (и притягательный) источник для изучения как китайского менталитета, так и шире, как ветви мирового кинематографа; оно имеет много интересных особенностей, отличающих китайское кино от кинематографа западного мира. Конечно, прежде чем сформироваться в окончательном виде, кинематографу Китая пришлось пройти сложный путь. На первом этапе развития и становления киноискусства, от него требовалось соблюдение жёстких правил, установленных руководством КПК. Творчество вписывалось в рамки идеологического воздействия и пропаганды [2, с. 59], ему не позволялось раскрыться во всей полноте. Но с годами эта необходимость строго соблюдения канонов была преодолена, и свобода творческого порыва культуры кино стала формировать и оттачивать особенности киноискусства Китая.
В последнее время кинематограф всё больше относят к индустрии развлечения, забывая о том, что это ещё и одно из искусств. Создание фильма – сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматургов, режиссёров, актёров, операторов, костюмеров. Киноискусство обращено к массовой аудитории, оно создаёт иллюзию реальности воплощаемых в фильме событий и является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов.
Китай традиционно рассматривал искусство как воспитательный процесс, а воспитание есть в том числе пропаганда идеальных образцов для подражания. Откровенное нравоучение, пришедшее из конфуцианской культуры, в фильмах обретало достаточно наглядную художественную форму [1, с. 37].
Нравственные и семейные ценности были и являются важными для китайских зрителей, поэтому для успеха того или иного произведения достаточно жизненного сюжета, правдивости деталей, упоминания реальных персонажей, постановки проблемы, положительности смысла и хорошей концовки.
К каждому фильму, желающему быть представленным широкой аудитории этой страны, предъявляются требования цензуры. Любой фильм, выходящий на экраны Китая, должен соответствовать требованиям китайского законодательства. Так, к прокату не допускаются ленты, содержащие сцены сексуального характера и сцены жестокости. Иногда проверки и согласования по выпуску тех или иных фильмов затягиваются на несколько месяцев, что помогает избежать пиратского проката.
Создатели фильмов считают важным проиллюстрировать легенды и предания, традиционность китайского быта, самобытность не подвергшейся европеизации культуры Китая. Красота природы, её краски – предмет любования каждого китайского режиссера.
Кинематограф Китая заметно отличается от фильмов других стран. Конечно в нём нельзя увидеть динамики и ярких масштабных голливудских спецэффектов, но это не означает что в Китае отсутствует настоящее киноискусство. Отличительной особенностью китайских фильмов является любовь к показу боевых искусств, искусно вписанных в сюжет фильма. Сцены боёв в исполнении талантливых актёров, каскадёров, прекрасно режиссированные, кажутся невероятными и нечеловеческими, вкупе с высоким уровнем художественного мастерства и спецэффектами делая картину завораживающей. Также стоит отметить, что именно посвящённые кунфу фильмы смогли проторить дорогу в большое кино. Второй отличительной чертой китайских фильмов является их театральность – что неудивительно, именно театральное искусство Китая положило начало драматическим сюжетам для фильмов. В таких картинах присутствует богатство актёрской игры, расстановка акцентов на символические жесты, предметы и мимику.
Каждая культура имеет свой шифр, свой культурный код, который воспроизводится из поколения в поколение. Этот шифр вписан в традицию. Понять его умозрительно очень сложно, ведь это не отвлечённая категория, а жизненный опыт, который приобретается путём воспроизведения традиции в личном переживании. Это путь, который каждый, приобщаясь к знаниям традиции, проходит самостоятельно.
Литература
1. Торопцев С.А. Китайское кино в «социальном поле», 1949–1992. М.: Восточная литература, 1993.
2. Торопцев С.А. Трудные годы китайского кино. М.: Искусство, 1975.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 2 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 385 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 380-381.
Автор: Соболева Е.В.