康里巎巎, Канли Цзы-шань
子山, прозв. Чжэн-чжай
正齋, Шу-соу
恕叟. 1295–1345. Каллиграф эпохи Юань (1271–1368).
При жизни Канли, тюрок по происхождению, достиг в каллиграфии известности не меньшей, чем
Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Современники говорили: «На юге Чжао [Мэн-фу], на севере Няо». Канли получил образование в гос. училище, а затем в
Ханьлинь академии. При монг. дворе заведовал биб-кой и был хранителем коллекции каллиграфии и живописи. Занимался каллиграфией с удивлявшим даже китайцев рвением. Ежедневно прописывал по три тыс. иероглифов и не останавливался даже тогда, когда его силы были на исходе. Его талант проявился в уставе, полууставе и скорописи. Канли пытался возобновить моду на ханьский стиль почерка
чжанцао 章草, в к-ром последняя черта прописывается с дополнительным усилием. Этот выбор, с одной стор., утверждал каллиграфа в его причастности к кит. традиции, а с другой — был излишне консервативен и не вписывался в общую динамику развития кит. культуры, а потому не получил широкого отклика. Одним из лучших произведений каллиграфа в почерке
синцао 行草 считается свиток со стихами
Ли Бо «Ли Бо гу фэн ши цзюань»
李白古風詩卷 из собрания Токийского нац. музея. Кисть Канли движется стремительно и даже резко, но за счет хорошей центровки ее кончика черты получаются округлыми, упругими и крепкими. Кит. авторы отмечают силу и ритмич. богатство его каллиграфич. пластики.
Источники:
Сун Цзинь Юань шуфа (Каллиграфия [периода династий] Сун, Цзинь и Юань) / Под ред. Шэнь Пэна. Пекин, 1986.
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;
Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия [периода династий] Юань, Мин). Цзянсу, 1999;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 594.