任伯年, Жэнь И
任頤,
Жунь
潤, Сяо-шу
小屬, прозв
. Сяо-лоу
小樓/曉樓, Цы-юань
次遠, Шоу-даоши
壽道士. 1840, Шаньинь (совр. Шаосин, пров. Чжэцзян), — 1896.
Ключевая фигура Шанхайской школы живописи (
Шанхай-хуапай, вар. Приморская школа —
Хай-пай).
Родился в семье торговца, глубокого образования не получил, но стал художником благодаря природному дарованию. В молодости зарабатывал на жизнь, расписывая веера; для более успешной торговли подписывал изделия именем известного в то время живописца Жэнь Сюна
任熊 (1823–1857). Обнаружив на рынке чужие работы со своей подписью, Жэнь Сюн стал выяснять их происхождение, разыскал мастерскую, где работал Жэнь Бо-нянь и взял его в ученики. Позже Жэнь Бо-нянь брал уроки у Жэнь Сюня
任薰 (1835–1893). Являясь наиб. одаренным мастером в «четверке Жэней», в к-рую входят оба его учителя и Жэнь Юй
任預 (1853‑1901, сын Жэнь Сюна и племянник Жэнь Сюня), Жэнь Бо-нянь считается также одним из
Цин мо сань цзя («трех великих мастеров конца [периода] Цин»). В юности он примкнул к восстанию
тайпинов (1850‑1864), но после гибели отца уехал в Шанхай, где и прожил с краткими перерывами б
ольшую часть жизни. В искусстве обращался практически ко всем жанрам и к очень широкому диапазону тем и сюжетов; в живописи
хуа-няо («цветы и птицы») выработал индивидуальный стиль, но особенно больших успехов добился в фигуративном жанре
жэнь-у (
хуа)
(«люди и предметы / люди с предметами», «живопись/изображения фигур»), создав целую галерею выразительных образов
Чжун Куя — победителя бесов.
На формирование стиля Жэнь Бо-няня повлияла живопись Чэнь Хун-шоу (1599‑1652),
Чжу Да и наследие живописцев XVIII в., т.наз. «восьми чудаков из Янчжоу» (
Янчжоу ба гуай). Ему удалось органично соединить высокие традиции «живописи интеллектуалов» (
вэньжэнь-хуа) с непосредственностью народной живописи и нарождающейся в портовом городе модой на зап. рекламу. В произведениях Жэнь Бо-няня лиризм образов сочетается со свежестью взгляда на сюжет, простота композиций — с неожиданными ракурсами изображений. Непринужденное письмо парящей кистью, яркие и чистые цвета передают присущее мастеру открытое, спокойное и немного ироничное отношение к жизни. Тв-во Жэнь Бо-няня в значительной мере предопределило формирование «национальной живописи» (
го-хуа) в нач. ХХ в. Среди наиб. прославленных почитателей и последователей этого мастера был выдающийся художник XX в.
Сюй Бэй-хун 徐悲鴻 (1895–1953), с 1949 до 1953 пред. Всекит. союза художников), к-рый в 1917–1927 пройдя обучение в Японии, Франции и Германии, вернулся в Китай и работал параллельно в зап. технике живописи и рисунка и в манере нац. живописи
го-хуа.
Литература:
Дин Си-юань. Жэнь Бо-нянь ишу лунь (Беседы об искусстве Жэнь Бо-няня) // До-юнь (Купа облаков). Шанхай, 1983, с. 173‑196; Жэнь Бо-нянь хэ та-ды хуа (Жэнь Бо-нянь и его живопись). Мэйшу, 1957; Жэнь Бо-нянь хуацзи (Альбом живописи Жэнь Бо-няня). Пекин, 1960.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 586.