В начале 1990-х гг. произошли кардинальные изменения в мире, связанные с распадом СССР и превращением мира из двухполюсного в многополюсный, что требовало переосмысления стоявших перед Китаем задач с точки зрения обеспечения стабильного развития страны и укрепления её международных позиций в новых исторических условиях.
Кардинальные перемены в мире оказали влияние и на общественные настроения в Китае, где в конце 1980-х гг. проявилось недовольство населения ростом цен на фоне разрастания коррупции, чем воспользовались оппозиционные элементы. Одновременно наметился раскол в руководстве КПК по вопросу об отношении к выступлениям оппозиции, что ещё больше обострило ситуацию, завершившуюся
трагическими событиями на площади
Тяньаньмэнь. Последовавший за этими событиями трехлетний период борьбы против «буржуазного либерализма» привел к усилению в Китае как левацких настроений, проявлявшихся, в частности, в противопоставлении рынка социализму, так и к появлению у части коммунистов сомнений относительно перспектив дальнейшего развития социализма.
Анализ сложившейся ситуации был сделан
Дэн Сяопином во время его инспекционной поездки на Юг Китая в Учан, Шэньчжэнь, Шанхай и другие города с 18 января по 21 февраля 1992 г., в ходе которой он выдвинул ряд новых теоретических положений и поставил задачи по дальнейшему развитию страны, обозначив основные моменты текущей и долгосрочной политики. Дэн Сяопин призвал проводить реформы и открытую политику на протяжении 100 лет, видя в этом гарантию спасения социализма в Китае и сохранения всенародной поддержки КПК.
Выдвижение установки Дэн Сяопина на абсолютный приоритет развития производительных сил означало окончательный разрыв КПК с прежним игнорированием развития производительных сил и с пережитками уравниловки, что было расценено в Китае как настоящий теоретический «прорыв».
«Ключ» для «использования шанса и саморазвития» Дэн Сяопин видел в развитии экономики. Он считал, что при условии ускорения экономического развития, повышения его эффективности и качества, развития экспортоориентированной экономики «можно будет ни о чем не беспокоиться». При этом он призывал «использовать те преимущества социалистической системы, которые позволяют концентрировать силы для больших свершений». К таким преимуществам Дэн, в частности, относил крупные и средние государственные предприятия, поселково-волостные предприятия, но самым важным считал то, что у КПК «в руках находится политическая власть». Как и прежде, особое значение он придавал развитию науки и техники.
Дэн Сяопин выдвинул теоретическое положение о том, что суть реформы, так же как и революции, заключается в создании жизнеспособной экономической системы путем освобождения ее от факторов, сдерживающих развитие экономики, призвав преодолеть ограниченный взгляд на роль производительных сил при социализме и подчеркивая необходимость рассматривать «раскрепощение производительных сил» наравне с «развитием производительных сил». Отсюда им выводилась установка на заимствование всего передового в современном человеческом обществе, в том числе в капиталистическом обществе, включая современные методы управления, в целях завоевания преимущества перед капитализмом.
Дэн Сяопин выдвинул важное положение о том, что план и рынок при социализме не противоречат друг другу и призывал не бояться идти на «риск» в проведении социально-экономического экспериментирования по использованию инструментов рыночной экономики в отсутствие достаточного практического опыта строительства социализма китайского типа («год – два проводить эксперименты, получится – распространять, ошибемся – исправлять»).
В этой связи он указал на то, что в идеологии «левые» опаснее «правых», поскольку выглядят «революционнее». И хотя в Китае противодействовать нужно и тем, и другим, главную проблему, по его мнению, создавали «левые», которые видели главную опасность в том, что развитие экономики по рыночным рельсам приведет к «мирному перерождению». Все это требовало устранения существовавших тогда идеологических препятствий в виде «боязни того, что везде слишком много капитализма» и «сползания» на капиталистический путь. Для этого Дэн Сяопин призвал подчинить всю работу по управлению государством трем главным критериям: обеспечению развития производительных сил социалистического общества, обеспечению укрепления совокупной государственной мощи и обеспечению повышения уровня жизни народа.
Обозначив безусловный приоритет экономики в политике партии, Дэн Сяопин вместе с тем провозгласил курс на одновременное продолжение и углубление политики реформ и открытости и усиление борьбы против всевозможной преступной деятельности, разложения при опоре на закон. При этом он призвал позаимствовать опыт Сингапура, где развитие экономики сочетается со «строгим соблюдением» «общественного порядка».
В качестве гарантии сохранения социализма при проведении политики реформ и открытости он рассматривал соблюдение выдвинутых им еще в марте 1979 г. «четырех основных принципов» в идеологии и политике («твердо придерживаться социалистического пути», «твердо придерживаться диктатуры пролетариата», «твердо придерживаться руководства коммунистической партии», «твердо придерживаться марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна») и борьбу с «буржуазным либерализмом», которую он считал необходимой продолжать на протяжении длительного времени.
Дэн призвал верить в марксизм, рассматривая его как науку, которая объясняет законы общественного развития и обосновывает неизбежность исторической смены капитализма социализмом. По его убеждению, нельзя было считать, что после распада СССР и социалистического лагеря в Восточной Европе марксизм погиб, поскольку, в отличие от капитализма, социализм на тот момент существовал лишь несколько десятков лет и ему предстоит пройти 100-летний «извилистый» для того, чтобы Китай достиг уровня среднеразвитых стран.
28 февраля 1992 г. ЦК КПК распространил текст выступления Дэн Сяопина в виде документа ЦК КПК за № 2 от 1992 г., а в марте того же года Политбюро ЦК КПК провел пленум, полностью одобривший выступления Дэна и признавший «руководящую роль» выдвинутых Дэном положений для предстоящего XIV съезда КПК. В мае ЦК КПК принял постановление об ускорении реформ, в котором предлагалось изменить функции правительства, создать и усовершенствовать систему трудовых гарантий, исходя из курса на дальнейшее развитие рыночной системы.
9 июня 1992 г. в своем выступлении в Центральной партшколе
Цзян Цзэминь, в развитие указаний Дэн Сяпина, сделанных им в ходе инспекционной поездки на Юг, предложил ускорить формирование новой экономической системы. Ключевой момент здесь состоял в повышении роли рынка в распределении ресурсов под общим контролем государства. В проект отчетного доклада ЦК КПК предстоящему съезду партии были включены установочные формулировки о строительстве системы плановой рыночной экономики социализма. Состоявшийся в октябре 1992 г. XIV съезд КПК принял решение использовать шансы и ускорить развитие путем создания системы социалистической рыночной экономики; утвердил «руководящее место» дэновской теории строительства социализма с китайской спецификой. В своем докладе на съезде Цзян Цзэминь выделил следующие основные моменты программы построения социализма с китайской спецификой:
- идти своим путем строительства социализма, руководствуясь теорией марксизма, но не заимствуя иностранные модели;
- не отрываться от реальности и исходить из того, что Китай находится на начальной стадии развития социализма и ему еще потребуется по меньшей мере столетний исторический период для завершения процесса социалистической модернизации;
- центральная задача партии – осуществление экономического строительства, главные критерии оценки деятельности КПК – развитие общественных производительных сил, наращивание совокупной государственной мощи и повышение жизненного уровня народа;
- движущей силой социализма являются реформы, рассматривавшиеся как революция, направленная на раскрепощение производительных сил. Целью реформирования экономической системы является развитие и совершенствование системы социалистической рыночной экономики при опоре на общественную собственность и распределение по труду, а также на другие экономические уклады и способы распределения, играющие вспомогательную роль;
- проведение экономических реформ требует одновременного проведения реформы политической системы, направленной на развитие социалистической демократической политики через совершенствование институтов собраний народных представителей, многопартийного сотрудничества под руководством КПК и института НПКСК при соблюдении «четырех основных принципов», обеспечивающих здоровое развитие реформ и политики открытости.
Демократия и законность рассматривались Цзяном как главные опоры общественно-политической стабильности и гарантии нормального осуществления экономического строительства, политики реформ и открытости. Однако развитие системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества в рамках НПКСК под руководством КПК увязывалось с сохранением «основного института» государственного строительства КНР – «принципа демократического централизма», т. е. сохранения монополии КПК на принятие важнейших политических решений и контроля за их претворением в жизнь.
Основные препятствия в успешном проведении реформы экономической и политической систем лежали в идейно-политической сфере: представители «правых» сил выступали против «четырех основных принципов», за буржуазную либерализацию, вплоть до повторения политического выступления против власти КПК, а «левые» были против реформ и политики открытости, видя в них источник «мирного перерождения». Учитывая, что «левые» тем самым противопоставляли себя выполнению «ключевой» задачи партии, заключавшейся в экономическом строительстве, дальнейший ход которого увязывался с углублением политики реформ и открытости, Цзян Цзэминь вслед за Дэн Сяопином объявил «левых» главным препятствием на пути проведения этой политики.
При этом, следуя сложившейся идеологической традиции, Цзян Цзэминь признал, что классовая борьба может «в определенных рамках существовать еще на протяжении длительного периода» и даже обостряться, но к этому вопросу он призвал правильно относиться и решать его исходя из того, что главным общественным противоречием в Китае является не классовая борьба, а экономическое строительство.
Цзян Цзэминь повторил выдвинутый ранее Дэн Сяопином тезис о «совокупной государственной мощи» на том основании, что на современном этапе мирового развития «суть международной конкуренции заключается в соревновании совокупной государственной мощи, основанной на экономическом и научно-техническом потенциале». Эта установка Дэн Сяопина, включающая в себя как экономическое развитие, так и формирование современной системы государственного управления, модернизацию обороны, развитие сфер образования и культуры и т.д., была в последующие годы развёрнута китайскими исследователями в теорию «совокупной государственной мощи». Цзян увязал задачу наращивания совокупной государственной мощи с тем, что отсталость неминуемо ведет к политическим потрясениям и потому единственный способ их избежать – обеспечить быстрый рост экономики. Кроме того, он обратил внимание на опасность отставания темпов экономического развития Китая от соседних стран.
Выдвижение тезиса о «совокупной государственной мощи» отражало произошедшие на рубеже 1980 – 1990-х годов изменения как в международном, так и во внутреннем плане, и в то же время оно лежало в русле логического развития выдвинутого Дэн Сяопином определения современной эпохи как эпохи мира и развития в отличие от прежней воинственной трактовки ее
Мао Цзэдуном как эпохи революционной войны.
Как отмечали китайские обществоведы, решения съезда, в которых воплотились руководящие установки, выдвинутые Дэн Сяопином в ходе поездки на Юг, знаменовали собой вхождение реформ, открытости и модернизации в «новый этап развития». Взяв курс на углубление реформ с целью создания «системы социалистической рыночной экономики», съезд обеспечил тем самым соединение преимуществ общественной собственности с эффективностью рыночного распределения ресурсов на начальной стадии социализма.
Состоявшийся в ноябре 1993 г. 3-й пленум ЦК КПК 14-го созыва принял «Решение ЦК КПК по некоторым вопросам создания системы социалистической рыночной экономики», в котором подчеркнул единство этой системы с «основной системой социализма».
Проведение в жизнь решений съезда усложнило задачи в общественном развитии. В русле решения этих задач и в развитие теории Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой Цзян Цзэминь выдвинул следующее определение основного содержания политики КПК: «Стабильность – предпосылка; реформа – движущая сила; развитие – цель. Они взаимно стимулируют друг друга». В сентябре 1995 г. на 5-м пленуме ЦК КПК 14-го созыва он обозначил стратегическую цель - в последующие 15 лет использовать исторический шанс для углубления реформы, расширении открытости и стимулирования развития. Достижение этой цели он связал с правильным урегулированием взаимоотношений между реформой, развитием и стабильностью. Вновь, как в свое время Мао Цзэдун, Цзян Цзэминь поставил вопрос о правильном разрешении противоречий внутри народа, поскольку в новой обстановке их содержание и формы проявления усложнились и при неправильном к ним подходе может быть нанесен ущерб делу общественной стабильности и развития.
Важнейшая роль в выполнении этой задачи отводилась правящей партии, которой предстояло укрепить свою организационную основу и усовершенствовать методы работы в новых условиях. На состоявшемся в сентябре 1994 г. 4-м пленуме ЦК КПК 14-го созыва было принято «Решение ЦК КПК по усилению партийного строительства», предусматривавшее укрепление демократического централизма, укрепление и совершенствование организационного строительства в первичных партийных организациях, воспитание и подбор достойных руководящих кадров. А в феврале 1996 г. ЦК КПК официально выдвинул курс на «управление государством на основе закона», провозглашенный «важной составной частью» теории строительства социализма с китайской спецификой и «важным курсом» партии и правительства по управлению государством и обществом.
Выдвинутые Дэн Сяопином теоретические и политические установки означали сохранение курса на постепенную либерализацию экономики в сочетании с незыблемостью существующего политического строя и сыграли важную роль в стабилизации обстановки в стране и в дальнейшем расширении и углублении политики реформ и открытости. Цзян Цзэминь воспринял и продолжил эту линию, усилив партийно-государственное строительство в целях укрепления главной политической опоры социально-политической стабильности.
Воплощение выдвинутых Дэн Сяопином в 1992 г. установок на углубление и расширение реформ придало огромное ускорение процессу социально-экономического развития и модернизации КНР при сохранении и использовании существующего политического механизма, обеспечивавшего социально-политическую стабильность. Ускоренные темпы экономического роста позволили уже в 1990-е годы в основном решить первостепенную социальную задачу «накормить и одеть» миллиардное население страны и создать к началу XXI века условия для постепенного вступления Китая в эпоху
сяокан («средней зажиточности»). Однако ускоренное экстенсивное развитие на базе активно формирующейся рыночной экономики имело своими неизбежными последствиями быстрый рост имущественного неравенства, переходящий в настоящее социальное расслоение общества (следует отметить, что Дэн Сяопин неоднократно подчёркивал недопустимость расслоения общества на «два полюса» и обязанность государства использовать накопленный потенциал ускоренного развития части регионов для оказания помощи отстающим регионам). Резко вырос разрыв в развитии города и деревни и между основными регионами страны; произошло обострение дефицита природных ресурсов (прежде всего таких жизненно необходимых как вода и пахотная земля) и разрушение природной среды, переходящее в её качественную деградацию. Бурному процессу развития рыночных отношений и формирования частной собственности сопутствовало коррумпирование партийно-государственного аппарата, а также неизбежная девальвация как социалистических, так и традиционных идеологических и нравственных устоев общества.
В условиях монополии КПК на власть, на нее ложится вся ответственность за решение этих проблем, в том числе и прежде всего – проблемы нарастающего социального неравенства, противоречащего самой сути социализма. От способности правящей партии обеспечить стабильное развитие, предотвращение социального взрыва и экологической катастрофы напрямую зависит легитимность её пребывания у власти.
Решение всего комплекса указанных проблем, создающих угрозу нормальному развитию страны и самому существованию государства, возможно только на пути всестороннего сбалансированного развития, отказа от односторонней погони за темпамиэкономического роста в пользу приоритета качества развития страны. Решение этой стратегической задачи легло на плечи четвертого поколения «ядра» китайского руководства во главе с Ху Цзиньтао.
Третье поколение китайского руководства во главе с Цзян Цзэминем выдвинуло в 2000 г. концепцию «тройного представительства» КПК, призванную обеспечить адекватную требованиям времени перестройку идеологических основ деятельности китайской компартии. Эта концепция была конкретизирована в решениях состоявшегося в 2002 г. XVI съезда КПК, утвердившего курс на построение «общества
сяокан» («среднезажиточного общества»).
После съезда, с одной стороны, был взят курс на усиление партийного строительства, а с другой, за основу руководящей деятельности КПК была принята «научная концепция развития», нацеленная на согласованное развитие всех сфер жизни общества: экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, образования, науки и культуры. Одновременно, по установившейся партийной традиции, под руководством нового лидера КПК Ху Цзиньтао стала разрабатываться и новая идеологическая концепция, в данном случае – концепция строительства «социалистического гармоничного общества». Под руководством Ху Цзиньтао была проведена очевидная корректировка проводимых реформ и общего вектора социально-экономического развития страны в сторону решения назревших социальных проблем.
На состоявшемся в ноябре 2012 г. XVIII съезде КПК, приведшем к руководству партией и страной новое, пятое поколение «ядра» китайского руководства, была подтверждена приверженность теории Дэн Сяопина, концепции «тройного представительства» и научной концепции развития, а также поставлена задача «бороться за полное построение среднезажиточного общества».
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 487 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 9 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 390-397.