道統 букв. «передача
дао (учения, традиции)». Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конфуцианской философии (см.
Конфуцианство), впоследствии широко распространилось в китайском сектантстве. Хотя сам
Конфуций не использовал понятие
дао тун, конфуцианская традиция приписывает ему осмысление понимаемой под
дао тун системы передачи методов гармонизации об-ва и справедливого управления Поднебесной, преемствования принципов древних «совершенномудрых» правителей (см.
шэн [1]).
Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) включил в список мудрецов, участвующих в
дао тун, самого Конфуция: «Каждые 500 лет должен властвовать [истинный] правитель, а в промежутке между ними живут прославленные поколения» («Мэн-цзы», гл. «Гунсунь Чоу», ч. 2); «от
Яо и
Шуня до
Чэн Тана [основателя династии Шан-Инь] прошло чуть более 500 лет», «от
Вэнь-вана до Конфуция — более 500 лет» (там же, гл. «Цзинь синь», ч. 2). Т.о. концептуализировались прямая передача учения и непосредств. преемствование мудрости «высокой древности». Однако философ и литератор I в. до н.э. — I в. н.э.
Ян Сюн подверг критике эту доктрину, усомнившись в регулярности 500-летних периодов («Фа янь», гл. «У бай»).
В дальнейшем концепция
дао тун «достраивалась» за счет присоединения новых мудрецов, с тем чтобы линия преемствования традиции доходила до современности.
Дао тун стало осмысляться как передача духовного импульса, высшего духовного опыта, обладающего всеобщей мирорегулирующей функцией. Философ и поэт
Хань Юй (VIII — нач. IX в.) в соч. «Юань дао» («Истоки
дао») утверждал, что «передача
дао» шла исключительно по конф. линии в следующем порядке: Яо, Шунь,
Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван,
У-ван,
Чжоу-гун, Конфуций, Мэн-цзы. Неоконфуцианец
Чжу Си (XII в.) в этом списке после Мэн-цзы ставил своих предшественников
Чжоу Дунь-и, братьев
Чэн И и
Чэн Хао (XI в.).
В сектантской традиции, в частности в об-вах
игуань-дао,
цзюгун-
дао, понятие
дао тун осмысляется как мистический импульс, восприятие к-рого доступно лишь на высших ступенях посвящения. Считается, что передача духовного учения начата древними мудрецами в эру Синего солнца, когда «Путь Неба» (
тянь дао) стал претворяться на земле. Зачинателями передачи стали
Фу-си,
Шэнь-нун,
Хуан-ди, затем шли Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ди и Чжоу-гун. В этот период «людские души были боязливы, душа
дао была неизмеримо мала, утончена и едина, все искренне придерживались Срединного пути». В начале следующей эры — Красного солнца первым носителем
дао тун стал
Лао-цзы, к-рый учил «вскармливать свою природу и пестовать сердце», «объемля Изначальное, сохранять
Единое» (фраза из
«Дао дэ цзина»). Лао-цзы передал учение-
дао Конфуцию, учившему «пронзать все Единым», тот — Янь-цзы (
Янь Юаню) и
Цзы Сы, затем оно перешло к Мэн-цзы. На этом «конфуцианский» этап
дао тун закончился, а «истинное учение» перекочевало в Индию, где его проповедовал
Будда Гаутама. С 28-м патриархом
буддизма Бодхидхармой (V или нач. VI в.) учение-
дао возвратилось в Китай. Его последующие передачи осуществлялись в рамках
Чань школы, затем —
неоконфуцианства. На
дао тун претендует каждая из сект; в частности, основатель
игуань-дао Чжан Гуан-би считается 17-м патриархом в цепи передачи
дао тун. Концепция
дао тун оказала значительное влияние на формирование сотериологич. доктрины в сектантской традиции.
Источники: Фаньдун хуй даомэнь цзяньцзе (Общий обзор реакционных тайных обществ). Пекин, 1985.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 236-237.