戴進, Дай Вэнь-цзинь
戴文進, прозв. Юйцюань-шаньжэнь
玉泉山人, (Отшельник [живущий у] Нефритового родника). 1388, Цяньтан
錢塘 (на терр. совр. Ханчжоу
杭州, пров. Чжэцзян), — 1462. Один из крупнейших живописцев 1-й пол. эпохи Мин
明 (1368–1644), основоположник живописной «школы Чжэ» (
Чжэ-пай 浙派, «направление Чжэ», «Чжэцзянская школа», от названия провинции Чжэцзян).
Получил профессиональное худ. образование, рано снискал себе известность в творч. кругах и при дворе только что пришедшей к власти дин. Мин. Сразу же после воссоздания (сер. 1420-х) в столице (г. Пекин) Академии живописи (
Сюань-дэ хуа-юань 宣德畫院) вошел в ее руководство.
Дай Цзинь активно работал в жанрах
жэнь-у (
хуа)
人物 (畫), «(живопись/изображения) фигур» и
хуа-няо (
хуа)
華鳥(畫), «(живопись/изображения) цветов и птиц». Но самое значительное место в его творчестве занимал пейзажный жанр —
шань-шуй (
хуа)
山水 (畫), «(живопись/изображения) гор и вод». Принято считать, что пейзажи Дай Цзиня продолжали южно-сунский «стиль Ма-Ся»
馬夏, т.е. тв-во
Ма Юаня и
Ся Гуя, но уже в интерпретациях, предложенных художниками эпохи Юань
元. От «стиля Ма-Ся» Дай Цзинь заимствовал композиционные схемы, манеру письма (использование энергичных мазков, наносимых влажной кистью в сочетании с тонкой, изящной линией) и образ главного героя — человека, в одиночестве созерцающего беспредельность окружающей природы, явленную в пейзаже. Такова, напр., его картина «Чунь шань цзи цуй ту»
春山積翠圖 («Начинающие зеленеть весенние горы», 141,3x53,4 см, бумага, тушь, 1449, Шанхайский художественный музей), изображающая высокопоставленного чиновника, в сопровождении мальчика-слуги совершающего прогулку в весенних горах. Как и в картинах Ма Юаня, оба персонажа показаны на первом плане под сосной, написанной в стиле Ся Гуя. Перед ними намечена уходящая вдаль дорога. Второй план занимает изображение поросшего лесом горного склона, на третьем — огромная, простирающаяся ввысь гора, резко обрезана справа краем свитка. Между вторым и третьим планами угадывается небольшая деревушка, затерянная в долине. Худ. воздействие картины определяется контрастом между «мягкой» манерой написанных гор (тела к-рых лишь слегка обозначены, как будто затянуты дымкой) и энергичными рисунками деревьев, помещенных на первом плане и выполненных сильными, тяжелыми и намеренно грубыми штрихами.
В работах Дай Цзиня нетрудно уловить влияние и других стилистических направлений, главным образом академического пейзажа эпохи Сев. Сун. Последнее прослеживается, напр., в свитке «Сюэ янь чжань дао ту»
雪岩棧道圖 («Дорога в заснеженных горах», 173x89 см, шелк, тушь, легкая подцветка, Муниципальный музей искусств, Тяньцзинь), где горный ландшафт, образованный вздымающимися ввысь пиками, характерен для стиля северо-сунских мастеров, как показывают трактовки горных форм складчатой фактуры, и решительно обрезанные краями свитка вершины. Одновременно картина отличается обилием тонко проработанных элементов — каменных валунов, деревьев, строений.
Наиболее оригинальным и впечатляющим произведением Дай Цзиня можно считать свиток «Лин гу чунь юнь ту»
靈谷春雲圖 («Божественное ущелье [в] весенних облаках», 31,6x124,2 см, шелк, тушь, краски, Музей азиатского искусства, Берлин). Доминантой композиции является изображение усадьбы среди сосен, расположенных строго симметрично по отношению к ней на фоне отвесных горных круч. В правой части свитка эта композиция переходит в стену постепенно удаляющихся горных цепей, рассеченную водопадом; в левой части, напротив, нагромождение скал неожиданно уступает место широкому водному простору, окаймленному тающими в дымке дальними хребтами. Картина выдержана в интенсивных «холодных» тонах, следуя эстетике «сине-зеленого пейзажа»
(
цинлюй-шаньшуй 青綠山水), господствовавшего в академической живописи эпохи Тан
唐.
После отъезда Дай Цзиня в Пекин «школа Чжэ» превратилась в творч. объединение, образованное преимущественно профессиональными художниками, по существу определившими стиль набиравшей силу академической школы: представители
Чжэ-пай были постоянно востребованы в Академии живописи, и лишь в случае отставки или добровольного желания «отдохнуть от столичной жизни» возвращались в родные края. К сер. эпохи Мин отличительными приметами школы Чжэ стали консерватизм, симбиотичность и подражательность манеры письма, предполагавшая варьирование «стиля Ма-Ся», повышенное внимание к формальному аспекту живописного творчества и стремление акцентировать внеш. декоративность произведений, что полностью соответствовало теоретич. и эстетич. установкам Академии живописи. Возможно, поэтому в историю кит. живописи вошли имена только двух представителей
Чжэ-пай: самого Дай Цзиня и
Лань Ина, ее последнего лидера, хотя школа существовала на всем протяжении эпохи Мин, имея немалый обществ. авторитет.
Литература:
Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая. Каталог выставки. СПб., 2007;
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004;
Купер Р.,
Купер Дж. Шедевры искусства Китая / Пер. с англ. Минск, 1997; Сокровища Музея Императорского дворца Гугун. М., 2007; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 5. Пекин, 1986;
Чэнь Фан-мэй. Дай Цзинь яньцзю (Исследование [творчества] Дай Цзиня). Тайбэй, 1981; Шанхай боугуань цзанпинь цзинхуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004;
Barnhart R. Painters of the Great Ming. The Imperial Court and the School. Dallas, 1993;
Cahill J. Parting at the Shore: Chinese Painting of the Early and Middle Ming Dynasty, 1368–1580. N.Y.–Tokyo, 1979;
Lidderose L. Orchiden und Felsen. Chinesische Bilder im Museum fur Ostasiatische Kunst Berlin. B., 1998; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 4, 6–7. L., 1958; The Shanghai Museum of Art / Ed. by Zhen Zhiyu. N.Y., 1981.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 568-569.