高適, Гао Да-фу, прозв. Гао Чан-ши («Советник Гао из свиты императора»). 700? (совр. пров. Хэбэй) — 765? Поэт эпохи Тан, один из наиболее известных представителей «пограничной поэзии» (бяньсай ши-пай). В молодости жил в бедности, скитался, порою нищенствовал. В 733 участвовал в военном походе против киданей. В возрасте 30 лет познакомился с
Ли Бо и
Ду Фу, дружба с к-рыми продолжилась и в дальнейшем. Период 732—749 отмечен жизненными неудачами, но именно в это время начинается его поэтич. тв-во. В 749 благодаря протекции высокопоставленного сановника сдал экзамены и получил должность в войсках. Однако через три года, не желая «хлестать народ плеткой» и «выслуживаться перед вышестоящими», оставил службу и отправился в Чанъань (столица империи Тан, на месте совр. г. Сиань, пров. Шэньси). Позже поступил на службу секретарем к генерал-губернатору области на сев.-зап. Китая, вместе с ним выезжал на запад, за границы империи. На 749—756 приходится расцвет поэтич. тв-ва Гао Ши. Поскольку во время мятежа военачальника Ань Лу-шаня (755) он остался верен императору, то после подавления восстания получил повышение — занимал высокий пост генерал-губернатора (цзедуши) ряда областей. Последний период (после 756) — время карьерного взлета, но и спада в тв-ве поэта (хотя тогда и были написаны неск. талантливых стихотворений).
Гао Ши дослужился до должности придворного советника, был пожалован аристократич. титулом хоу [3] уезда Бохай. Его жизнеописание содержится в «Цзю Тан шу» («Старая история [династии] Тан»).
Лирике его присущи яркая образность и гражданское звучание. Наиболее известен «пограничными стихами», где говорится о военных походах и тяготах солдатской жизни, тоске по родному краю. Одним из лучших образцов гражданской лирики считается «Янь гэ син» («Строфы песни [царства] Янь»). Встречаются описания быта и нравов кочевников (не обязательно враждебные). Так, в «Инчжоу гэ» («Инчжоуская песня») содержатся наблюдения за обычаями киданей. Часто затрагиваются темы прощания с друзьями, разлуки, одиночества на чужбине. Нередко в его стихах можно обнаружить ист. аналогии.
Б
ольшая часть наследия поэта утрачена, сохранилось «Гао Чан-ши цзи» («Собрание произведений Гао Чан-ши») (8 цз. стихов, 2 цз. прозы).
Источники: Гао Чан-ши цзи. Гао Ши чжуань (Собр. произв. и биография Гао Чанши): В 8 цз. Шанхай, б.г. (СБЦК. Т. 1465); Гао Ши ши сюань (Избранные стихотворения Гао Ши) / Коммент. Лю Кай-яна. Чэнду, 1981; Гао Ши Цэнь Шэнь ши сюаньчжу (Избранные стихи Гао Ши и Цэнь Шэня) / Коммент. Ту Юань-цюя. Шанхай, 1983; Гао Ши. [Стихотворения] // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977, с. 275—277; Поэзия эпохи Тан VII—X вв. / Сост. и вступ. ст. Л. Эйдлина. М., 1987, с. 153—156; Дальнее эхо: Антология китайской лирики (VII—IX вв.) в пер. Ю.К. Щуцкого. СПб., 2000; Постоянство пути: Избранные танские стихотворения в пер. В.М. Алексеева. СПб., 2003.
Литература: Чжоу Сюнь-чу. Гао Ши няньпу (Биография Гао Ши в хронологической последовательности). Шанхай, 1980; Ян Инь-шэнь. Гао Ши юй Цэнь Шэнь (Гао Ши и Цэнь Шэнь). Шанхай, 1936; Chan M. Kao Shih. Bost., 1978.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. - 2008. - 855 с. С. 270-271.