文昌 Вэнь-чан(
вэнь — «литература»,
чан [
4] — «блестящий») в поздней китайской мифологии бог литературы, отождествляющийся с частью созвездия Большой Медведицы (
Бэй-доу – Северный Ковш) – Доу-куй (Черпак Ковша), или Куй (Черпак); ведает всеми литературными делами, в т.ч. и экзаменами, сдача к-рых давала право на чиновничий пост. Культ Вэнь-чана зародился в Сычуани в X–XIII вв., а в кон. XIII — первой пол. XIV в. получил распространение по всему Китаю. Особенно его почитали ученые-конфуцианцы. Фигура Вэнь-чана ставилась в отдельном киоте в конфуцианских храмах, во мн. местностях в его честь строились храмы. Обычно Вэнь-чан изображался сидящим в одеянии чиновника со скипетром в руке, символизировавшим исполнение желаний. Рядом двое помощников —
Куй-син и Чжу-и (Красное платье) — земной представитель Вэнь-чана. Получение ученой степени, как считали, зависит гл.обр. от судьбы, к-рой и ведал Чжу-и — старик с длинной бородой, одетый во все красное. Он подглядывал через плечо экзаменующегося и тайно кивал головой, указывая, что следует писать в сочинении. Празднество в честь Вэнь-чана (день его рождения) справлялось 3-го числа 2-й луны. Культ Вэнь-чана был широко распространен также в Корее и Вьетнаме. В
даосизме дух звезды Вэнь-чан считается божеством, ведающем жизнью людей.
Литература: Чжао И. Гайюй цункао (Собрание дополнительых разысканий расположенных по порядку), Шанхай, 1957, с. 764–766;
Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 86–88.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 412.