王鐸, Ван Цзюэ-сы
覺斯, Ван Сюэ-чжи
覺之, прозв. Сун-цзяо
嵩樵, Цзи-ань, Ши-цзяо
十樵, Эрши шаньжэнь
二室山人 и др. 1592, уезд Мэнцзинь (пров. Хэнань), — 1652. Каллиграф, живописец и поэт.
Ван До является ярким представителем направления эксцентриков (
се 邪) в каллиграфии рубежа дин. Мин и Цин. Всесторонне изучал наследие
Ван Си-чжи 王羲之, а также стили
Ми Фу 米芾 и
Дун Ци-чана 董其昌. В отличие от своего современника
Чжан Жуй-ту 張瑞圖, Ван До предпочитал овальную, а не заостренную пластику черт. В конце жизни увлекся проработкой блеклых тонов туши, начиная от жемчужно-серого до черного, как оникс. Во «влажных» чертах есть легкая пульсация, напоминающая стиль Ван Си-чжи. В сухих чертах присутствует крепость «костяка» (
гу [6]; см.
гу,
цзинь,
сюэ,
жоу). В качестве основы для своих произведений Ван До предпочитал дамаст. Нек-рые его вертикальные свитки необычно длинны.
Литература:
Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992;
Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992;
Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.–L., 1990;
Fu Shen C.Y. Chinese Calligraphy in the Jade Studio Collection // The Jade Studio: Masterpieces of Ming and Qing Painting and Calligraphy from the Wong Nan-p’ing collection. New Haven, Yale University Art Gallery. 1994;
Zhang Yiguo. The meaning of Wang Duo's line: a study of a scroll of the Tang poems. Thesis (Ph. D.). Columbia University, 2001.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 532.