Тематический раздел
|
(VIII в. до н.э. – V в. н.э.)[1] В статье изложены результаты исследования эпиграфического массива (кроме надписей на металле и камне) периодов конца древности — начала средневековья, точнее, периодов Восточное Чжоу, Западная Хань, Восточная Хань, Троецарствие, Западная и Восточная Цзинь (с VIII в. до н.э. по V в. н.э.).
Хорошо известно, что эпиграфические памятники являются важнейшим источником, они дополняют и уточняют данные письменных источников, в них сохранены важные, зачастую уникальные сведения, значительно расширяющие наши представления об истории. Поэтому их изучение является важнейшей задачей историков. Наша задача заключалась в том, чтобы на основе списка опубликованных эпиграфических надписей, который был составлен немецким синологом Энно Гиле [2], систематизировав материал, создать базу данных, и с ее помощью провести первичное описание эпиграфического массива. Мы стремились разработать методы анализа такого материала и ознакомить с первыми его результатами. Всего в базе 147 позиций, каждая из которых содержит сообщения об одном археологическом памятнике (чаще всего погребении), где были обнаружены надписи, таким образом, в данной публикации мы не учитываем число собственно письменных памятников, а говорим о всей совокупности текстов одного памятника. Все дальнейшие операции, включая составление аналитических таблиц и их анализ, производились на основе базы данных. Сначала опишем базовую таблицу. Она состоит из 12 колонок: 1) Номер источника; 2) Период: Восточное Чжоу (770–221 гг. до н.э.), Цинь (221–206 гг. до н.э.), Западная Хань (206–8 гг. до н.э.), Синь (8–25 гг. до н.э.), Восточная Хань (25–220 гг. до н.э.), Троецарствие (220–280 гг. до н.э.), Западная Цзинь (265–316 гг. до н.э.), Восточная Цзинь (317–420 гг. до н.э.); 3) Местонахождение — название провинции, уезда; 4) Материал носителя; 5) Содержание источника; 6) Дата открытия и сообщение о том, в каком году, месяце (иногда числе) найдена надпись; 7) Публикация оригинала и запись современными иероглифами; 8) Число отдельных фрагментов носителя, количество фрагментов; 9) Размер — сведения о длине, ширине и толщине источника; 10) Шрифт (указан не везде); 11) Число иероглифических знаков — количество иероглифов в определенной надписи; 12) Замечания. В данной статье изложены результаты анализа четырех первых колонок и частично пятой. Для этого было составлено шестнадцать аналитических таблиц (см. Приложение). Сначала будут представлены результаты анализа по местоположению, эпохам и периодам внутри них, затем - по материалу носителя и в конце — по содержанию. 1. Анализ по местоположению В базе данных содержатся надписи, обнаруженные на территории пятнадцать провинций КНР, а также в районе города Пекин и на территории КНДР. Рассмотрим материал таблиц № 1 «Распределение найденных надписей по современным макрорегионам» и № 2 «Географическое распределение найденных надписей по провинциям». Большее число археологических памятников найдено в Центрально-Южном макрорегионе (47,6%) на территории провинций Хубэй (31,9%) и Хунань (12,2%) — это земли восточночжоуского царства Чу, а северная часть Хубэя — сфера геополитического влияния царства Цинь. В Северо-Западном макрорегионе (26,5%): в провинциях Ганьсу (17,0%), Синьцзян-уйгурском АР (8,8%). В Восточном макрорегионе (14,9%): в провинции Цзянсу (8,1%). Все эти области лежат за пределами Средней Хуанхэ. Более детальную информацию можно найти в таблице № 3 «Детализация надписей по уездам в провинциях». 2. Анализ по эпохам и периодам Результаты анализа распределения эпиграфических текстов, включенных в базу данных, приведены в таблице № 4 «Распределение надписей по периодам». Сначала все тексты были распределены по эпохам, затем, где было возможно (например, Западная Хань), мы уточнили принадлежность к подпериоду. Некоторые надписи могут быть датированы и отнесены к тому или иному периоду, но есть такие, которые датируются приблизительно, например, по двум периодам (это отражено в таблице). Из таблицы № 4 видно, что большинство известных ныне надписей относятся к периодам Западная Хань (36,7%) и Восточное Чжоу (22,4%). Надписей периода Восточная Хань сохранилось значительно меньше (5,4%). Сравнительно большая часть надписей не имеет точной датировки и относится ко всей эпохе Хань (10,2%). Поскольку основные эпиграфические находки относятся к периодам Западная Хань и Восточное Чжоу, то рассмотрим их более детально. Будем придерживаться хронологического принципа. 2.1. Восточное Чжоу Самые ранние эпиграфические памятники относятся к периоду Чуньцю (770–453 гг. до н.э.), они составляют всего 1,3% от всех найденных восточночжоуских текстов. Это внешнеполитические договоры царства Цзинь (V в. до н.э.). Гораздо больше сохранилось надписей периода Чжаньго (453–221 гг. до н.э.) — 21,1%. Из таблицы № 5 «Надписи периода Восточное Чжоу» можно увидеть, что значительный массив относится к т.н. «среднему периоду» Чжаньго (ок. 400–280 гг. до н.э.) — 10,8%. Этозаписи о войнах между царствами, описи предметов в погребениях, административные и судебные записи, метеорологические тексты, а также сведения о гаданиях и жертвоприношениях. 2.2. Западная Хань К этой эпохе относится наибольшее количество надписей. Попробуем установить временные рамки внутри данной эпохи. Общее число надписей эпохи составляет 36,7% от имеющегося в нашем распоряжении массива. Из таблицы № 6 «Надписи периода Западная Хань» видно, что большее число надписей относится к раннему (17,4%) и позднему (12,0%) периоду эпохи Хань. К раннему периоду относятся надписи следующего содержания: фрагменты сообщений о ване (164 г. до н.э.), описи предметов в погребениях, фрагменты ханьских законов, записи о государственных налогах, события из истории Цинь и Западной Хань (162 г. до н.э.), официальные письма, фрагменты из сочинения Лао-цзы (168 г. до н.э.), фрагменты конфуцианских текстов (165 г. до н.э.), календари, гадательные тексты, метеорологические тексты, медицинские и магические предписания, карты и др. К позднему периоду относятся законы, административные документы и указы, описи предметов в погребениях, военные правила, записи о денежном дарении (5 г. н.э.), календари. Далее рассмотрим таблицы № 7 «Распределение надписей по правлениям императоров периода Западная Хань» и № 8 «Детализация по правлениям императоров в эпоху Западная Хань», в которых надписи распределены по правлениям императоров Западной Хань. Таблица № 7 показывает, что самое большое число надписей относится к периоду правления императора Вэнь-ди (179–140 гг. до н.э.) — 30,0%. Это период стабильности и усиления, время начала важных изменений в политической и экономической сферах. Тогда была создана определенная экономическая база, на основе которой в правление императора У-ди были проведены масштабные преобразования [Исторические записки, 2001, т.2, с. 221–246]. Таблица № 8 показывает, что если эпоху Западная Хань разделить на три периода — ранний, средний и поздний, то больше всего обнаруженных археологических памятников относится к раннему (48,1%) и позднему (33,3%) периодам. Интересно, что больше сохранилось надписей именно раннего периода. Переломная эпоха правления У-ди не оставила столько же большого числа эпиграфических памятников. 2.3. Детализация по периоду и месту Таблица № 9 «Сопоставительная таблица по времени и месту» показывает, что наиболее ранние надписи обнаружены на Средней Янцзы, а поздние — на северо-западе КНР. Так наибольшее число надписей периода Западная Хань и Восточное Чжоу найдено в провинции Хубэй — 35,1% (19) и 61,7% (21). Надписей периода Восточная Хань и Хань в целом: в Ганьсу — 62,5% (5) и 66,6% (10). Периодов Чжаньго–Цинь и Троецарствие: вновь в Хубэе 50% (4) и 40% (2). Западная Хань-Синь: Ганьсу — 25% (1), а Цзинь — в Синьцзяне — 50% (2). Все надписи периодов Троецарствие–Западная Цзинь и Западная Цзинь обнаружены в Синьцзяне. 3. Анализ материала носителя Ниже рассмотрим материал носителя, на котором производились различные записи. Заметим, что одно и то же погребение могло содержать несколько записей на разном материале. На основании таблицы № 10 «Распределение надписей по материалу носителя» можно увидеть, что основным материалом, на котором были выполнены большинство известных нам эпиграфических текстов, было дерево (53,0 %) и только потом бамбук (30,7%). На юге (бассейн Янцзы) основной материал — бамбук, на севере (бассейн Хуанхэ) — дерево. Кроме этого представлены и другие виды материалов, их разнообразие впечатляет. С помощью таблицы № 11 «Сопоставительная таблица периода и материала» есть возможность проследить, какой материал был превалирующим в каждую из рассматриваемых эпох. Больше всего известных надписей эпохи Восточное Чжоу выполнено на бамбуке (68,5%), а эпох Западной Хань — на дереве (54,7%). В последующие эпохи основным материалом тоже было дерево. Это связано с сохранностью материала: эпохи Восточное Чжоу — в землях южного царства Чу, а в другую историческую эпоху (Западная Хань) центры создания документации располагались на севере, в имперской столице г. Чанъань. 4. Анализ содержания надписей Содержательная сторона источников очень богата. Это могут быть, как записи о природных явлениях (№67 — Западная Хань, метеорологические предсказания, пр. Аньхой, уезд Фуян), так и внешнеполитический договор (№1, II – V вв. до н.э. Чуньцю, внешнеполитические договоры). Есть философские (№67 — 165 г. до н.э. Западная Хань, канонические тексты, Шицзин) и литературные тексты (№106 — Хань, литературные фрагменты). Есть официальные документы: различные указы, эдикты (№103 — 160 г. н.э. Хань, императорский эдикт), административные документы (№112 — 152 г. н.э., Восточная Хань; №105 — Хань), судебные записи, записи о ване (№49 — 164 г. до н.э. ранний период Западной Хань, фрагменты сообщений о ване), сюда же относятся письма как личного (№114 — 74 г. до н. э., Западная Хань, фрагменты частного письма), так и официального (№52 — 167 г. до н.э. ранний период Западной Хань) характера. В одном погребении могли встречаться разные по содержанию тексты, начиная с административных записей и кончая календарем. Исследовав их, можно в деталях узнать об укладе жизни того общества, о событиях и различных процессах, имевших место в конкретный период. Всего такого рода информация есть для 137 надписей. Все они разделены на 5 макрогрупп: 1) собственно исторический источник; 2) мантика и календарь; 3) верования и обряды; 4) наука и культура; 5) прочее. Внутри групп было проведено разделение на темы, подсчитано число и процентное соотношение текстов. Выявлено, что почти половина надписей принадлежит к первой макрогруппе (52,5%), а большое количество надписей принадлежит к группе «документы» (56,9% в макрогруппе, 29,9% от общего массива). Вторая половина надписей относится к макрогруппе «верования и обряды» 45,9%. Здесь же особое место занимает группа «опись вещей в погребениях» (74,6% в макрогруппе, 34,3% от общего массива). В таблице № 12 «Распределение надписей по содержанию» мы видим, что в первой макрогруппе большое число приходится на документы (32,1%), то есть на внутреннюю политику, и на переписку (12,4%) — письма и сообщения. Во второй макрогруппе очень многие записи связаны с гаданием (12,4%). В макрогруппе «верования и обряды» самое большое число источников приходится на опись погребальных обрядов (34,3%). Если рассматривать весь массив, то необходимо отметить, что описи предметов в погребении — самые часто встречающиеся записи из всего массива (34,3%, 47). На основе этих описей, в зависимости от количества погребенных вещей, можно узнать, кто был захоронен и что именно было положено в погребение. Записей, связанных с обрядами — 11,6%. Это тексты клятв, жертвоприношений, что опять таки свидетельствует о существовании представлений о потустороннем мире, о развитии первобытных форм верования, в частности, культа предков и своеобразной заботе и поклонении им, приношении жертв различным духам (№77 — 71 г. до н.э. Западная Хань, список божеств; №88 — 10 г. до н.э., Западная Хань, гадательные предсказания; №80 — поздний период Западной Хань–Синь, запись о сумме денег на ритуальные пожертвования и др.). В макрогруппе «наука и культура» 7,2% приходится на медицину (медицинские предписания) и на художественные произведения. Группа «прочее» пока сравнительно велика (26,2%), поскольку ряд текстов (в силу их единичного характера) не удалось объединить в общие группы. Основные темы в этой группе: цитаты, дарение, астрономические предписания, карты, блюда, рецепты, диетические предписания, дневник, карточки, таблицы. Сюда же отнесены надписи, содержание которых фрагментарно или неразборчиво. По мере пополнения базовой таблицы данная группа станет уменьшаться, и возможно, будут образовываться новые группы. Далее рассмотрим содержание описанных выше макрогрупп. 4.1. Детализация по содержанию внутри макрогрупп I. Собственно исторический источник Рассмотрим данные таблица № 13 «Детализация надписей в первой макрогруппе (Собственно исторический источник)». Видим, что общий процент данной макрогруппы от всего массива составляет 52,5%, то есть к данной макрогруппе относится половина всех записей, из которых большее число принадлежит к группе «документы» (61,1%). А внутри группы «документы» — административным документам (56,9%). Это говорит о том, что указы, декреты, своды законов (ханьские своды законы, циньские уставы) ценились, были широко распространены и по какой-то причине считались тем видом текстов, которые подходят для сопрогребения с умершим. Официальная переписка (11,1%) — не намного уступает частным письмам (13,8%). Записи военного характера составляют 8,3%, сюда относятся различные военные предписания, донесения (№116 — Западная Хань и Синь), правила для офицеров (№ 96 — поздний период Западной Хань), записи о вооружении (№6 — ранний период Чжаньго). К конкретным событиям относятся всего три надписи, составляющие 4,1%. (В базе данных — историческое событие (№65а — 162 г. до н.э. ранний период Западной Хань, №26 — средний период Чжаньго, царство Чу). Всего две записи о внешнеполитических договорах, составляющие 2,7 %, относятся к эпохи Восточное Чжоу, Чуньцю (V в. до н.э.) II. Мантика и календарь Таблица № 14 «Детализация надписей во второй макрогруппе» Данная макрогруппа содержит 28,4% надписей от общего массива. В самой же макрогруппе большое количество надписей относится к группе «гадания» (43,5% в группе, 12,4% от общего массива), (№2 — Чуньцю, №11 — 340г. до н.э. средний период Чжаньго, царство Чу). К группе «календарь» относится 30,7 %. Календарь какого-либо года (№43 — Цинь, календари 213, 211, 210 гг. до н.э.). К третьей группе относится 25,6 % надписей группы. Чаще всего встречаются метеорологические прогнозы (№41 — поздний период Чжаньго и Цинь, два метеорологических предсказания). III. Верования и обряды Таблица № 15 «Детализация надписей в третьей макрогруппе» Таблица № 15 показывает, на какие темы делится макрогруппа «верования и обряды» (45,9% от общего массива). Следует заметить, что к данной группе относится больше половины записей. Лидирующее положение в данной макрогруппе занимает группа «опись вещей в погребениях» (74,6% в макрогруппе, 34,3% от общего массива). Это лишь подтверждает отмеченный выше факт: о существовании и развитии представлений общества того времени о загробном мире. Жертвоприношения составляют 17,4%. (№2 — Чуньцю; №11 — 340 г. до н.э., средний период Чжаньго). Группа «магия» составляет 4,7%, к ней относятся всевозможные магические предписания (№47 — Цинь). Тексты клятв составляют всего две надписи, 3,1% (№1,2 — Чуньцю). IV. Наука и культура Таблица № 16 «Детализация надписей в четвертой макрогруппе » Вся макрогруппа «наука и культура» от общего массива составляет 21,1%. Группы « медицина»(№64 — 162 г. до н.э. ранний период Западной Хань) и «художественные произведения» (№34 — поздний период Чжаньго, царство Чу, более восьмидесяти литературных фрагментов) составляют 34,4%. Жанровая классификация надписей следующая: к «философским текстам» относится 31% надписей (№5 — ранний период Чжаньго; №7 — средний и поздний периоды Чжаньго, царство Чу, три фрагмента Лао-цзы). Заключение Приведенный анализ базы данных позволил составить целостное представление о значительной части известных и опубликованных в настоящее время эпиграфических памятниках. Мы рассмотрели сведения о времени их создания, местонахождении, материале носителя, соотношении текстов разных жанров. Начатое исследование может способствовать увеличению и расширению знаний об истории Древнего Китая. В дальнейшем анализ содержания позволит получить новые сведения об истории. Библиография Исторические записки, т.2, 2001 — Сыма Цянь. Исторические записки (Шицзи). Перевод с кит. и комм. Вяткина Р.В. и Таскина В.С. Т.2. М., 2001.
Приложение Таблица № 1. «Распределение найденных надписей по современным макрорегионам»
Название региона |
Число |
% |
Центрально-Южный |
70 |
47,6% |
Северо-Западный |
39 |
26,5% |
Восточный |
22 |
14,9% |
Северный |
12 |
8,1% |
Хэбэй или Хунань |
2 |
1,3% |
Юго-Западный |
1 |
0,6 % |
КНДР |
1 |
0,6 % |
Всего |
147 |
|
Таблица № 2. «Географическое распределение найденных надписей по провинциям»
Название провинции |
Число |
% |
Хубэй |
47 |
31,9% |
Ганьсу |
25 |
17% |
Хунань |
18 |
12,2% |
Синьцзян |
13 |
8,8% |
Цзянсу |
12 |
8,1% |
Шаньси |
6 |
4% |
Шаньдун |
5 |
3,4% |
Хэнань |
4 |
2,7% |
Внутренняя Монголия |
4 |
2,7% |
Хэбэй |
2 |
1,3% |
Хэбэй или Хунань? |
2 |
1,3% |
Аньхой |
2 |
1,3% |
Цзянси |
2 |
1,3% |
Сычуань |
1 |
0,6% |
Гуаньси |
1 |
0,6% |
Цинхай |
1 |
0,6% |
г. Пекин |
1 |
0,6% |
КНДР |
1 |
0,6% |
Всего |
147 |
|
Таблица № 3. «Детализация надписей по уездам в провинциях»
Провинция |
Уезд в провинции |
Число |
% в группе |
% общий |
Хубэй |
Цзянлин |
32 |
68,0% |
21,7% |
Юньмэн |
4 |
8,8% |
2,7% |
Цзянмэн |
2 |
4,4% |
1,3% |
Лаохэкоу |
2 |
4,4% |
1,3% |
Гуангусян |
2 |
4,4% |
1,3% |
Суйсян |
1 |
2,2% |
0,6% |
Хуанчжоу |
1 |
2,2% |
0,6% |
Гуанхуа |
1 |
2,2% |
0,6% |
Учан |
1 |
2,2% |
0,6% |
Эчан |
1 |
2,2% |
0,6% |
Ганьсу |
Шулехэ |
10 |
40% |
6,8% |
Увэй |
10 |
40% |
6,8% |
Тяньшуй |
2 |
8% |
1,3% |
Ганьгу |
2 |
8% |
1,3% |
Гаотай |
1 |
4% |
0,6% |
Хунань |
Чанша |
12 |
66,6% |
8,1% |
Силисянь |
2 |
11,1% |
1,3% |
Чандэ |
2 |
11,1% |
1,3% |
Линлисянь |
1 |
5,5% |
0,6% |
Даолун |
1 |
5,5% |
0,6% |
Синьцзян |
Жоцян |
8 |
61,5% |
5,4% |
Минфэн |
3 |
23,0% |
2% |
Турфан |
2 |
15,0% |
1,3% |
Цзянсу |
Ляньюньган |
7 |
58,3% |
4,7% |
Ханцзянь |
2 |
16,6% |
1,3% |
Янчжоу |
1 |
8,3% |
0,6% |
Ичжэн |
1 |
8,3% |
0,6% |
Ачин |
1 |
8,3% |
0,6% |
Шаньси |
Сянь |
2 |
33,3% |
1,3% |
Хоума |
1 |
16,6% |
0,6% |
Хуашань |
1 |
16,6% |
0,6% |
Юцун |
1 |
16,6% |
0,6% |
Сяньган |
1 |
16,6% |
0,6% |
Шаньдун |
Лин-и |
5 |
100% |
3,4% |
Внутренняя Монголия |
Эдсен-гол |
4 |
100% |
2,7% |
Хэбэй или Хунань? |
|
2 |
100% |
1,3% |
Хэнань |
Вэнсянь |
1 |
25,0% |
0,6% |
Синсянь |
1 |
25,0% |
0,6% |
Синян |
1 |
25,0% |
0,6% |
Шаосянь |
1 |
25,0% |
0,6% |
Хэбэй |
Динсянь |
1 |
50,0% |
0,6% |
Пиншань |
1 |
50,0% |
0,6% |
Аньхой |
Фуян |
1 |
50,0% |
0,6% |
Машань |
1 |
50,0% |
0,6% |
Цзянси |
Нанчан |
2 |
100% |
1,3% |
Сычуань |
Цюнчо |
1 |
100% |
0,6% |
Гуаньси |
Гуйсянь |
1 |
100% |
0,6% |
Цинхай |
Датун |
1 |
100% |
0,6% |
Пекин |
Дабаотай |
1 |
100% |
0,6% |
КНДР |
Лелан |
1 |
100% |
0,6% |
|
|
147 |
|
100% |
Таблица № 4. «Распределение надписей по периодам»
№ |
Период |
Число |
% |
1 |
Западная Хань |
54 |
36,7% |
2 |
Восточное Чжоу |
33 |
22,4% |
3 |
Западная Хань – Восточная Хань |
15 |
10,2% |
4 |
Восточная Хань |
8 |
5,4% |
5 |
Чжаньго – Цинь |
8 |
5,4% |
6 |
Западная Хань – Синь |
4 |
2,7% |
7 |
Троецарствие |
5 |
5,4% |
8 |
Восточная Цзинь |
4 |
2,7% |
9 |
Западная Цзинь |
3 |
2% |
10 |
Западная Цзинь и Восточная Цзинь |
4 |
2,7% |
11 |
Троецарствие – Западная Цзинь |
3 |
2% |
11 |
Цинь |
1 |
0,6% |
12 |
Чжаньго – Западная Хань |
1 |
0,6% |
13 |
Синь |
1 |
0,6% |
14 |
Восточная Хань – Троецарствие |
1 |
0,6% |
|
|
147 |
100% |
Таблица № 5. «Надписи периода Восточное Чжоу»
№ |
Период |
Число |
% общий |
% от периода |
1 |
Чуньцю (царство Цзинь) |
2 |
1,3% |
6% |
2 |
Чуньцю-Чжаньго |
1 |
0,6% |
3% |
3 |
Чжаньго (ранний период, конец V-нач. IV вв. до н.э.) |
2 |
1,3% |
6% |
4 |
Чжаньго (средний период, 400-280 гг. до н.э.) |
16 |
10,8% |
48,5% |
5 |
Чжаньго (средний и поздний период, царство Чу) |
2 |
1,3% |
6% |
6 |
Чжаньго (поздний период, царство Чу) |
3 |
2 % |
9% |
7 |
Чжаньго (общее) |
7 |
4,7% |
21,2% |
|
Общий |
33 |
22,4% |
100% |
Таблица № 6. «Надписи периода Западная Хань»
№ |
период |
число |
% общий |
% от периода |
1 |
Западная Хань (ранний период) |
26 |
17,4% |
48,1% |
2 |
Западная Хань (средний период) |
4 |
2,6% |
7,4% |
3 |
Западная Хань (поздний период) |
18 |
12,0% |
33,3% |
4 |
Западная Хань (не определено) |
6 |
4,0% |
11,1% |
|
Общий % |
54 |
36,7% |
100% |
Таблица № 7. «Распределение надписей по правлениям императоров периода Западная Хань»
№ |
Правитель, даты правления |
Число |
% |
1 |
Люй-хоу (187–179) |
2 |
3,7% |
2 |
Вэнь-ди (179–140) |
16 |
30,0% |
|
Датированы с 200 по 140 гг. до н.э. |
8 |
14,8% |
3 |
У-ди (140–84) |
2 |
3,7% |
4 |
Чжао-ди (86–73) |
2 |
3,7% |
5 |
Сюань-ди (73–48) |
3 |
5,6% |
6 |
Юань-ди (48–32) |
1 |
1,8% |
7 |
Чэн-ди (32– 6) |
1 |
1,8% |
8 |
Ай-ди (6 г. до н.э. – 1г. н.э.) |
1 |
1,8% |
|
Датированы с 104 г. до н.э. по 8 г. н.э. |
12 |
22,2% |
|
не определено |
6 |
11,1% |
|
Общее |
54 |
|
Таблица № 8. «Детализация по правлениям императоров в эпоху Западная Хань»* Ранний период (с 206 по 140 гг. до н.э., 48,1% от эпохи)
№ |
Правитель, даты правления |
Число |
% |
1 |
Люй-хоу (187–179) |
2 |
7,7% |
2 |
Вэнь-ди (179–140) |
16 |
61,5% |
3 |
Датированы с 200 по 140 гг. до н.э. |
8 |
30,8% |
|
Общее |
26 |
100% |
Средний период (с 140 по 73 гг. до н.э., 7,4%. от эпохи)
№ |
Правитель, даты правления |
Число |
% |
1 |
У-ди (140–86) |
2 |
50% |
2 |
Чжао-ди (86–73) |
2 |
50% |
|
Общее |
4 |
100% |
Поздний период (73 г. до н.э. по 8 г. н.э., 33,3%)
№ |
Правитель, даты правления |
Число |
% |
1 |
Сюань-ди (73–48) |
3 |
16,6% |
2 |
Юань-ди (48–32) |
1 |
5,6% |
3 |
Чэн-ди (32–6) |
1 |
5,6% |
4 |
Ай-ди (6 г. до н.э. – 1 г.н.э.) |
1 |
5,6% |
5 |
Датированы с 104 г. до н.э. по 8 г. н.э. |
12 |
66,6% |
|
Общее |
18 |
100% |
* Без шести надписей с неопределенной датировкой (11,1%). Таблица № 9. «Сопоставительная таблица по времени и месту»
№ |
Период |
Провинция |
Число |
% |
1 |
Западная Хань |
Хубэй |
19 |
35,1% |
Хунань |
8 |
14,8% |
Цзянсу |
8 |
14,8% |
Ганьсу |
4 |
7,4% |
Шаньдун |
4 |
7,4% |
Шаньси |
3 |
5,5% |
Синьцзян |
2 |
3,7% |
Гуаньси |
1 |
1,8% |
Аньхой |
1 |
1,8% |
Хэбэй |
1 |
1,8% |
Цинхай |
1 |
1,8% |
Пекин |
1 |
1,8% |
Северная Корея |
1 |
1,8% |
Общая сумма, % |
54 |
100% |
2 |
Восточная Чжоу |
Хубэй |
21 |
61,7% |
Хунань |
7 |
20,5% |
Хэнань |
3 |
8,8% |
Хэбэй или Хунань? |
2 |
5,8% |
Шаньси |
1 |
2,9% |
Общая сумма, % |
33 |
100% |
3 |
Восточная Хань |
Ганьсу |
5 |
62,5% |
Цзянсу |
1 |
12,5% |
Хэнань |
1 |
12,5% |
Синьцзян |
1 |
12,5% |
Общая сумма, % |
8 |
100% |
4 |
Западная Хань – Восточная Хань |
Ганьсу |
10 |
66,6% |
Внутренняя Монголия |
3 |
20% |
Цзянсу |
1 |
6,6% |
Шаньдун |
1 |
6,6% |
Общая сумма, % |
15 |
100% |
5 |
Чжаньго – Цинь |
Хубэй |
4 |
50% |
Шаньси |
1 |
12,5% |
Сычуань |
1 |
12,5% |
Ганьсу |
1 |
12,5% |
Хэбэй |
1 |
12,5% |
Общая сумма, % |
8 |
100% |
6 |
Троецарствие |
Хубэй |
2 |
40% |
Цзянси |
1 |
20% |
Синьцзян |
1 |
20% |
Аньхой |
1 |
20% |
Общая сумма, % |
5 |
100% |
7 |
Западная Хань – Синь |
Ганьсу |
1 |
25% |
Цзянсу |
1 |
25% |
Внутренняя Монголия |
1 |
25% |
Шаньси |
1 |
25% |
Общая сумма, % |
4 |
100% |
8 |
Восточная Цзинь |
Ганьсу |
2 |
50% |
Синьцзян |
1 |
25% |
Хунань |
1 |
25% |
Общая сумма, % |
4 |
100% |
9 |
Цзинь |
Синьцзян |
2 |
50% |
Ганьсу |
1 |
25% |
Цзянси |
1 |
25% |
Общая сумма, % |
4 |
100% |
10 |
Троецарствие – Западная Цзинь |
Синьцзян |
3 |
100% |
Общая сумма, % |
3 |
100% |
11 |
Западная Цзинь |
Синьцзян |
3 |
100% |
Общая сумма, % |
3 |
100% |
Общая сумма, % |
3 |
100% |
12 |
Цинь |
Хубэй |
1 |
100% |
Общая сумма, % |
1 |
100% |
13 |
Чжаньго – Западная Хань |
Хунань |
1 |
100% |
Общая сумма, % |
1 |
100% |
14 |
Синь |
Цзянсу |
1 |
100% |
Общая сумма, % |
1 |
100% |
15 |
Восточная Хань – Троецарствие |
Хунань |
1 |
100% |
Общая сумма, % |
1 |
100% |
Таблица №10 «Материал носителя»
№ |
Материал |
Число |
% |
1 |
дерево |
121 |
53% |
2 |
бамбук |
70 |
30,7% |
3 |
бумага |
11 |
4,8% |
4 |
шелк |
5 |
2,1% |
5 |
камень |
3 |
1,3% |
6 |
кость |
1 |
0,4% |
7 |
тростник (камыш) |
1 |
0,4% |
8 |
свинец |
1 |
0,4% |
9 |
жадеит |
1 |
0,4% |
10 |
гипс |
1 |
0,4% |
11 |
одежда (материал) |
1 |
0,4% |
12 |
нет |
10 |
4,3% |
|
Общее |
228 |
100% |
Таблица № 11. «Сопоставительная таблица периода и материала»
№ |
Период |
Материал |
Число |
% |
1 |
Западная Хань |
дерево |
30 |
54,7% |
бамбук |
21 |
39,6% |
бумага |
1 |
1,8% |
кость |
1 |
1,8% |
нет |
1 |
1,8% |
Общее |
54 |
100% |
2 |
Восточное Чжоу |
бамбук |
24 |
68,5% |
камень |
2 |
5,7% |
дерево |
2 |
5,7% |
шелк |
1 |
2,8% |
нет |
6 |
17,1% |
Общее |
35 |
100% |
3 |
Восточная Хань |
дерево |
11 |
100% |
4 |
Западная Хань – Восточная Хань |
дерево |
12 |
70,5% |
бамбук |
3 |
17,6% |
одежда |
1 |
5,8% |
нет |
1 |
5,8% |
Общее |
17 |
100% |
5 |
Троецарствие |
дерево |
4 |
80% |
бумага |
1 |
20% |
Общее |
5 |
100% |
6 |
Западная Хань – Синь |
дерево |
4 |
80% |
тростник |
1 |
20% |
Общее |
5 |
100% |
7 |
Восточная Цзинь |
дерево |
1 |
25% |
бумага |
1 |
25% |
камень |
1 |
25% |
нет |
1 |
25% |
Общее |
4 |
100% |
8 |
Цзинь |
дерево |
2 |
50% |
бумага |
2 |
50% |
Общее |
4 |
100% |
9 |
Троецарствие – Западная Цзинь |
дерево |
2 |
66,6% |
шелк |
1 |
33,3% |
Общее |
3 |
100% |
10 |
Западная Цзинь |
дерево |
3 |
100% |
11 |
Цинь |
дерево |
1 |
100% |
12 |
Чжаньго – Западная Хань |
бамбук |
1 |
100% |
13 |
Синь |
дерево |
1 |
100% |
14 |
Восточная Хань –Троецарствие |
дерево |
1 |
100% |
Таблица №12. «Распределение надписей по содержанию»
№ |
Макрогруппа |
Тема |
Число |
% |
I. |
Собственно исторический документ |
документы (внутренняя политика) |
44 |
32,1% |
переписка |
17 |
12,4% |
информация военного характера |
6 |
4,3% |
конкретные события |
3 |
2,1% |
внешняя политика |
2 |
1,4% |
II. |
Мантика и календарь |
гадание |
17 |
12,4% |
календарь |
12 |
8,7% |
знамения (природные явления) |
10 |
7,2% |
III. |
Верования и обряды |
опись предметов в погребениях |
47 |
34,3% |
обряды (жертвоприношения, клятвы) |
16 |
11,6% |
IV |
Наука и культура |
медицина |
10 |
7,2% |
художественные произведения (стихи, мемуары) |
10 |
7,2% |
философские тексты (трактаты) |
9 |
6,5% |
V |
Прочее |
неразборчиво |
11 |
8% |
прочее |
36 |
26,2% |
Общее |
137 |
100% |
Таблица №13. «Детализация надписей в первой макрогруппе «Собственно исторический источник»
№ |
Группа |
Тема |
Число |
% в группе |
% в макрогруппе |
% общий |
1. |
Документы |
административные документы |
41 |
93,1% |
56,9% |
29,9% |
судебные записи |
5 |
11,3% |
6,9% |
3,6% |
записи о правителе |
4 |
9% |
5,5% |
2,9% |
Общее |
44 |
100% |
61,1% |
32,1% |
2. |
Переписка |
частные письма |
10 |
58,8% |
13,8% |
7,2% |
официальные письма |
8 |
47% |
11,1% |
5,8% |
Общее |
17 |
100% |
23,6% |
12,4% |
3. |
Записи военного характера |
|
6 |
|
8,3% |
4,3% |
4. |
Конкретные события |
|
3 |
|
4,1% |
2,1% |
5. |
Внешняя политика |
|
2 |
|
2,7% |
1,4% |
|
Общее |
|
72 |
|
100% |
52,5% |
|
Общее |
|
137 |
|
|
100% |
Таблица №14. «Детализация надписей во второй макрогруппе»
№ |
Группа |
Количество |
% в группе |
% общий |
1. |
Гадание |
17 |
43,5% |
12,4% |
2. |
Календарь |
12 |
30,7% |
8,7% |
3. |
Знамения (природные явления) |
10 |
25,6% |
7,2% |
|
Общее |
39 |
100% |
28,4% |
|
Общее |
137 |
|
100% |
Таблица №15. «Детализация надписей в третьей макрогруппе»
№ |
Группа |
Тема |
Число |
% в группе |
% в макрогруппе |
% общий |
1. |
Опись погребальных предметов |
|
47 |
|
74,6% |
34,3% |
2. |
Духовный мир |
жертвоприношения |
11 |
68,7% |
17,4% |
8% |
магия |
3 |
18,7% |
4,7% |
2,1% |
тексты клятв |
2 |
12,5% |
3,1% |
1,4% |
Общее |
16 |
100% |
25,3% |
11,6% |
|
Общее |
|
63 |
|
100% |
45,9% |
|
Общее |
|
137 |
|
|
100% |
Таблица № 16. «Детализация надписей в четвертой макрогруппе»
№ |
Группа |
Количество |
% в макрогруппе |
% общий |
1. |
Медицина |
10 |
34,4% |
7,2% |
2. |
Художественные произведения |
10 |
34,4% |
7,2% |
3. |
Философские тексты |
9 |
31% |
6,5% |
|
Общее |
29 |
100% |
21,1% |
|
Общее |
137 |
|
100% |
Ст. опубл.: ИСТОРИЯ КИТАЯ. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (Сб. ст.) (май 2005 г., май 2006 г.) / Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки; [ред.-сост. М.Ю. Ульянов]. — М.: Гуманитарий, 2007. - ISBN 978-5-91367-034. C. 49-66.
- ↑ Данная статья написана в рамках научного проекта кафедры истории Китая ИСАА при МГУ «Исследование письменных источников по истории древнего и средневекового Китая».
- ↑ Библиотека Университета Чикаго. Большая часть использованного материала была опубликована в китайских научных публикациях и относится ко времени до 2000 г. Их список нами пополняется.
Автор: Ахтемова Л.А.
|
|