楊维楨, имя-
цзы Лянь-фу
廉夫, прозвища-
хао Фу-я
鈇崖, Фу дао-жэнь
鈇道人, Те-я
鐡崖. 1296, Гуйцзи (совр. Шаосин, пров. Чжэцзян) –1370. Каллиграф, живописец, ученый. Выходцем из прославленного ученого рода, давшего китайской культуре в Х в. выдающегося каллиграфа
Ян Нин-ши 楊凝式. Отец Ян Вэй-чжэня владел огромной библиотекой, располагавшейся в павильоне «Железный утес» (
Тея), к которому юный каллиграф был привязан настолько, что позднее название павильона станет одним из его псевдонимов. В 1327 Ян Вэй-чжэню сдал экзамены на высшую ученую степень
цзиньши, после чего на протяжении десятилетий занимал высокие посты в монгольской администрации. После отставки по возрасту Ян Вэй-чжэнь жил в своем имении, располагавшемся в окрестностях современного Шанхая. Поэзию, каллиграфию и живопись он совмещает с даосскими практиками. В головном уборе монаха, в одеянии из перьев этот ученый муж плавал по реке на лодке, наигрывая на флейте старинные мелодии.
Стиль Ян Вэй-чжэня в мелкоформатном уставе был весьма отличен от манеры
Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Линия преемственности Ян Вэй-чжэня восходит к мастеру VII в. Оуян Туну
欧阳通, стиль которого, в свою очередь, связан с памятниками Южных и Северных династий. Пластика черт Ян Вэй-чжэня строится на значительном изменении нажима и соответственно толщины линии в пределах одной черты, что сообщает знакам дополнительную внутреннюю динамику, местами переходящую вовне. Стремление окрашивать пластику статичных почерков приемами письма, взятыми из скорописных почерков, характерно в целом для творчества Ян Вэй-чжэня. Он создал оригинальную версию почерка
синшу 行書, приближенную к письму
куанцао 狂草. Кисть Ян Вэй-чжэня начинала свое движение с широких росчерков густой, влажной туши и действовала до полной ее отдачи, сокращая нажим до еле видимого прикосновения. Мастер специально писал старыми кистями, создававшими растрепанные и мягкие черты. Его иероглифы выглядели необычно и сравнивались китайскими знатоками с «летящим водным потоком».
Наиболее известны свитки
Чжоу Шан-цин мучжимин 周上卿墓志铭 (почерк
кайшу, музей пров. Ляонин);
Чжэнь-цзин-ань му-юань шу 真镜罨幕缘疏 (почерк
синшу, Шанхайский музей искусств).
Источники:
Сун Цзинь Юань шуфа (Каллиграфия периода династий Сун, Цзинь и Юань) / Под ред. Шэнь Пэна. Пекин, 1986.
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 896.