神農 Божественный земледелец. В древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель.
Шэнь-нунОбраз его, видимо, еще на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества
Янь-ди. По преданию, мать Шэнь-нуна — Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона (
лун). Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки (
Нюй-ва,
Фу-си): змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Считается, что Шэнь-нун зеленого цвета (цвет растительности). Когда он родился, в земле сами собой появились девять колодцев. При нем с неба выпало дождем просо, и Шэнь-нун тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписывается изобретение сельскохозяйственных орудий.
Шэнь-нуна считают первым «фармакологом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные свойства и вкусовые качества. У него был специальных треножник, на к-ром готовились целебные отвары. По преданию, жители Байминьго (Царство белых людей) поднесли Шэнь-нуну животное
яо-шоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, стоило только погладить зверя по спине и сказать ему об этом, как он тут же мчался в поля и приносил в зубах нужную для исцеления траву. Однажды Шэнь-нун проглотил стоножку, каждая нога к-рой превратилась в червя, и умер.
С Шэнь-нуном связывается также начало торговли (он устроил первые меновые базары). В поздней народной мифологии Шэнь-нун — один из триады мифических государей (
сань хуан)
— покровителей медицины. Иногда он именуется
Яо-ваном (Царь лекарств).
Литература:
Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 79–89;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
Чжун Цзун-сянь. Янь-ди Шэнь-нун синьян (Верования, [связанные с] Янь-ди Шэнь-нуном). Пекин, 1994.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники:
Шицзин (Книга песен и гимнов) / Пер. А.А.Штукина. М., 1987, с. 193, 330; Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.;
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. Л.С.Переломова. М., 1993, указ.;
Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 30 – 31;
Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ. (Священный земледелец).
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ. (Крестьянский бог);
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, указ.;
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Сост. А.И.Кобзев. М., 2003, указ.;
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 301 – 302.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 756-757.