Синология.Ру

Тематический раздел


Чжу Юнь-мин

祝允明, Си-чжэ 希喆 и 希哲, Ци-чжи шэн 枝指生, Чжи-шань 枝山, 1460/1, Сучжоу (пров. Цзянсу) –1526/7. Каллиграф, лидер мастеров школы Умэнь-пай  吳門派 (см. У-пай). Родился в знатной семье. Его одаренность проявлялась во всем. В пять лет он писал крупные иероглифы, а в девять лет наравне со взрослыми сочинял стихи. В этом же возрасте он уже знал основной корпус классических текстов наизусть. Чжу Юнь-мин учился каллиграфии у своего деда по матери Сюй Ю-чжэня 徐有贞 (1407–1472) ‑ высокопоставленного чиновника и каллиграфа, известного своими работами почерком цаошу 草書. Другим его наставником был тесть Ли Ин-чжэнь 李应桢 (1431–1493). В перечень каллиграфической подготовки Чжу Юнь-мина вошли все основные имена в истории китайской каллиграфии, поэтому его называли «эрудитом каллиграфии». Уже в юном возрасте он был признан одним из лучших каллиграфов своего времени. Будучи натурой страстной и азартной, Чжу Юнь-мин жил на широкую ногу. Он пренебрег карьерой чиновника и реализовывал себя только в искусстве. Растратив немалое состояние на азартные игры и красавиц, Чжу Юнь-мин завершил свою жизнь в бедности, болезнях и, по китайским меркам, преждевременно умер в 66 лет.
 
Чжу Юнь-мин от природы был близорук и поэтому в уставе он специализировался на мелком формате. Его работы в уставе примечательны тем, что демонстрируют комбинацию многих стилей, но так, что ни один из них не доминирует над другим. В скорописи Чжу Юнь-мин работал в трех манерах одновременно. Первый вариант характеризует архаическая простота, столбцы иероглифов аккуратны и компактны. Это соответствует почерку чжанцао 章草, но каллиграф дополнительно усиливает четкость композиции и ясность черт, сохраняя при этом высокую динамику их пластики. Тем самым он как бы вводит метод устава в скоропись. Второй вариант восходит к гармоничной и размеренной скорописи периода династии Цзинь. Структура устава в этом случае отсутствует, и пластика скорописи разворачивается в своем наиболее чистом виде. Третий вариант соответствует куанцао 狂草. В этой скорописи Чжу Юнь-мин обычно писал в крупном формате. Знатоки характеризовали его произведения как «скоропись духовного триумфа» (цао и шэнь шэн 草以神胜). Скоропись Чжу Юнь-мина буквально источает сияние, она стремительна, словно шквалистый ветер и полна метаморфоз. При кажущейся спонтанности его произведений их концепция глубоко продумана.
 
Чжу Юнь-мин в своем эссе «Рассуждения о каллиграфии» (Лунь шу те 論書帖) записал: «Если иметь мастерство (гун ), но без “небесных свойств” (тянь син 天性), то духовность (шэнь-цай  神彩) не появится. Если иметь “небесные свойства”, но не обладать мастерством, то духовность не реализуется». В каллиграфии самого Чжу Юнь-мина оба компонента представлены в изобилии, поэтому его лучшие произведения излучают сияние духа.
 
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992; Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии). Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Чэнь Юй-лун. Чжунго шуфа ишу (Искусство китайской каллиграфии). Пекин, 1991; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. – Сянган, 1981; Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 838.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.