五方神 Духи пяти направлений (у фан шэнь)«духи пяти сторон». В китайской мифологии духи пяти гл. направлений: востока, запада, юга, севера и центра. Каждой из сторон света соответствовали определенные стихии (или
первоэлементы), цвета, живые существа (по словарю «Эр я» — «Приближение к классике», VI–II вв. до н.э.): востоку — дерево, зеленый цвет,
би-му-юй (пара одноглазых рыб со сросшимися хвостами); западу — металл, белый цвет,
би-цзянь-шоу (полумышь-полузаяц, букв. «зверь со сросшимися плечами»); югу — огонь, красный цвет, птица
би-и-няо; северу — вода, черный цвет,
би-цзянь-минь (человек, имеющий половину тела и по одному глазу, ноздре, ноге и руке); центру — земля, желтый цвет,
чжи-шоу-шэ (двуглавая змея). Гл. направления и соответствующие им первоэлементы в ср.-век. традиции были соотнесены с пятью мифич. управами (огня –
Хо-бу, воды, дерева и т.д.); их главы со временем и стали почитаться в качестве
у фан шэней. Так, в «Сань цзяо coy шэнь цзи» («Записки о поисках духов трех религий», XVI в.) духами
у фан шэнь названы духи четырех морей (
сы хай) и реки Хуанхэ (см.
Хэ-бо). Понятие
у фан шэнь нередко контаминировалось с понятием
у шэнь («пять духов), как именовались помощники пяти мифич. государей (см.
У ди). В легенде, отраженной в сочинениях XVI в., духов пяти сторон света зовут
Чжу-жун,
Сюань-мин,
Гоу-ман,
Жу-шoy и
Хэ-бо.
Даосы наделили духов пяти сторон света полномочиями помощников князя лекарств —
Яо-вана.
Литература: Werner Е.Т.С. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 569–571.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 630.