章炳麟, Чжан Тай-янь.
Чжан Бин-линь (Чжан Тай-янь)1869, пос. Цанцяньжэнь, уезд Юйхан пров. Чжэцзян, — 1936, Сучжоу. Обществ. деятель, мыслитель, публицист, педагог, один из идеологов нац. бурж.-демократич. движения в Китае. Родился в семье разорившегося в пер. восстания тайпинов землевладельца, поклонника традиц. кит. культуры, противника маньчжуро-цинской династии, оказавшего серьезное влияние на формирование мировоззрения сына. Учился в привилегиров. высшем учебном заведении «Обитель классики», где проявил склонность к научным изысканиям. Из-за болезни не принимал участия в экзаменах на ученую степень. В 1897 начал сотрудничать в шанхайском журн. «Ши у бао» («Вестник современных событий»), пропагандируя реформы в Китае. Затем в Ханчжоу участвовал в трех периодич. изданиях, продолжая популяризировать идеи обновления страны. Пытаясь привлечь на сторону реформаторов крупных кит. сановников, обратился с письмом к Ли Хун-чжану, а затем принял приглашение наместника Хугуана Чжан Чжи-дуна наладить издание журн. «Чжэн сюэ бао» («Вестник правильного учения»), но отношения с чиновником не сложились. В шанхайской печати в соответствии с принципами
легизма пропагандировал войну как метод усиления гос-ва («Шан Ян»). После поражения движения за реформы (сент. 1898), опасаясь ареста, уехал на Тайвань (дек. 1898), где участвовал в редактировании тайбэйской газеты, критикуя политику цинских правителей. По требованию тайваньской администрации покинул Тайбэй и в 1899 перебрался в Японию, где стал сотрудничать в журнале «Цин и бао» («Вестник чистых обсуждений»; см.
Цин тань), основанном
Лян Ци-чао. Здесь же познакомился с
Сунь Ят-сеном. В конце 1899 возвратился в Шанхай.
Трагич. события, сопутствующие восстанию ихэтуаней, побудили Чжан Бин-линя обратиться к идее антиманьчж. революции, пропаганде национализма. В Шанхае он вел активную политич. деятельность: преподавал в Патриотич. училище (
Айго сюэшэ) прогрессивного направления, открытом под эгидой Цао Юань-пэя на тер. англ. концессии; писал статьи революц. содержания для газеты «Су бао». После закрытия властями газеты и Патриотич. училища Чжан Бин-линь был арестован и осужден на три года тюремного заключения. По выходе из тюрьмы (июнь 1906) уехал в Японию, где по приглашению сторонников Сунь Ят-сена занял должность ответств. ред. журнала «Минь бао» («Народный вестник»), печатного органа Объединенного союза (Тунмэн хуй). Опубликованные в журнале многочисленные статьи Чжан Бин-линя обсуждали широкий круг проблем — от вопросов социального устройства («Приемлема ли представительная система» и др.) до философ. тематики («О всесторонней эволюции»). Одновременно Чжан Бин-линь вел интенсивную педагогич. работу: основал Общество возрождения национальных наук (Госюэ чжэньци шэ), вел занятия на Курсах национальных наук (Госюэ цзянси хуй) и на Курсах по изучению социализма (Шэхуэйчжуи цзянси хуй). После запрещения япон. властями «Минь бао» (окт. 1908), а также в связи с идейными разногласями со сторонниками Объединенного союза Чжан Бин-линь вышел этой орг-ции и возглавил Союз возрождения славы (Гуанфу хуй), ставивший задачи уничтожения монархич. строя, обобществление земли, ликвидации нищеты.
С началом Синьхайской революции (1911–1913) Чжан Бин-линь вернулся в Китай (Шанхай), где нек-рое время сотрудничал с пр-вом
Юань Ши-кая, однако после гибели
Сун Цзяо-жэня, популярного в стране политич. деятеля, члена партии
Гоминьдан, убитого наемниками Юань Ши-кая, усматривавшего в нем своего конкурента, Чжан Бин-линь восстановил контакты с единомышленниками Сунь Ят-сена. По поручению последнего, избранного главой сформированного в Гуанчжоу (Кантон) Военного пр-ва Южного Китая (август 1917), Чжан Бин-линь в качестве чрезвычайного посланника посетил несколько юго-западных провинций (Юньнань, Сычуань, Хубэй, Хунань и др.), пытаясь привлечь их на сторону Военного пр-ва. Миссия Чжан Бин-линя оказалось неудачной, и он вернулся в Шанхай. В 1920 пытался организовать движение за автономию юго-зап. провинций, но не добился результата. Чжан Бин-линь не поддержал инициативу Сунь Ят-сена по реорганизации Гоминьдана (1924). В 20-х гг. он выступал против «движения за новую культуру», призывая к «почитанию
Конфуция и изучению классических трактатов». С этого времени Чжан Бин-линь занимался преимущественно научно-просветит. деятельностью, периодически выступая в печати с осуждением япон. агрессии в Китае и капитулянтской политики гоминьдановского пр-ва
Чан Кай-ши. В последние годы жизни преподавал на организованных им курсах по изучению кит. традиц. науки и занимался изд. деятельностью.
В ранний период творчества испытал влияние эволюц. теории. Считал появление разума результатом борьбы за существование, законы к-рой переносил на историч. процессы. Истолковывал эволюцию как процесс «постепенного [развития] мышления и постепенных изменений предметов и явлений», в к-ром «мышление творит самое себя».
Воздействие идей И.
Канта, Д. Юма, учений
Лао-цзы,
Чжуан-цзы и прежде всего
буддизма школы
хуаянь-цзун и школы
фасян-цзун привело Чжан Бин-линя к созданию оригинальной космологич. и историософской концепции. Грядущий период развития человечества — «пять исчезновений» — он разделил на три этапа. На первом должны исчезнуть «правительства», т.е. любая власть, затем «совместные поселения» и семья, что исключит ссоры и насилие. На втором исчезнет человечество — личности избавятся от собственного «я» и сольются с истиной нирваны (
непань); потом уйдет все живое, из к-рого мог бы возродиться человек с его горестями и страданиями. На третьем этапе исчезнет сама Вселенная и воцарится
алайе ши (см.:
Ба ши) — высшее сознание, источник и конец всего сущего.
Периоду «пяти исчезновений» в Китае предшествует период «национализма» продолжительностью в сто лет. Он характеризуется поступательным обществ. развитием, в основе к-рого лежат «законы и мораль». За образец должны быть взяты старинные кит. правовые нормы, «близкие социализму» как образцу равенства (напр., «уравнение полей»; см.
Цзин тянь), и конф. этич. принципы. В социальном идеале Чжан Бин-линя, — суверенном, централизованном, бесклассовом «нар. гос-ве», основанном на «трех нар. принципах», прослеживается влияние взглядов Лю Ши-пэя и Сунь Ят-сена. Чжан Бин-линь выступал за республиканское правление с постепенным переходом от низшей формы (выборы только президента) к высшей (избрание парламента). Исполнительная, судебная, просветительская власти и фактически законодательная власть, представленная независимой группой ученых, должны быть разделены. Долг гос-ва и прав-ва — обеспечить «пребывание народа в равенстве и радости, спокойствии и безмятежности». Допускаются две формы собственности — частная и гос., отсутствует эксплуатация человека человеком, промышленные рабочие получают часть прибыли. В экономике сделан упор на сельское хоз-во, «уравнены права» на землю, частный наем максимально ограничен.
Чжан Бин-линь — один из первых кит. идеологов, уделявших внимание проблемам социологии. Он дал определение таким социальным категориям, как об-во и индивидуум, и проследил их взаимоотношения; вскрыл роль социально-политических (гос-во, пр-во) и идеологических (мораль, религия) институтов в жизни общества; определил функции науки и просвещения в социуме; проанализировал социальную структуру кит. об-ва. В дихотомии «гос-во–об-во» Чжан на первое место ставил об-во как творца гос-ва, к-рое в свою очередь обеспечивает нормальное существование об-ва, защищает его членов от внеш. опасности. Гарантом сохранения безопасности нации является также пр-во, поэтому об-во на определенном этапе поддерживает деятельность этого социального ин-та. Предложил наиболее полную для Китая того времени своеобразную социальную стратификацию. Разделив общество на 16 социальных групп, он представил его вертикальный срез по принципу «выше–ниже», «лучше–хуже», в основе к-рого лежал фактор нравственности.
Социально-политич. и филос. взгляды Чжан Бин-линя существенно обогатили такой аспект обществ. мысли Китая, как просветительство. Он принял участие в распространении науч. знаний зап. ученых. «Без широкого распространения и популяризации книг пяти материков мы окажемся слепыми», — писал он в 1897. Уделял внимание естеств. наукам: познакомил кит. общественность с теориями строения Вселенной (Н. Коперника, Дж. Бруно), достижениями микробиологов; сообщил о строении материи, о происхождении человека (упомянул об идеях Ч. Дарвина). В первые годы XX в. заинтересованно информировал о достижениях зап. обществ. мысли — о концепциях Г. Спенсера, И. Фихте, А. Шопенгауэра, И. Канта, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо и др., а также об известных политич. деятелях мировой истории — Александе Македонском, Чингис-хане, Вашингтоне, Наполеоне, Петре I, Бакунине, Кропоткине и др. Проявил себя как глашатай идей свободы, равенства, братства: восхищался Руссо, к-рого считал родоначальником идей «народовластия и свободы» и воспевал ничем не органиченную свободу личности: «У человека нет никаких обязательств… ни перед обществом… ни перед др. людьми». Критиковал христ. догматы и отрицал существование Бога.
Накануне Синьхайской революции Чжан Бин-линь перенес акцент на пропаганду нац. наук (
го-сюэ): кит. истории, филологии, канонических произведений. Зап. наукам он отводил второстепенную роль: «китайские науки — сущность, западные науки — [второстепенная] надобность» (
чжун ти си юн). Моральное воспитание, по Чжан Бин-линю, должно опираться на буд. учение, прежде всего школ
хуаянь и
фасян, а в целом кит. буддизм следует избавить от вредных «примесей», в основном возникших под влиянием
даосизма, как-то: «различных смешных и некрасивых обрядов: ссожение бумаги, молитв, перевоплощения, астрологии, т.е. всего того, что не содержалось в буд. канонах». Проповедуя патриотизм как «защиту расы», «любовь к своей расе», Чжан Бин-линь настаивал на приоритете ханьцев в «получении служебных постов», считал ассимиляцию малых народов условием их равноправия. Даже деловые отношения с Западом он стал рассматривать как «предательство», подвергая резкой критике все известные ему зап. социально-политич. и филос. теории.
Основные собрания работ Чжан Бин-линя: «Вынужденные записки» («Цю шу»), «Запрещенные трактаты» («Цзянь лунь»), «Сочинения г-на Чжана» («Чжан ши цун шу»).
Источники: Чжан Бин-линь. Чжан Тай-яньчжэнлунь сюаньцзи (Избранные политические статьи Чжан Тай-яня). Т. 1–2. Пекин, 1977;
он же. Чжан Тай-яньсюаньцзи (Избранные сочинения Чжан Тай-яня). Шанхай, 1981.
Литература: Григорьев A.M. Социально-политические идеи Чжан Тай-яня в период подготовки Синьхайской революции // Синьхайская революция в Китае. М., 1962;
Делюсин Л.П. Спор о социализме в Китае. М., 1980;
Калюжная Н.М. Мировоззрение Чжан Тай-яня и его политическая деятельность в освещении историографии КНР // Общественные науки в КНР. М., 1986;
она же. Утопическое государство Чжан Бин-линя // Китайские социальные утопии. М., 1987;
она же. Традиция и революция. Чжан Бин-линь (1869–1936) — китайский мыслитель и политический деятель нового времени. М., 1995;
Сюнь Юэ-чжи. Чжан Тай-янь. Шанхай, 1982;
Цзян И-хуа. Чжан Тай-янь сысян яньцзю (Исследование идей Чжан Тай-яня). Шанхай, 1985;
Furth Ch. The Sage of Rebel. The Inner World of Chang Ping-lin // The Limits of Change. Camb. (Mass.)–L., 1976;
Sun W. Chang Ping-lin and his Political Thought // Papers on Far Eastern History. 32 (1985), p. 57 – 69.
См. также: Чжан Бинлинь. Избранные произведения: 1894 - 1913 гг. / Чжан Бинлинь; пер. с кит., сост., введ. Н.М. Калюжной; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Наука - Вост. лит., 2013.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 559-561.