Синология.Ру

Тематический раздел


Ху Чжэн-янь

胡正言, ок.1582 -1671/1672, по имени Юэ-цун 曰从 и прозвищу Цы-гун 次公, родом из уезда Сюнин 休宁 округа Хуйчжоу провинции Аньхуй, - выдающийся художник-график, гравер и печатник, мастер ксилографии и эстампажа, резчик печатных досок и печатей, библиофил, один из главных создателей техники многоцветной художественной ксилографии (доу бань 餖板), основанной на точном совмещении на листе бумаги отпечатков с нескольких печатных досок (гун хуа 拱花). Он жил и работал в южной столице династии Мин (1368-1644) – Нанкине, где во дворе его жилища у склона горы Цзилуншань 鸡笼山 росли более десятка стеблей бамбука, поэтому оно получило название Кабинет Десяти бамбуков (Ши-чжу-чжай 十竹斋). Отсюда произошли заглавия двух главных творений Ху Чжэн-яня: «Ши-чжу-чжай (шу) хуа пу» 十竹斋(书)画谱 («Комплект/Альбом рисунков и (каллиграфии) из Кабинета Десяти бамбуков») и «Ши-чжу-чжай цзянь пу» 十竹斋笺谱 («Комплект/Альбом художественной/почтовой бумаги из Кабинета Десяти бамбуков»).
 
Первое, по определению авторитетных китайских специалистов [2. Ту-бань шо-мин - Пояснения к иллюстрациям, с. 56], является «эпохальным творением в истории отечественной графики». Над этим альбомом, состоящим из более чем 160 цветных гравюр размером 20 (по вертикали) на 23, 6 (по горизонтали) см, Ху Чжэн-янь работал с 1619 по 1627 г. В предисловии художник, поэт, ученый (получивший степень цзюй жэнь в 1618) и государственный деятель (позднее управлявший Нанкином) Ян Вэнь-цун 杨文骢 (1597-1646) назвал его обладателем «искусного сердца и утонченной руки, превзошедшим предшествующие эпохи» (цяо синь мяо шоу, чао цзюэ цянь дай 巧心妙手超绝前代). Альбом известен в переиздании 1633 г. с предисловием анахорета-упасаки (цзюй ши 居士) Син-тяня 醒天 и хранится в Пекинской библиотеке. В него входят восемь тематических разделов по 20 гравюр: каллиграфия, цветы сливы, орхидеи, бамбук, камни, плоды, птицы и животные, цветы. Каждый рисунок сопровождается каллиграфически исполненным стихотворением. Рисунки принадлежат кисти самого Ху Чжэн-яня и других художников, как знаменитых предшественников: Чжао Мэн-фу 赵盟頫 (1254-1322), Шэнь Чжоу 沈周 (1427-1509), Тан Иня 唐寅 (1470-1524), Вэнь Чжэн-мина 文征明 (1470-1559), - так и малоизвестных современников: У Биня 吴彬, Ни Ина 倪瑛 и пр. В базельском издании 1943 г. [3] оттуда воспроизведены в цвете 16 гравюр, Сюн Сяо-мином - две [9, с. 107, илл. 164, 165], в [2, с. 161, илл. 156] – одна, но крупнее и качественнее.
 
Поскольку Чжао Мэн-фу и Тан Инь прославились в качестве крупнейших мастеров эротического искусства (чунь хуа 春画) соответственно эпох Юань (1271-1368) и Мин и в «Ши-чжу-чжай (шу) хуа пу» включены стихи других его представителей, Р. ван Гулик в 1951 [10] и 1961 [11; 4, с. 353; 5, с. 449-450: в переводе неверная транскрипция имени – Ху Чэньэнь] гг. обоснованно предположил, что Ху Чжэн-янь входил в круг литературно-художественной богемы, образовавшейся в атмосфере духовно-нравственной раскрепощенности конца Мин и увлекавшейся эротикой в беллетристике и живописи. Кроме того, Ху Чжэн-янь развивал традицию хуйчжоуской школы книжной иллюстрации, сложившейся во второй половине XVI в. близ его родины - в уезде Шэсянь окр. Хуйчжоу пров. Аньхуй, а ее мастера активно участвовали в иллюстрировании эротической литературы (напр., классического романа «Цзинь пин мэй» 金瓶梅 - «Цзинь, Пин, Мэй» / «Цветы сливы в золотой вазе»; см. [6, с. 501-510] и выше «Иллюстрации к «Первой удивительной книге» китайской литературы») и создании особого жанра эротических литературно-художественных альбомов. Данное искусство, по мнению Р. Ван Гулика, процветало примерно с 1570 по 1650 и за эти 80 лет достигло более не превзойденного уровня, в чем первостепенную техническую роль сыграл Ху Чжэн-янь.
 
«Ши-чжу-чжай цзянь пу» увидел свет в год падения дин. Мин (1644). Почти на два десятилетия раньше, в 1626 аналогичное издание «Ло-сюань бянь гу цзянь пу» 萝轩变古笺谱 («Комплект/Альбом отличающейся от древней художественной/почтовой бумаги Ло-сюаня»), старейшее из ныне сохранившихся в этом жанре, выпустил также в Нанкине У Фа-сян 吴发祥 (У Ло-сюань, р. 1579). Уникальный экземпляр этого двухтомника из 178 по большей части цветных гравюр размером 21 (по вертикали) на 14,5 (по горизонтали) см был обнаружен в 1963 в пров. Чжэцзян и ныне хранится в Шанхайском музее. Две гравюры из него воспроизведены в [2, с. 159, илл. 154], одна – Сюн Сяо-мином [9, с. 107, илл. 166]. «Ши-чжу-чжай цзянь пу» состоит из четырех цзюаней и включает в себя 289 гравюр размером 21 (по вертикали) на 14 (по горизонтали) см, разбитых на 36 тематических разделов. Также две опубликованы в [2, с. 161, илл. 156], одна – Сюн Сяо-мином [9, с. 108, илл. 167].
 
В предисловии Ли Кэ-гуна 李克恭 описаны история его создания и в целом печатания художественной/почтовой бумаги (цзянь), а также особенности и трудности цветной ксилографии. В частности, сказано, что первые грубые образцы художественной/почтовой бумаги были произведены во времена, предшествовавшие периодам Цзя-цзин (1522-1566) и Лун-цин (1567-1572), улучшение качества пришло к середине периода Вань-ли (1573-1619), а к его концу наметилось приближение к совершенству, которое было достигнуто в периоды Тянь-ци (1621-1627) и Чун-чжэнь (1628-1644) прежде всего благодаря стараниям Ху Чжэн-яня, искусно соединившего собственное новаторство с достижениями прошлого. Согласно [2. Ту-бань шо-мин, с. 56], этим его произведением «была открыта новая эра в истории мировой полиграфии». В 1952 оно как ксилографическое факсимиле было превосходно переиздано в Пекине знаменитой печатней «Жун/Юн-бао-чжай» с предисловием известного историка литературы и искусства Чжэн Чжэнь-до 郑振铎 (Чжэн Си-ди, 1898-1958; см. [6, с. 569-570]).
 
Ху Чжэн-янь вырезал доски для таких изданий, как «Хуан Мин бяо чжун цзи» 皇名表忠纪 («Основы увековечения верности царствующей [династии] Мин»), «Ши тань» 诗谭 («Беседы о поэзии»), «Шан хань ми/би яо» 伤寒秘要 («Тайная суть лихорадочного поражения холодом»), «Цянь вэнь лю шу тун яо» 千文六书统要 («Общая суть шести [категорий] письма тысяч знаков»), «Лю шу чжэн э» 六书正讹(«Исправление ошибок шести [категорий] письма») и др. С воцарением маньчжурской династии Цин (1644-1911) он удалился от дел и стал вести жизнь отшельника.
 
Источники
1. Ху Чжэн-янь. Ши-чжу-чжай цзянь пу (Комплект художественной бумаги из Кабинета Десяти бамбуков) / Предисловие Чжэн Чжэнь-до. Пекин, 1952.
2. Чжунго мэй-шу цюань цзи (Полное собрание [произведений] китайского изобразительного искусства). Хуй-хуа бянь (Произведения живописи и графики). Т. 20: Бань-хуа (Гравюры) / Гл. ред. Ван Бо-минь. Шанхай, 1988, с. 160-161, илл. 155-156.
3. Tschihold J. Neue chinesische Farbendrücke aus der Zehnbambushalle. Basel, 1943. Литература
4. Гулик Р. ван. Сексуальная жизнь в древнем Китае. СПб., 2000.
5. Гулик Р. ван. Искусство секса в Древнем Китае. М., 2003.
6. Энциклопедия «Духовная культура Китая». [Т. 3] Литература. Язык и письменность. М., 2008.
7. Ли Мао-цзэн 礼茂增. Сун Юань Мин Цин ды бань-хуа и-шу (Искусство гравюры [эпох] Сун, Юань, Мин и Цин). [Б.м.], 2000.
8. Мяо Юн-хэ 缪咏禾. Мин дай чу-бань ши гао (Очерк истории изданий эпохи Мин). Нанкин, 2000.
9. Сюн Сяо-мин 熊小明. Чжунго гу-цзи бань-кэ ту-чжи (Иллюстрированный трактат о ксилографиях в древнекитайской литературе). Ухань, 2007, с. 106-108.
10. Gulik R.H. van. Erotic Colour Prints of the Ming Period, with an Essay on Chinese Sex Life from the Han to the Ch`ing Dynasty, B.C. 206 – A.D. 1644. Tokyo, 1951.
11. Gulik R.H. van. Sexual Life in Ancient China. Leiden, 1961.
 
Ст. опубл.: Кобзев А.И. Патриарх цветной печати Ху Чжэн-янь // Общество и государство в Китае: XL научная конференция/Ин-т востоковедения РАН. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010.-470 с. (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2), с. 383-385.
 
Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-04-00179а.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.