魂魄 души горние и дольние, небесные и земные, разумные и животные, янские и иньские (см.
Инь—ян). Два типа душ, признававшиеся философско-религиозными учениями Китая (
«Цзо чжуань»,
«Ли цзи», «Чу цы»). В традиционной даосской антропологии различались не только сферами своего влияния (
хунь ответственна за эмоции и ментальные процессы, в т.ч. сон и транс, во время к-рых эта душа могла временно покидать тело и действовать автономно;
по ответственна за физиологические процессы и двигательные функции тела), но и посмертной судьбой: душа-
хунь, как более субтильная, может восходить на небо, трансформируясь в духов-
шэнь [1], тогда как душа-
по возвращается в субстанциально близкую ей землю, к т.н. «желтым источникам» (
хуан цюань), месту, напоминающему Аид европейской античной традиции. Однако, поскольку концепции посмертного существования в китайских религиях (имперской — натурфилософской, народной, в
буддизме и
даосизме и т.д.) отличались известным разнообразием, характеристики душ
хунь по и их посмертной судьбы в письменных источниках довольно расплывчаты. Так, неясно, обладают ли
хунь по субстанциальным единством, каково их число (чаще всего в источниках говорится о трех
хунь и семи
по, но цифры могут быть и другими) и насколько они подконтрольны их обладателю при жизни. Эти неясности приводили носителей традиции к выводу о необходимости предельно осторожного обращения с
хунь по, особенно в момент смерти тела, поскольку ошибки в погребальном ритуале могли вести к последующему нежелательному воздействию душ покойного на живых людей, особенно близких родственников. В осн. пагубное поведение душ вызывалось отсутствием надлежащих жертв на могиле усопшего, вследствие чего они могли пытаться вернуться на землю, вселившись в чье-либо тело и превратившись, т.о., в «демона-мстителя» (
гуй [
1]
— голодный дух, навь). На землю мог вернуться и дух убитого, чтобы отомстить убийце или напомнить собственной семье о том, что она не сумела добиться справедливого возмездия преступнику. Наиболее ярким свидетельством веры в загробное существование в древности можно считать массовые захоронения рабов вместе с усопшими властителями, к-рым они должны были служить и после смерти. В более поздние времена этот обычай трансформировался в практику снабжения души-
по всем необходимым в загробном мире, включая еду, одежду, музыкальные инструменты, украшения, терракотовые модели домов, статуи воинов, музыкантов и танцовщиц (в наши дни с этой же целью принято сжигать на могилах в дни поминовения усопших бумажные деньги, изображения автомашин и бытовой техники и т.д.). Наряду с этими традициями народная вера и даосская алхимическая (см.
Алхимия китайская) теория допускали обретение телесного бессмертия на земле (см.
Сянь-сюэ). Представление о каком-либо загробном воздаянии и детализированные описания рая и ада пришли в Китай с буддизмом и в осн. следовали индийским образцам.
Автор: Ткаченко Г.А.
Литература: Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 1970, с. 45 – 46; Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с. 607;
Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998, с. 68 – 71;
Юй Ин-ши. Чжунго гудай сыхоу шицзегуань ды яньбянь (Эволюция взглядов на загробный мир в древнем Китае) // Яньюань лунь сюэ цзи (Сборник научных статей из Яньского парка [Пекинского университета]). Пекин, 1986, с. 177 – 196;
Loewe M. Ways to Paradise. The Chinese Quest for Immortality. L., 1980;
Smith D.H. Chinese Concepts of the Soul // Numen. 1958. Vol. 5. № 3.
Сост. библ. Кобзев А.И.
См. также ст.
Душа, дух и духи.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 509.