法性宗 «школа сущности дхарм». Обобщающее название трех школ —
саньлунь-цзун,
хуаянь-цзун и
тяньтай-цзун, которые одинаково трактовали «сущность дхарм» (санскр. дхармата, кит.
фа син; см
. Фа [1]). В учении
фасин-цзун, основанном на доктринах одного из направлений махаяны — мадхьямики, центр. место занимает идея о потенциальном наличии у всех людей «сущности будды» (
фо син), отождествляемой с «истинной сущностью» (бхутатхата,
чжэнь жу). Последняя, представляющая собой основу и содержание бытия, по
фасин-цзун, является выражением «пустотности» (шуньята,
кун [1]) всех дхарм, характеризующей их сущность. Поскольку
фасин-цзун считает источником всех явлений в мире «истинную сущность» («сущность дхарм», «сущность будды»), она именуется также «школой сущности» (
син-цзун). Главным представителем
фасин-цзун, часто отождествляемым с ней, является школа
саньлунь-цзун.
Фасин-цзун доктринально противостоит
фасян-цзун (см.
Вэйши-цзун), к-рая не признает наличия «сущности будды» у всех людей и «пустотность» дхарм как основу бытия.
Литература:
Вань Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Философское учение буддизма). Пекин, 1987, с. 10–11.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 466.