Идея международного сотрудничества разных стран в деле оказания помощи больным и раненым воинам впервые оформилась в 1862 г. после выхода в свет книги Анри Дюнана
[1] «Воспоминания о Сольферино».
Мысли об организации международной частной добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальностей, возникли у Дюнана, с одной стороны, под влиянием поразившей его деятельности английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820–1910) и ее соотечественниц, которые с ноября 1854 г. занимались уходом за больными и ранеными воинами в турецком г. Скутари во время Крымской войны (1853–1856), а с другой стороны – в связи с участием в той же войне российского хирурга Пирогова Н.И. (1810–1881) и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины, которые в декабре 1854 г. начали свою благотворительную деятельность в расположении русских войск на театре военных действий в Севастополе.
В 1863 г. Женевской общество народной пользы (учреждено в 1828 г.) создало Постоянный международный комитет помощи раненым, в который вошли пять швейцарских граждан, в том числе А. Дюнан. Председателем его стал Анри Дюфур. По инициативе Комитета в октябре 1863 г. состоялась встреча делегатов 16 стран (в том числе врачей), которая одобрила характер деятельности Комитета и приняла в качестве эмблемы движения «Красный Крест на белом фоне». Это изображение было призвано служить идентификационным знаком, обеспечивающим защиту для людей, оказывающих помощь раненым.
В целях получения официального признания данной общественной организации со стороны других государств, правительство Швейцарии в 1864 г. созвало в Женеве Дипломатическую конференцию, в работе которой участвовали представители 12 стран. 22 августа 1864 г. была принята первая международная Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Согласно положениям Конвенции, все участники военных действий («комбатанты») должны получать помощь, независимо от принадлежности к той или иной воюющей стороне, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения наделялись статусом неприкосновенности. Официальной эмблемой был утвержден Красный Крест.
Таким образом, это была первая в истории попытка выработать международно-правовые нормы и принципы защиты жертв войны. Женевская Конвенция 1864 г. стала первым документом международного гуманитарного прав.
В 1876 г. постоянный международный комитет помощи раненым был переименован в Международный комитет Красного Креста (МККК). Число национальных обществ Красного Креста разных стран, присоединявшихся к Женевской Конвенции, быстро увеличивалось. В целях координации и развития деятельности международного движения Красного Креста стали проводиться регулярные международные конференции, на которых, в числе прочего, разрабатывались новые положения и конвенции, призванные дополнить и усовершенствовать деятельность международного движения Красного Креста, обеспечив этой работе четкую правовую базу.
Следует отметить, что складывание фактических правовых принципов и практических методов деятельности обществ Красного Креста шло постепенно. По сути, каждая новая война обладала своими отличительными чертами, которые предъявляли новые требования как в медицинскому персоналу (его численности, квалификации, обученности и уровню подготовленности к работе именно в полевых условиях), так и к вспомогательным службам, отвечавшим за размещение и транспортировку больных и раненых, снабжение, в том числе медицинскими средствами, и т.д. Каждая новая война позволяла обогатить опыт работы сотрудников Красного Креста, разработать более корректную правовую базу в целях усовершенствования помощи нуждающимся. Так, например, по инициативе России была принята резолюция о запрете использования в военных действиях разрывных пуль; был разработан ряд специальных положений, касающихся признания транспортных средств, использовавшихся для перевозки больных и раненых с мест сражений, нейтральными и неприкосновенными, для чего они снабжались эмблемой Красного Креста. Японо-китайская война (1894–1895) и, особенно, русско-японская война (1904–1905), открыли еще одну, специфическую сторону военных кампаний, а именно сражения на море. Все это требовало разработки новых принципов и практических методов работы, а также должной международно-правовой базы. При этом необходимо было учитывать и быстроту, с которой менялся облик Европы в XIX – начале ХХ в. Военные сражения 40–50 гг. XIX века весьма отличались от компаний конца XIX – начала ХХ в. В результате быстрого развития технологий, экономических преобразований, «революций» в области коммуникации и средств связи изменился не только стиль жизни европейцев, но и методы ведения ими войн, а также восприятие ими войны и ее последствий.
Естественно, не все страны одинаково быстро и безоговорочно приняли идею движения Красного Креста. В числе причин этого можно указать как экономические, политические факторы, так и непосредственно готовность общественности того или иного государства к принятию столь новой концепции. На Дальнем Востоке «пионером» среди стран, присоединившихся к Женевской Конвенции, стала Япония. Может показаться необычным, что страна с совершенно отличными от европейских культурными основаниями, мало знакомая с основаниями и традициями христианской благотворительности (которые лежали в основе при создании движения Красного Креста), проявила такую активность. В частности, по мнению Г. Муанье
[2], неевропейским государствам могло понадобиться даже столетие, чтобы воспринять и признать этические принципы христианского гуманизма. [3, с. 202–203] Однако в реальности оказалось, что Япония, культура которой всегда являлась «экстравертной» и ориентированной на восприятие нового со стороны, а после реставрации Мэйдзи (1867) активно принимавшая и впитывавшая европейские идеи, постепенно выдвигавшаяся на передовые позиции в мире, достаточно легко приняла концепцию движения Красного Креста, адаптировав ее под свои нужды.
Что же касается Китая, дело обстояло несколько иным образом.
Цинская империя 2-ой половины XIX в. оставалась традиционной страной. Однако необходимость преобразований ощущалась все более отчетливо и настоятельно. Немаловажную роль играло и то, что некоторые представители китайского общества получали возможность обучаться не только в европейских школах в самом Китае, но и посещать, в том числе в целях получения образования, другие страны – Европу и Японию. Это способствовало определенной трансформации традиционного китайского сознания под влиянием идей иных культур. Именно такая подготовка требовалась для того, чтобы концепция международного движения Красного Креста могла быть воспринята в Китае.
Первые мысли о создании подобной организации возникли в ходе китайско-японской войны (1894–1895), когда Китай, не имевший собственной официальной службы медицинской помощи на театре военных действий, нес дополнительные большие потери. В такой ситуации люди с наиболее прогрессивными взглядами, прежде всего китайцы, проживавшие за границей, пытались принять некоторые меры. Так, например, китайский коммерсант Сунь Шифу, длительное время находившийся в Японии и познакомившийся там с концепцией международного движения Красного Креста, а также непосредственно с работой японского общества Красного Креста, осознав исключительную важность и необходимость создания подобной организации в Китае, при поддержке ряда единомышленников, выполнил перевод на китайский язык Устава МККК, способствуя распространению в китайском обществе западной концепции «гуманизма», проводя параллели с традиционными для китайской культуры конфуцианскими этическими идеями. Сунь Шифу считается инициатором создания в Китае общества Красного Креста [4].
В то же время ряд европейцев, находившихся в эти годы в Корее и имевшие возможность непосредственно наблюдать военные действия, предприняли попытку организовать общество Красного Креста и обратились в связи с этим в МККК. Учитывая сложившиеся обстоятельства, в том числе: 1) война шла между двумя неевропейскими странами; 2) театр военных действий находился далеко от всех центров, где МККК имел влияние; 3) отсутствие достаточной международно-правовой базы, – ответ МККК был отрицательным. В этом отношении показательно письмо, направленное Президентом МККК Г. Муанье группе инициаторов в октябре 1894 г.: «Мы не можем официально признать существование общества Красного Креста в стране, не подписавшей Женевскую конвенцию. К этой категории как раз и относится Китай. Поскольку принятие Китая в число участников данной Конвенции (при посредничестве Федерального Совета Швейцарии) не оформлено дипломатически, признание китайского общества Красного Креста в любой форме должно быть отклонено. В настоящее время нами не предпринято никаких шагов для реализации присоединения Китая к Женевской конвенции, поскольку мы считаем это преждевременным. Мы не считаем, что народ Китая является достаточно цивилизованным с точки зрения законов войны, чтобы добросовестно следовать положениям Женевской конвенции, даже если эта конвенция будет подписана китайским императором. Таким образом, не стоит торопиться с выполнением этих формальностей и договариваться об обязательствах, которые, скорее всего, оказались бы иллюзорными…
Кроме того, я должен добавить, что в том, что касается принятия Китая в число участников Женевской конвенции, общество докторов – миссионеров не представляется мне достаточно квалифицированным, чтобы выступать в качестве представителя Красного Креста, независимо от размеров и полезности такого общества.
Мы имеем право признавать одно общество в каждом государстве, и это общество должно носить национальный характер; в то время как ваше общество, состоящее исключительно из иностранцев, не может удовлетворять данному требованию». [2, с. 318–319]
Следующие, более результативные мероприятия по созданию китайского общества Красного Креста были предприняты в связи с началом русско-японской войны 1904–1905 гг. Представляется закономерным, что первый вариант китайского национального общества Красного Креста появился в Шанхае – городе, который можно было характеризовать большей прогрессивностью взглядов, прежде всего, благодаря присутствию европейских сеттльментов.
После начала военных действий между Россией и Японией в марте 1904 г. в Шанхае по инициативе некоторых видных чиновников Китая, прежде всего Шэнь Дуньхэ
[3] – даотая по делам таможни, по образцу международной организации Красного Креста было создано «Благотворительное общество Красного Креста 3-х восточных провинций
[4]» (东三省红十字普济善会) [5]. Задачей данной организации стало оказание помощи терпящему бедствие китайскому населению района военных действий в Маньчжурии. Это учреждение стало прототипом национального китайского общества Красного Креста, несмотря на то, что не было официально признано МККК и потому не имело возможности эффективно работать в зоне военных действий.
Требовалось создание официальной организации, которая могла бы вести профессиональную деятельность под флагом Красного Креста, для чего необходимо было признание со стороны МККК.
10 октября 1904 г. по инициативе известных государственных деятелей Китая – Люй Хайхуаня
[5] – полномочного представителя правительства, и Шэн Сюаньхуая
[6] – первого заместителя министра промышленности, в Шанхае состоялось совместное заседание с участием представителей 4 иностранных государств – США, Англии, Франции и Германии. Результатом стало учреждение Шанхайского Международного отделения общества Красного Креста (万国红十字会上海支分). Учреждение получило наименование «Международное отделение», поскольку в состав его правления вошли как представители китайской стороны, прежде всего, Шэнь Дуньхэ, так и ряд известных европейцев, находившихся в Шанхае. Была разработана программа первоочередных действий Отделения, в том числе: 1) создание медицинских учреждений в зоне военных действий, оказание медицинской помощи раненым воинам, а также случайным жертвам снарядов из местного мирного населения; 2) обеспечение транспорта для вывоза раненых; 3) содействие выводу мирного населения из зоны военных действий [4].
Опираясь на факт создания Шанхайского международного отделения общества Красного Креста, цинское правительство обратилось к воюющим сторонам с просьбой о допущении врачей и других представителей этой организации в зону военных действий для оказания помощи китайскому населению. Однако как со стороны России, так и со стороны Японии был получен отказ. Обе воюющие стороны напомнили китайскому правительству, что, согласно установившейся международной практике и нормам международного права, правом находиться в пределах театра военных действий обладают только представители Красного Креста воюющих сторон. Персонал Красного Креста нейтрального государства может вести свои деятельность лишь вне зоны прямых военных операций. Таким образом, представители Международного отделения как учреждения страны, соблюдающей нейтралитет, в зону военных действий допущены не были.
В частности, российская сторона запретила деятельность на полях сражений представителей Международного отделения, поскольку все врачи этой организации были иностранцами, прежде всего, англичанами, а их присутствие в зоне военных действий было недопустимо, поскольку, как, например, отмечал Е.И. Алексеев (1843–1917), генерал-адъютант, Наместник Е.И.В. на Дальнем Востоке, среди иностранцев «могут оказаться люди, которые, прикрываясь благою, будут преследовать посторонние задачи» [1, л. 6].
Таким образом, свою деятельность по оказанию помощи местному китайскому населению представители Международного отделения могли вести только в районе к западу от Ляохэ. Соответственно, полностью реализоваться этой организации не удалось. Тем не менее, в том же году эта организация, ставшая фактически первым официальным вариантом китайского национального общества Красного Креста, получило одобрение МККК.
В 1906 г. цинское правительство подписало Женевскую конвенцию. Представитель Китая как страны, присоединившейся к Конвенции, принял участие в проходившей в том же году в Женеве международной конференции Красного Креста. При голосовании по поводу эмблемы международного движения Китай не выразил никаких возражений против использования в этом качестве Красного Креста. Эта эмблема является символом Китайского общества Красного Креста и в настоящее время.
Цинское правительство выделило определенную сумму на поддержку вновь созданной организации (хотя пожертвования, собранные местными учреждениями и предпринимателями, составили значительно большую сумму), которая в 1907 г. была переименована в «Общество Красного Креста династии Великая Цин» (大清红十字会).
После Синьхайской революции 1911 г. «Общество Красного Креста династии Великая Цин» было переименовано в Китайское общество Красного Креста (中国红十字会).
15 января 1912 г. МККК издал циркуляр, уведомляя государства – участников Женевской конвенции об официальном признании Китайского общества Красного Креста в качестве полноправного члена международного движения Красного Креста.
После создания в 1919 г. международной Лиги обществ Красного Креста Китай присоединился к ней в качестве участника [4].
Таким образом, Китайское общество Красного Креста является первой и старейшей неправительственной организацией Китая.
Сокращения АВПРИ –
Архив внешней политики Российской империи Литература
- АВПРИ МИД, ф. Японский стол, оп. 493, д. 414. Учреждение в Китае Общества «Красного Креста».
- Pierre Boissier. From Solferino to Tsushima. Geneva, 1985.
- John F. Hutchinson. Champions of charity. War and the rise of the red Cross. Boulder, 1996.
- Официальный сайт Китайского Общества Красного Креста
- Официальный сайт Отделения Китайского Общества Красного Креста в провинции Чжэцзян
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 149-154.
- ↑ Анри Дюнан (1828–1910) – швейцарский предприниматель и общественный деятель. Стал свидетелем последствий сражения при Сольферино в 1859 г., что привело его к мысли о создании общественной организации для оказания помощи раненым воинам. По его инициативе в 1863 г. состоялась Женевская конференция, положившая начало международному обществу Красного Креста. Один из лауреатов первой Нобелевской премии мира (1901).
- ↑ Гюстав Муанье (1826–1910) – швейцарский юрист, активно участвовавший в благотворительной деятельности в Женеве. Соучредитель МККК и его Президент с 1876 по 1910 г. Много сделал для развития международного движения Красного Креста.
- ↑ Шэнь Дуньхэ (1866–1920) – известный общественный деятель и филантроп. Обучался в Кембридже, где изучал политологию. После возвращения вел преподавательскую деятельность. Занимал должности члена Правления Шанхайской главной торговой палаты, даотая по таможенным делам. Инициатор создания Красного Креста в Китае. Занимал пост заместителя президента «Общества Красного Креста династии Великая Цин». Явился учредителем эпидемиологического госпиталя общества Красного Креста и других медицинских учреждений. В ходе русско-японской войны руководил санитарным отрядом Шанхайского международного отделения Красного Креста. После образования Китайской Республики (1911) специальным правительственным указом был награжден орденом гравированного тигра 3 степени.
- ↑ 3 восточные провинции – Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян.
- ↑ Люй Хайхуань (1842–1927) – известный цинский дипломат. В качестве полномочного посланника Цинской империи работал в Германии и Голландии. Занимал должности в министерстве промышленности, военном министерстве и МИД; являлся главным управляющим Тяньцзинь–Пукоуской железной дороги. Один из создателей китайского общества Красного Креста. Активно участвовал в его деятельности, содействуя официальному международному признанию этой организации. Один из авторов Устава Китайского общества Красного Креста. С 1912 по 1920 – действительный Президент Китайского общества Красного Креста.
- ↑ Шэн Сюаньхуай (1844–1916) – китайский государственный деятель, предприниматель, министр транспорта в администрации династии Цин. Организовал первую в Китае транспортную пароходную компанию. Учредитель телеграфной компании в Тяньцзине, а также большой телеграфной сети в Маньчжурии и других местах. В 1897 г. учредил Торговый Банк Китая. Сторонник модернизации Китая. Основатель Шанхайского университета «Цзяотун». Один из создателей, а с 1910 г. – Президент Китайского общества Красного Креста.