Синология.Ру

Тематический раздел


Тайвань в политике Великобритании на Дальнем Востоке в первой половине ХІХ века

 
 
Нерешённость существующей по сей день тайваньской проблемы, обуславливает необходимость подробного изучения её исторических корней. Данная тематика достаточно слабо освящена в работах отечественных и иностранных историков. Среди тех немногих работ, в которых исследуется роль Тайваня в системе международных отношений на Дальнем Востоке в ХІХ веке, следует выделить монографию советского учёного Ф.А. Тодер «Тайвань и его история. ХІХ век» [3], отдельные разделы которой затрагивают и исследуемые вопросы. Посвящённая рассмотрению более широкого круга проблем, данная работа не даёт исчерпывающего ответа на вопрос относительно роли Тайваня в английской торговой политике на Дальнем Востоке в ХІХ веке. К тому же по истечению тридцати лет после её публикации стал доступным более широкий круг источников, которые помогут подробнее осветить исследуемую проблему. Среди них дневники побывавших на Тайване путешественников, отчёты колониальных чиновников, статистические данные и др. Таким образом, целью данного доклада является освещение раннее малоизвестных аспектов английской торговой политики на Тайване в первой половине ХІХ века, что позволит закрыть отдельные «белые пятна» в изучении данного вопроса.
 
Всё возрастающее значение острова Тайвань (второе название – Формоза) в торговой политике Великобритании стало определяться ещё в начале ХІХ века. Инициаторами его экономического освоения выступили английские частные компании, торговавшие опиумом на китайском побережье. Действуя в обход монополии на торговлю с Китаем, которую имела Ост-Индская компания, а также ограничений со стороны Цинской династии (1644–1911), они пытались утвердиться на тех территориях, где влияние их конкурентов было незначительным, поэтому начиная с 20-х годов ХІХ века британскими частными коммерсантами были организованы ряд торговых экспедиций к северо-восточному побережью Китая [2, с. 47]. Главной задачей англичан было утверждение на торговых путях, соединявших Китай и Японию, которые оформились здесь в период средневековья. Ранее в регионе доминировали японские купцы из провинций Сацума, Цусима и Мацумаэ, которые вели торговлю с Поднебесной, архипелагом Рюкю, Кореей и территориями, расположенными к северу от Японии [1, с. 107].
 
Уже в 20–30-х годах ХІХ века англичане начали проникновение в приморские территории Намоа, Фуцзянь, Амой, Нимпо, на острова Рюкю и Тайвань. Данные территории стали центрами нелегальной торговли опиумом, которая осуществлялась такими компаниями, как «Джардин, Маттисон и компания», «Дент и компания».
 
Тайвань, расположенный на пересечении торговых путей, рассматривался британскими предпринимателями, как перевалочный пункт на пути наркотика в Китай. Наиболее привлекательным для них было то, что остров располагался в непосредственной близости от приморских провинций Поднебесной, а также главных центров международной торговли на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. В январе 1834 года в авторитетном журнале The Chinese Repository была опубликована большая статья о Тайване. Одним из её главных тезисов было утверждение о том, что: «Позиция Формозы идеальна для возможного использования острова в интересах торговли. Остров расположен на расстоянии 30-ти лиг от Китая, и 150-ти лиг от Японии. Приблизительно на таком же расстоянии от него находятся Филиппины» [7, с. 420]. В 1840 году значение выгодного географического положения Тайваня отметил и английский путешественник и чиновник У. Бернард. В своей книге «Заметки о путешествии и службе на „Немезиде“. 1840–1843», он в частности писал: «Формоза является важным торговым центром не только провинции Фуцзянь, но и всего китайского побережья» [4, с. 151].
 
Окончание первой Опиумной войны (1839–1842) и подписание неравноправного Нанкинского договора между Великобританией и Китаем, изменило акценты британской политики относительно Тайваня. «Открытие» на восточном побережье китайских портов, таких как Фучжоу, Амой и Шанхай для английской торговли, обусловило усложнение торговой структуры Великобритании на данных территориях. Возрос объём ввозимых в Китай товаров, причём наряду с опиумом стали экспортироваться и промышленные товары. В 40-х годах ХІХ века постепенно стало налаживаться и пароходное сообщение между Гонконгом и открытыми китайскими портами.
 
В изменившихся условиях Тайвань более не рассматривался английскими коммерсантами исключительно как опорный пункт в торговле опиумом. Особенный интерес теперь вызывали отдельные экпортоориентированные отрасли тайваньского хозяйства, а также полезные ископаемые. У. Бернард в упоминаемой выше работе писал: «Формоза производит огромное количество сахара, камфары, табака. Данные товары экспортируются в Амой» [4, с. 155]. Важное экономическое значение острова отмечал в своём докладе правительству и член английского консульства в Гонконге Р. Монтгомери. Он в частности отмечал: «На Формозе добывается золото, серебро, киноварь, медь и уголь, образцы которого были переданы в Англию… Использование данной территории безусловно принесёт коммерческий успех» [5, с. 27].
 
Большое значение придавалось запасам тайваньского угля, актуальность добычи которого определялась развитием пароходного сообщения. Уже в 1946 году была предпринята первая экспедиция, целью которой был поиск угольных месторождений. Полезное ископаемое было обнаружено в восточной части острова, в нескольких милях от побережья. По предварительным оценкам обнаруженного угля было достаточно для обеспечения потребностей, как торгового, так и военного флота. Как отмечал председатель английского экологического общества Р. Тейлор, в опубликованной в 1848 году работе «Статистика угля во всех частях мира»: «Находка угля на Формозе является очень важным открытием. Его достаточно для кораблей, как королевского военно-морского флота, так и для торговых судов, отплывающих и прибывающих в Китай» [6, с. 668].
 
По мере возрастания экономического значения Тайваня, усиливаются и требования британских коммерсантов «открытия» острова для иностранной торговли. Данный проект был реализован после завершения второй «Опиумной» войны (1856–1858). Согласно новому, Тяньцзиньскому договору между Великобританией и Китаем (1858) два тайваньских порта – Даньшуй и Тайвань-фу – были открыты для английской торговли. Именно они и стали плацдармом для дальнейшей экономической экспансии.
 
Таким образом, в первой половине ХІХ века остров Тайвань оказался в орбите интересов английских торговых кругов, которые пытались проникнуть на китайский рынок. Поначалу этот интерес был обусловлен, прежде всего, удачным – с точки зрения нелегальной торговли опиумом, – географическим положением. Однако начиная с 40-х годов ХІХ века англичане инициировали начало масштабного экономического проникновения на остров. Эти аспекты английской политики на Тайване будут рассмотрены в последующих публикациях.
 
Литература
1. Мак-Клейн Дж. Япония. От сёгуната Токугава в ХХІ век. М., 2006.
2. Набока О.В. Політика Великобританії щодо Тайваню в 20–40-х роках ХІХ століття // Проблеми балканістики, сходознавства та міжнародних відносин. К., 2007. С. 46–53.
3. Тодер Ф.А. Тайвань и его история (ХIХ в.). М., 1978.
4. Bernard W. Narrative of voyager and services of the Nemesis from 1840 to 1843. L., Henry Coburn, 1844.
5. Montgomery, R. China. Political, comical and social in an official report to her majesty’s government. V. 1. L., 1847.
6. Taylor R. Statistics of coal in all parts of the world. L., 1848.
7. The Chinese repository. Canton, 1834. № 9.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук  (ИВ РАН), 2014. – 594 стр. – (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 14 / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 206-209.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.