Синология.Ру

Тематический раздел


Социально-экономическая значимость образования на Тайване

и гендерный вопрос
 
1. Одним из основных факторов, подразумевающих перемещение в обществе из одной страты (класса, сословия, касты и др.) в другую, является образование, самый быстрый и доступный канал вертикальной мобильности.
 
В китайской культуре почётное место традиционно отводится образованию. Тайвань и материковый Китай делают акцент на важность образования в своих стратегиях модернизации. Некоторые азиатские страны в последнее время активно пытаются склонить баланс глобального рынка высшего образования с Запада на Восток, похоже, что Тайвань решил не отставать от Китая и Южной Кореи. Вместе с тем ещё существуют некоторые гендерные несоответствия в образовании на Тайване по причине сохранения патриархальности в культуре тайваньского общества и в процессе социализации женщин, что обусловливает неравенство в предоставлении возможности образования девочкам и мальчикам.
 
2. Традиция женской образованности существовала на Тайване ещё до начала периода японской колонизации острова. На острове была сформирована система образования в виде сети государственных (public) школ, позже заменённых на традиционные клановые школы при храмах, с современным учебным планом, включавшим уроки физкультуры и музыки. До сих пор Тайвань и Япония имеют схожие высоко стратифицированные (то есть фактически образование может быть каналом для усиления или уменьшения социального неравенства) и стандартизированные системы образования, а рынки труда в обоих обществах делают упор на образовательные «верительные грамоты». В отличие от традиционных конфуцианских школ, начальное образование было предложено девочкам наравне с мальчиками. Таким образом, в процессе получения образования молодыми тайваньцами японские власти предприняли попытку культурной ассимиляции без гендерной дискриминации.
 
3. Эффект от Синьхайской революции 1911 г. сразу же сказался на китайских женщинах в виде прекращения бинтования ног в Китае. В Северном Китае бинтование ног было в основном прекращено в 1919 г., но окончательно – уже во времена образования КНР. На Тайване ещё в 1900 г. началась кампания против бинтования ног, к 1915 г. процент женщин, следовавших этой традиции, снизился в 3 раза, что явилось следствием эффективности образовательных кампаний на Тайване и демонстрацией широкого принятия школьного образования населением Тайваня, значительно повлиявшего на устоявшиеся в народе традиции.
 
С 1920-х гг. соответствие образования невесты образованию жениха стало характерной чертой браков в элитных семьях. По установившейся на Тайване традиции, женский социальный статус измерялся успехами в образовании, постепенно привилась традиция важности образования вне зависимости от пола. Это означало изменения в стандартах оценки личности и семейного статуса, сравнение социального положения семей было важно для удачного замужества. Существовал высокий спрос на образованных невест. Приобретение девочками высшего образования было связано с намерением подготовиться к роли будущей жены, поэтому предпочтения отдавались знаниям в экономике для ведения домашнего хозяйства, в музыке, искусстве. Многие из получивших в то время образование женщин, ставших занятыми на должностях для «среднего класса», «белыми воротничками», не использовали своё образование в должной мере.
 
Считалось, что образованные женщины способны оказывать влияние на мужчин в семьях, будучи матерями и жёнами, в соответствии с традиционными конфуцианскими ценностями именно мать отвечала за образование своих сыновей. Главной целью образования женщин рассматривалось эффективное обучение и воспитание детей.
 
4. В середине 1930-х гг., высшие школы для девочек не могли обеспечить всех желающих, чьи родители были готовы поддерживать своих дочерей в получении среднего и высшего образования. Тайваньским женщинам, получившим высшее образование, японское колониальное правительство предлагало только краткосрочные университетские курсы для получения квалификации преподавателей начальной школы. Другая группа, которая занималась организацией образования женщин – это христианские миссионеры, жившие на Тайване. Первые школы для девочек были организованы западными миссионерами и их тайваньскими жёнами (Mackay Historic House).
 
Когда японский период колонизации в 1945 г. закончился, Тайвань стал лучшим образовательным центром в Азии после Японии. Эмигрировавшее на остров правительство Китайской Республики унаследовало хорошо развитую образовательную инфраструктуру, расширенную Чан Кайши с целью насаждения гоминьдановской идеологии в условиях чрезвычайного положения посредством школьного образования. Тайвань оказался местом возрождения традиционной китайской культуры, с одной стороны, и традиций, противопоставленных революционному материковому Китаю, с другой.
 
5. В современном Тайване социальная стабильность, экономический рост и сокращение размера семьи позволили родителям изменить своё отношение к образованию девочек, особенно после принятия в 1968 г. закона об обязательном и всеобщем начальном девятилетнем образовании, позволившего многим нуждающимся семьям послать детей учиться. Доступность образования для женщин стала показателем равенства женщин в тайваньском обществе. Образование перестало быть символом элиты, а, скорее всего, является на сегодня одним из факторов социального положения семьи. В 1970-х гг. во вновь созданных экспортно-ориентированных отраслях промышленности Тайваня требовались рабочие руки молодых женщин. 38% тайваньской рабочей силы в 1971 г. составляли женщины, они же тогда составили треть всех выпускников колледжей, технических и высших училищ.
 
6. За последнее время благодаря возросшим экономическим ресурсам тайваньских семей значительно повысился уровень образованности населения Тайваня, в том числе и женщин. Образование играет в жизни женщин особую роль, поскольку слабое образование помимо затруднения социальной мобильности, также мешает женщине знать и понимать свои права и как личности, и как части общества. Образование высоко оценивается «средним классом», являясь «трамплином» в карьере для мальчиков, а для девочек возможностью удачно выйти замуж, являясь частью приданого.
 
Образование необходимо для работы в современной промышленности и обслуживания инновационных технологий. Присутствие «гибкой и отзывчивой» на всякого рода изменения образованной рабочей силы с высокими профессиональными навыками является решающим фактором роста экономики и национальной конкурентоспособности.
 
7. Образование на Тайване к концу XX века стало всеохватным (в 1981 г. 95% детей были занесены в школьные списки, а в 2011 г. – почти 100%). На Тайване в 1994 г. была предпринята реформа образования – отклик на волеизъявление общественности относительно необходимости реформирования старой образовательной системы, построенной на зазубривании и гоминьдановской идеологии. В 1998 г. Исполнительным юанем была учреждена Комиссия по реформе образования, на следующий год был обнародован новый Закон об образовании. В реформе заложены принципы локализации (локализация подразумевает лучшее финансирование изучения родного языка и местной культуры в младшей, начальной и средней школах, что подпадает под юрисдикцию местных правительств. Также реформа предусматривает необходимость для тайваньских детей лучше знать свою историю, имеется тенденция изучать Тайвань с исторической, культурной, языковой спецификой, в ассоциации с уже существующими отраслями знаний) и глобализации политики национального образования, но в то же время, по мнению некоторых тайваньских учёных, реформа образования на Тайване недостаточно демократична и, «если реформе суждено быть вновь пересмотренной, то в сторону элитарности или либерализма в качестве основной цели».
 
8. В том числе, в реформе был обойдён вниманием гендерный вопрос. Требования женщин по разработке и введению гендерно-ориентированной образовательной программы игнорировались до 2000 г., когда в Гаосюне был учрежден центр «Изучения гендерного образования», и в 2002 г. была учреждена «Тайваньская ассоциация равенства в образовании» – одна из первых неправительственных организаций (НПО), включившая слово «гендер» в своё название и, делая, таким образом, «gender mainstreaming» центральной целью организации. Влияние этой ассоциации в контексте гендерного равенства в образовании сводится к частичной институционализации своего участия в Комитете по гендерному равенству в образовании на всех административных уровнях, а рабочая стратегия организации сводится к оказанию помощи правительству, так как образование на Тайване полностью контролируется правительством. В 2004 г. на Тайване был принят Закон о гендерном равенстве в образовании, он предусматривает обязательное включение женщин во все комиссии, занимающиеся вопросами образования.
 
9. В течение последних лет на Тайване отмечается энергичный рост числа лиц с высшим образованием (доля людей с высшим образованием относительно общего количества населения на Тайване выше, чем в других развитых странах), превращающий получение образования на уровне колледжа из популярного феномена в универсальный, несмотря на то, что выпускники имеют большие трудности с трудоустройством. В 2000–2010 гг. имелась тенденция к уменьшению числа профессионально-технических училищ с постепенным снижением количества окончивших их женщин. Хотя после 2005 г. положение стабилизировалось, всё-таки самый высокий процент поступивших и окончивших эти училища женщин приходится на начало нового столетия. Всего в 2010 г. среди выпускников профессионально-технических училищ женщины составили 45%. Число же университетов, как частных, так и государственных, возросло за 10 лет в 2 раза вместе с общим числом поступивших в них студентов. Количество женщин, окончивших университеты на Тайване, стабильно не превышает 50% от общего числа студентов-выпускников за последние 5 учебных лет.
 
Глобальный экономический спад усугубил проблемы, с которыми сталкиваются выпускники технических училищ, но ситуация с безработицей на Тайване – это больше структурная проблема, относящаяся к дисбалансу на рынке труда. Можно назвать, по меньшей мере, две главные причины такого положения: структурный «перекос», превышение предложения над спросом на рынке труда, так как высшее образование распространялось гораздо более быстрыми темпами, чем рост экономики между 1990-ми гг. и 2005 г., и несоответствие уровня квалификации требованиям рынка труда. Несмотря на высокую потребность Тайваня в высококвалифицированной рабочей силе для промышленного роста и внедрения инноваций, 155 тысяч человек, окончивших колледжи и университеты, оставались в марте 2011 г. безработными, причём уровень безработицы среди выпускников колледжей в 2011 г. был выше, чем среди всего остального трудоустроенного населения. Существование проблем в сфере профессионального образования, в частности, недостаточное его развитие, рассматривается специалистами как одна из наиболее вероятных причин нехватки квалифицированных рабочих на Тайване.
 
10. Можно с уверенностью говорить, что на Тайване профессиональные навыки работников пользуются не меньшим спросом, чем диплом университета. Хотя из найденных нами данных также очевидно, что традиционно интересующим мужчин сектором остаётся промышленный, а традиционно «женским» сектором является коммерция. Процент женщин-предпринимателей, занятых в индустрии услуг, стабильно высок – 30–40%, а заработки женщин в этом секторе экономики выше, чем в тяжёлой индустрии и сельском хозяйстве, чем отчасти объясняется прекращение уменьшения количества профессионально-технических образовательных учреждений, а количество окончивших их женщин стабильно составляет около 46% в течение последних 5 лет.
 
11. Понятия общества о традиционной роли женщин всё ещё оказывают влияние на занятость женщин, выбор карьеры для них ограничен, потому что образование в колледже сводится в основном к овладению социальными и гуманитарными, а не точными науками. Женщины-выпускницы колледжей сконцентрированы в таких областях деятельности, как преподавание, медицинский уход, ведение учёта, машинопись, ведение хозяйства. Кроме того, обязанности по ведению домашнего хозяйства являются дополнительным бременем на плечах молодых женщин. Для выпускников высших учебных заведений Тайваня, среди которых много женщин, приобретение профессиональных лицензий является необходимым условием получения работы, при этом конкуренция в приобретении лицензий очень высока, молодым специалистам постоянно приходится улучшать и совершенствовать свои знания и в дальнейшем, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке труда. Если ранее те, кто не попал в университет, пополняли второстепенные вакансии, то теперь, получив дорогостоящее 4-летнее университетское образование и не получив при этом лицензии, выпускники остаются безработными в приобретённой профессии. Правда, существует и множество женщин, которые ставят свои семейные обязанности, особенно по уходу за детьми, выше карьерного роста.
 
12. Быстрое прохождение Тайваня через индустриальное развитие и вступление в век «информационных технологий» во многом способствовало более полной занятости женщин, так как развитая экономика создала больше профессиональных позиций, для которых женщины обладают достаточной квалификацией, хотя в соотношении числа учащихся мужчин и женщин на продвинутых ступенях образования обнаруживается «крен» в сторону мужчин. В результате получения образования, в том числе высшего, за последнее десятилетие социальная роль женщины отчасти изменилась, так как всё больше тайваньских женщин пополняют кадры высококвалифицированных работников, конкурируют с мужчинами за рабочие места и становятся материально независимыми.
 
13. По результатам сравнительного анализа с другими странами и регионами Восточной Азии можно сделать вывод о том, что причины и мотивы стремления женщин получить высшее образование в Южной Корее и Японии во многом схожи с причинами и мотивами аналогичного стремления тайваньских женщин: быстрое экономическое развитие этих стран и высокая степень урбанизации; ослабление конфуцианских традиций (см. Конфуцианство); стремление женщин к самореализации в связи с изменением их традиционного самовосприятия; переход к «ядерным семьям» (состоящим из 3-х человек – муж, жена, ребёнок). В Южной Корее университетское образование, кроме того, стало частью приданого. Существует также и заметное препятствие в получении университетского образования в этих странах – это всё ещё низкая возможность получения женщинами квалифицированной и престижной работы даже с университетским дипломом. В большинстве случаев в Южной Корее, например, небольшой рабочий стаж женщин на требующих высокой квалификации должностях, а также стремление работать в государственных учреждениях сужают доступный им круг возможностей в сфере занятости. Преимущества работы в государственном учреждении состоят в фиксированном рабочем времени, существовании формального гендерного равенства на работе, сравнительно продолжительном периоде отпусков (10–15 дней), стабильности, ясных перспективах. Стремление работать в иностранных кампаниях и представительствах объясняется высоким статусом и соответствующей зарплатой. В континентальном Китае, мотивы получения женщинами высшего образование сводятся, прежде всего, к получению явных преимуществ на рынке труда, хотя отмечается заметное различие в начальном уровне оплаты труда мужчин и женщин по причине гендерных различий.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 2 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 385 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 174-179.
 

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.