Путь, который можно пройти,
Не есть постоянный Путь,
Имя, чтоможет быть поименовано,
Не есть постоянное имя.
Безымянное – неба, земли начало.
Именуемое – матерью сущего стало.
Поэтому в отсутствии тайну вещей
Созерцать стремись,
А в наличии –
Предел сущего созерцать стремись.
Те двое родятся вместе, но их имена различны,
Их вместе назову я Сокровенным.
И сокровенное вновь Сокровенным стало –
Таковы врата всех тайн!
Даодэцзин [5, с.70]
Отношение с обществом – одна из наиболее актуальных проблем стоящих перед любым религиозным институтом. Определениеместа и роли
даосизма в современном китайском обществе достаточно широко дискутируется на страницах общественных и научных изданий, в выступлениях государственных деятелейи представителей даосских кругов. По мнению известного даосского деятеля Чень Лянь-шэна, жизненные силы даосизма прямо зависят от участия его в жизни общества, самоизоляция в монастырях «может лишить его будущего». Сторонники такого взгляда придают большое значение процессу создания даосских организаций и активной общественной деятельности последователей даосизма [1, с.88].
Необходимость оценки роли и места даосизма в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Так еще в 1969 г. на первом международном симпозиуме по изучению даосизма данный вопрос фигурировал в намеченной программе исследований (составитель Х. Уэлч). При этом обращалось внимание как на исследования, связанные с трансформацией даосизма в условиях становления и развития капиталистических отношений и проникновения европейской культуры в Китай в XIX в., так и на изучение истории даосизма и его особенностей в странах дальневосточного региона (прежде всего в КНР) в настоящее время [3, с.250].
К началу ХХ в. даосизм находился в состоянии глубокого упадка, и практика внутренней алхимии была уделом единиц наиболее образованных монахов и отшельников. В течение нескольких десятилетий новое движение привело к возрождению и небывалой популярности практики различных методов, приемов и комплексов из богатого набора внутренней алхимии под названием
цигун (气功).
Само слово
цигун достаточно новое. Сочетание иероглифов
ци 气 и
гун 功 встречается уже в текстах танского времени. Так Сыма Чэн-чжэнь в своем труде
Фуци цзинъи лунь («Рассуждение о сущности практики глотания
ци») употребляет выражение«применение
ци», или «использование
ци» (
ци чжи вэй гун), но как устойчивое словосочетание итем более как слово эти два корня не встречаются до периода династии Мин, когда его использует даос Сюй Сунь в сочинении
Цзин-мин цзунцзяо лу («Наставительные записи учения о чистоте и сиянии»). В конце правления династии Цин (вторая половина ХIX в.) этот термин вновь употребляется в тексте под названием
Юань хэ пянь («Главы об изначальной гармонии»), который даже содержит особое «Приложение о
цигун». Однако только в первой половине ХХ в. этот термин не только становится общеупотребляемым, но и превращается в слово обыденного языка [2, с.192–193].
Одной из особенностей современного
цигун является возникшая в 80-е гг. связь его с боевыми искусствами –
ушу 武术
. До этого времени, вряд ли кто-нибудь мыслил себе внутреннюю алхимию, дыхательные упражнения,
даоинь и прочие даосские искусства, послужившиеосновой
цигун, как нечто, имеющее отношение к
ушу. Восходящие к секретным тренировкам членов сект и тайных обществ (
хуэйдан) эпох Мин и Цин,
ушу использовали ряд приемов из даосского арсенала, равно как и понятия даосской психофизиологии. Тем не менее, это были явления принципиально разного порядка. В 80-е гг. в КНР начинают смотреть и на то и на другое как на часть «драгоценного культурного наследия» (
баогуйдэ вэньхуа ичань), выполняющие сходные функции, прежде всего оздоровительные.
Можно ли рассматривать расцвет
цигун как возрождение даосизма в новом обличии? Да, поскольку методы
цигун – методы, безусловно, даосские. Вместе с тем, бум
цигун обусловил рост интереса к даосским текстам, в результате чего очень солидные издательства (например, издательство Народного Университета в Пекине) стали выпускать целые «библиотеки классики
цигун», представляющие серии публикаций даосских текстов из Даосского канона (
Дао цзана) –
Тао Хун-цзина,
Сунь Сы-мяо, Сыма Чэнь-чжэня, Чжан Бо-дуаня, Ли Дао-чуня, Ли Хуа-яна и многих других уже известных нам знаменитых мастеров «искусств Пути». А это значит, что великая даосская традиция жива не только в стенах древних храмов и монастырей [2, с. 198–200].
Перемены, пережитые даосизмом в ХХ в., отразились на экономической жизни монастырей. АПД проводят значительную работу по организации производственной и предпринимательской деятельности в даосских сферах, направленную на развитие системы самообеспечения монастырей. Наибольшее распространение получили организация туризма на знаменитых даосских горах и в известных храмах Китая, открытие малых предприятий, торговых точек, гостиниц, чайных, земледелие и животноводство. Подобных примеров много. Доходы от хозяйственной деятельности идут в первую очередь на восстановление и реставрацию даосских монастырей, создание условий для нормальной религиозной деятельности [1, с. 61]. В целом, говоря об административно-хозяйственном устройстве и внутреннем распорядке даосских монастырей, следует отметить следующий факт: являясь центрами даосской традиции и культуры, они сохраняют исторически сложившуюся внутреннюю структуру и одновременно эффективно адаптируются к стремительно меняющимся современным условиям [1, с. 62].
Влияние даосизма на общество проявляется в благотворительности, охране окружающей среды, борьбе за мир. Благотворительность – проявление любви к ближнему – является неотъемлемой частью социального служения даосов. Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма.
Важнейшей сферой деятельности даосизма в современном Китае является охрана природы. На доктринальном уровне она обусловлена самоценнстью основного принципа проявления благой мощи
дэ – категории естественности. Природа рассматривается даосами как ее образ, воплощенный в этом мире. «Мудрый… отвечая колебаниям жизни, считает своим учителем природу…» [1, с. 97].
В последнее время идеи
Лаоцзы привлекают внимание китайских ученых и политиков как практическое руководство для менеджмента. Недавно в Китае проходила конференция по менеджменту, спонсированная правительством. Ключевым пунктом повестки дня форума было применение даосизма к менеджменту и предпринимательству в ХХI в.
В начале нынешнего века, когда власти провинции Цзянсу, проводили наступательную кампанию для набора новых администраторов высокого уровня, экзаменуемым в качестве ключевого вопроса было предложено объяснить связь между суждениями
Лаоцзы и философией современного менеджмента. «Даосизм как философия менеджмента хорошо вписывается в современные экономические реформы в Китае. Предлагает китайским предприятиям способ, как лучше использовать самое большое преимущество страны – человеческие ресурсы», - сообщает газета China Daily. Так древняя традиция обретает новую жизнь в современном Китае [4, с.77].
Сфера влияния даосизма в современном обществе многогранна, и подтверждается данными, полученными при анкетировании в ноябре-декабре 1997 г. Ответы респондентов на вопрос «На какие стороны современной общественной жизни КНР, по вашему мнению, оказывает влияние даосизм?» таковы:
39% – культура, искусство;
29% – охрана здоровья;
28% – внутренняя политика КНР;
21% – наука, образование;
21% – внешняя политика КНР;
18% – экономическая реформа;
13% – охрана окружающей среды;
10% – сельское хозяйство.
Затруднились ответить или считали, что даосизм не оказывает влияния на общественную жизнь, 23 и 12 % респондентов [1, с.100].
Таким образом, следует признать, что религиозный институт даосизма является неотъемлемой составляющей современного общества КНР. В силу доктринальных особенностей и нравственно-этических традиций он продолжает оказывать существенное влияние на различные стороны жизни китайского общества. Государство заинтересовано в сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, оно стремится использовать их авторитет и влияние как фактор социальной стабильности и высокого национального самосознания. Даосские организации, в свою очередь, укрепляют свои внеконфессиональные связи для адаптации своего социального института в современных условиях [1, с.101].
Вместе с тем даосизм, для которого, по словам К.М. Скиппера (1982), характерна «исключительная преемственность и непрерывность традиции», во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины в настоящее время,оставаясь поэтому мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока [3, с.250].
Литература 1.
Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005.
2. Даосские практики. 2е изд. СПб.: «Азбука-классика», Петербургское Востоковедение», 2004.
3. Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. + т. 6 [доп.]. М.: Вост. Лит., 2006-2010.[Т. 2:] Мифология. Религия. Литература. М., 2007.
4.
Кузнецов В.С. Многоликий и вездесущий даосизм // Азия и Африка сегодня. 2012. №3 (656).С.74–77.
5. Пути обретения бессмертия: Даосизм в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 487 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 9 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 90-94.