АННОТАЦИЯ: Существует проблема этнической группы мосо как части народа наси. Культура мосо имеет множество не характерных для наси черт, население мосо не признаёт себя частью этноса наси. В свете этой проблемы, хотелось бы проанализировать историю двух этнических групп, а также выполнить сравнительный анализ их материальной и духовной культуры. В данной статье рассматривается тема семейно-брачных отношений наси и мосо.
***********************
Наси — малочисленный народ Китайской Народной Республики, проживающий на северо-западе провинции Юньнань, юго-западе Сычуань, а также в Тибетском Автономном Районе. Согласно последней переписи 2010 г., численность населения наси составляет 326 295 человек. Исследования о данной этнической группе стали популярны на западе, в первую очередь, благодаря Джозефу Року, который проводил в Юньнани и Сычуани полевые этнографические исследования в 20-х годах ХХ в. В настоящее время в Китае уделяется большое внимание к сохранению культур наси и мосо; создаются специализированные музеи и исследовательские организации, проводятся выставки, в западной науке в обиход уже входит термин naxiology («насиология»).
Этническая группа мосо проживает на территориях волостей Нинлан пров. Юньнань, а также волостей Яньюань, Мули, Яньбянь — пров. Сычуань [1, c. 15]. Мосо официально не имеют статуса малой народности КНР и считаются частью народности наси, несмотря на существенные культурные различия.
Семейно-брачные отношения всегда были и остаются одной из важных и интереснейших тем в этнографических исследованиях, касающихся многих южно-китайских этносов. Культура наси и мосо в данном контексте не исключение. Интерес со стороны исследователей подогревает то, что этнические группы наси и мосо неоднородны. Это проявляется на языковом, религиозном уровне, а также на уровне организации семейно-брачных отношений.
В свете данной проблематики было проведено исследование семейно-брачных отношений у наси и мосо, проживающих на различных территориях: в культурном центре наси — г. Лицзяне и его окрестностях, Мули-Тибетском автономном уезде, а также в районе озера Лугуху — культурном центре мосо.
В ходе исследования было выявлено, что традиционные семьи г. Лицзяна и его окрестностей патрилинейны, до 1949 г. доминировал кросс-кузенный брак патрилатеральной формы. Это, в частности, отражено в одной из пословиц наси: «Брат матери забирает дочь своей сестры для своего сына» [2, c. 31]. Браки у традиционных наси этого региона обычно были спланированы родителями брачующихся заранее, что нередко становилось причиной суицидов среди молодого поколения. Несмотря на фактическое нарушение закона о браке в КНР, такие браки до сих пор встречаются в деревнях проживания наси.
Традиционное общество наси Лицзянского региона организовано экзогамными патрилинейными семьями, которые называются «кости». Главенствующее положение в семьях отводится мужчинам, им принадлежит недвижимость, сельскохозяйственные животные. Кросс-кузенные браки применялись для того, чтобы упрочить отношения между двумя «костями», породнить их и построить связь по женской линии, которая называется «плоть» или «плотская связь». Таким образом, после заключения брака к родству по «кости» добавляется родство по «плоти», то есть по женской линии. В дореволюционные времена это делалось, главным образом, для защиты собственных территорий от набегов тибетцев и пуми. Идея соединения и альянса между двумя «костями», в частности, отражена в традиционной свадьбе, которая называется ссу дсу. На церемонии невеста держит в руках вырезанную из дерева фигурку моста или лестницы, символизирующую связь между семьями [2, c. 31].
У наси Мули-Тибетского автономного уезда встречаются такие редкие формы брака, как фратернальная полиандрия и сороральная полигиния, что, скорее всего, является влиянием сопредельных тибетских этносов. Тем не менее, в языке данной группы была обнаружена терминология «кости», относящаяся к наси региона Лицзяна [2, c. 38].
Мосо отличаются от всех остальных локальных этнических групп матрилинейным строем и особой «гостевой» формой брака, которую нельзя однозначно назвать ни моногамией, ни полигамией. В брачной культуре мосо между мужчиной и женщиной нет моральных обязательств верности друг к другу, партнёры не ведут общего домохозяйства и встречаются лишь в ночное время в специально отведённой для женщины комнате, которую ей выделяют в 13 лет; как у женщины, так и мужчины может быть два и более партнёра. Родившийся ребёнок, впоследствии, проживает в доме матери, воспитывается всеми членами семьи матери, носит её фамилию. Семья отца, как и сам отец, обычно не принимает участие в воспитании детей, на нём не лежат материальные обязательства по уходу за ребёнком и его матерью; как правило, его помощь ограничивается лишь небольшими подарками.
Ещё одной особенностью гостевого брака мосо является его бесклассовость. Как мужчина из бедной крестьянской семьи мог навещать женщину из аристократического рода, так и простая крестьянка могла иметь партнёра из богатой, знатной семьи.
Таким образом, были выявлены яркие отличия в организации семейно-брачных отношений как в сравнении наси и мосо, так и в сравнении локальных групп наси. Данная тема даёт нам один из поводов провести границу между двумя этими этническими группами. В дальнейшем исследовании запланировано изучить и сопоставить другие аспекты материальной и духовной культуры, такие как язык, религия, народное творчество, одежда, пища, а также этническую историю, и на основании сопоставления сделать окончательный вывод о правомерности разделения данных этнических групп, либо об объединении их в один этнос.
Литература
1. Chuan-kang Shih. Quest for harmony: The Moso traditions of sexual union and family life. Stanford, California, 2009.
2. Michael Oppitz, Elisabeth Hsu. Naxi and Moso Ethnography: Kin, Rites, Pictographs. Völkerkundermuseum, Zürich, 1998.
M.A. Popov
Features of family and marriage in Naxi and Mosuo society (theses)
ABSTRACT: The problem of classification of the Mosuo people as a part of Naxi ethnos still remains unsolved. Mosuo culture has a lot of specific features, which we can’t find within Naxi culture, in addition, Mosuo people claim that they don’t belong to Naxi. In order to solve this problem we have to analyze ethnic history, material and spiritual culture of two ethnic groups. In this paper we will describe the most interesting and important features of the family and marriage organization in Naxi and Mosuo culture.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015. – [1031] стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 18 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 281-284.
Автор: Попов М.А.