часть статьи «Акустико-музыкальная теория». Физические науки в традиционном Китае.
Система 12 люй [1]. Музыкальная теория традиционного Китая основывалась на учении о системе ши эр люй – 12 люй [1], которая представляет собой хроматический звукоряд из 12 ступеней, находящихся в пределах октавы и построенных на основе чистых квинтовых отношений (табл. 1). По причине особого отношения китайцев к музыке эта система имела общекультурное значение в Поднебесной. Она рассматривалась как теоретическая основа для социального регулирования и достижения психической гармонии человека. Ее математические закономерности были положены в основание системы мер и весов, учитывались при составлении календарей.
Таблица 1. Система 12 люй [1] с указанием их названий, условных соответствий с европейской нотной номенклатурой и некоторых корреляций
№
|
Названия люй [1]
|
Европейские ноты (условно)
|
Знаки ди чжи
|
Знаки тянь гань
|
Страны света
|
Созвездия сю [2]
|
1
|
хуан чжун
|
c (до)
|
цзы [3]
|
жэнь [3], гуй [8]
|
Север
|
Вэй [12], Сюй [3], Нюй
|
2
|
да люй
|
cis (до диез)
|
чоу [5]
|
|
|
Ню, Доу
|
3
|
тай цу
|
d (ре)
|
инь [7]
|
|
|
Цзи [20], Вэй [11]
|
4
|
цзя чжун
|
dis (ре диез)
|
мао [5]
|
цзя [1], и [9]
|
Восток
|
Синь [1], Фан [3], Ди [11]
|
5
|
гу сянь
|
e (ми)
|
чэнь [2]
|
|
|
Ган [5], Цзюэ [3]
|
6
|
чжун люй
|
f (фа)
|
сы [5]
|
|
|
Чжэнь [4], И [7]
|
7
|
жуй бинь
|
fis (фа диез)
|
у [10]
|
бин [1], дин [1]
|
Юг
|
Чжан [2], Син, Лю [2]
|
8
|
линь чжун
|
g (соль)
|
вэй [9]
|
|
|
Гуй [1], Цзин [6]
|
9
|
и цзэ
|
gis (соль диез)
|
шэнь [6]
|
|
|
Шэнь [8], Цзуй
|
10
|
нань люй
|
a (ля)
|
ю [4]
|
гэн [1], синь [4]
|
Запад
|
Би [9], Мао [4], Вэй [8]
|
11
|
у и
|
b (си бемоль)
|
сюй [3]
|
|
|
Лоу [1], Куй
|
12
|
ин чжун
|
h (си)
|
хай [2]
|
|
|
Би [9], Ши [27]
|
Иероглиф люй [1] буквально означает «правило», «устав». В контексте акустико-музыкальной теории его можно толковать как нормативный звук, звуковысотный строй. Тогда 12 люй [1] – это система звуковысотных эталонов. Ее еще называют люй люй, где второй иероглиф люй [4], труднопереводимый омоним первого (возможно, его первичное значение – «трубка», «трубчатый столб»), означает четные («иньские») ступени звукоряда, при этом первый люй [1] будет обозначать уже не все, а соответственно, только нечетные («янские») ступени. Система люй люй имела и материальное воплощение – набор 12 трубок, наподобие флейт, закрытых с одного конца и иногда имеющих сбоку небольшую щель для вдувания воздуха. Флейты вначале делались из бамбука, а позже – из бронзы и камня.
Об удивительных качествах люй люй создано немало преданий. Все древние цивилизации усматривали в музыке способность оказывать преобразующее влияние на природу. Так же было и в Китае. Легенды сообщают, что знаменитые музыканты своей игрой усмиряли ветры и обуздывали жар солнца, под влиянием их музыки за короткое время прорастали зерна, фантастическими темпами развивались живые организмы. В музыке китайцы видели и разрушительную силу. Например, по сообщению «Хуайнань-цзы» (гл. 6), живший в VI в. до н.э. учитель Куан сыграл как-то мелодию «Белый снег» («Бай сюэ»), что вызвало ураганные ветры и дождь, при этом земли царства Цзинь выгорели от засухи, а их правителя Пин-гуна охватила немощь.
Согласно преданию, отраженному в
«Люй-ши чунь цю» (V, 5), 12 люй [1] возникли во времена первопредка/императора
Хуан-ди, который приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй [1]). Когда тот взялся за дело, перед ним вдруг появились две божественные птицы – самка и самец фениксы (
фэн-хуан), которые спели по 6 нот – 6 «иньских» и 6 «янских», находящихся в определенных отношениях. Постигнув таким образом устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы. Затем Хуан-ди приказал отлить 12 колоколов с такими же тонами. Первый был назван хуан чжун («желтый колокол»), поскольку желтый цвет был символом середины/центра и императорской власти.
В последней трети XX в. были обнаружены литофоны цин [5] эпохи Шан-Инь, судя по настройке которых, можно сделать заключение, что система 12 люй люй могла быть столь же древней. Первое литературное упоминание о ней, причем с конкретными названиями, встречается в «Го юй» (цз. 3, разд. [31]). В эпизоде, относящемся к 522 до н.э., система представлена в уже достаточно сложившемся виде. Из этого текста можно узнать о принципах построения 12-ступенного звукоряда, которые преподносятся как известные уже древним «божественным музыкантам» (шэнь гу). Последним, как говорится, было знакомо понятие «среднего тона» (чжун шэн), на основе которого должна устанавливаться длина и объем соответствующей ему «образцовой» флейты-люй [1]. Остальные тона должны выводиться «с помощью тройки»; при этом они будут приводиться в согласие (букв. «упорядочиваться» – пин [1]) «с помощью шестерки». В результате получается система из 12 тонов, что является числом «пути-
дао Неба».
Первое, что бросается в глаза при анализе номенклатуры ступеней, составляющих люй люй, – это структурная организованность, символизируемая названиями комплекса четных люй [4]: три из них содержат иероглиф чжун [2] («колокол») (хуан чжун является четвертым колоколом среди люй люй, но нечетным), а другие три – люй [4] («флейта»; перев.
Дж. Нидэма, 1962 – «регулятор» (regulator); Г. Оеша, 1984 – «трубка» (Röhre); В.С. Таскина, 1987 – «товарищ»; Л.Е. Померанцевой, 2004 – «путешествие»). На круге люй люй и «колокола», и «флейты» выстраиваются в треугольники (рис. 1), значимые с музыкально-акустической точки зрения, а именно: их стороны охватывают большие пифагоровы терции (4 обычные и 2 с коммой – a-cis и h-dis).
В «Го юй» (цз. 3, разд. [31]) и многих других последующих текстах приводится чрезвычайно надуманная интерпретация названий люй [1]. Вероятно, принципы, по которым они давались, ко времени написания «Го юй» были забыты. Эти принципы частично восстанавливаются при уточнении первоначального отношения между системой люй люй и календарем, которое изменилось, видимо, по политическим причинам, что было типичным для традиционного Китая. Так, в общепринятом варианте хуан чжун коррелирует с 1-й «земной ветвью» цзы [3] (см.
Гань чжи), которая обозначает 11-й месяц, являющийся средним для зимы (в китайском постциньском лунно-солнечном календаре счет месяцев начинался с той новой луны, которая является ближайшей к середине временного интервала между днями зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия) (табл. 2). Однако в надписях на гадательных костях династии Шан-Инь знак цзы [3] обозначал также 6-й месяц – последний для лета. По более поздним источникам известны корреляции месяцев с пятью стихиями/элементами (
у син), имеющими характерные цвета и направления в пространстве. При соотнесении начала системы люй люй с 6-м месяцем устанавливаются такие символические связи отдельных нот со стихиями, которые и задают их названия.
Таблица 2. Названия 12 люй [1] с двумя вариантами корреляций с месяцами года по китайскому лунно-солнечному календарю
№
|
Названия люй [1]
|
Месяцы1
|
Месяцы2
|
1
|
хуан чжун 黃鐘 («желтый колокол»)
|
11
|
6
|
2
|
да люй 大呂 («большая флейта»)
|
12
|
7
|
3
|
тай цу 太簇 («великий наконечник [стрелы]»)
|
1
|
8
|
4
|
цзя чжун 夾鐘 («сжатый колокол»)
|
2
|
9
|
5
|
гу сянь 姑洗 («легкое омовение»)
|
3
|
10
|
6
|
чжун люй 仲呂 («средняя флейта»)
|
4
|
11
|
7
|
жуй бинь 蕤賓 («склонившийся гость»)
|
5
|
12
|
8
|
линь чжун 林鐘 («лесной колокол»)
|
6
|
1
|
9
|
и цзэ 夷則 («уравнивающее правило»)
|
7
|
2
|
10
|
нань люй 南呂 («южная флейта»)
|
8
|
3
|
11
|
у и 無射 («неустанность»)
|
9
|
4
|
12
|
ин чжун 應鐘 («откликающийся колокол»)
|
10
|
5
|
Корреляции месяцев со стихиями/элементами имеют несколько вариантов. Согласно, в частности, «Хуайнань-цзы» (гл. 3), в годовом цикле стихии/элементы идут друг за другом в порядке «взаимопорождения» (сян шэн): дерево, огонь, почва, металл, вода (рис. 2). При этом каждая стихия/элемент охватывает 72 дня, в сумме получается 360 дней, за год набирается смещение на 6 дней, а начинается первая 72-дневка со «дня становления весны», который наступает на 43 день со дня зимнего солнцестояния. Огрубляя эти дан-ные, можно констатировать, что дереву соответствуют 1-й и 2-й месяцы, огню – 3-й, 4-й и 5-й, почве – 6-й и 7-й, металлу – 8-й и 9-й, воде – 10-й, 11-й и 12-й.
При соотнесении «желтого колокола» (хуан чжун) с 6-м годовым месяцем, который разбивает год на две части и поэтому может считаться «срединным», эта ступень, которой приписывается «срединность», ее тем самым обретает и кроме того связывается со стихией/элементом почвой, также определяемой как срединная и желтая. В той же степени очевидные соответствия имеются у «лесного колокола» (линь чжун), который связан с деревом, и у «южной флейты» (нань люй), которая связана с огнем, а значит, и с югом. Со стихией/элементом водой сочетается название коррелирующей с ней ступени гу сянь, которое можно перевести как «легкое омовение» (перев. Ф. Корнфельда, 1955 – «старая купальня» (аlters Bad); Дж. Нидэма, 1962 – «старый и очищенный» (old and purified); В.С. Таскина, 1987 – «омывать умершее»; Л.Е. Померанцевой, 2004 – «купание девушек»). Со стихией/элементом металлом связана ступень тай цу, название которой можно перевести как «великий наконечник [стрелы]», и если предполагать, что речь идет о металлическом наконечнике, то ассоциация очевидна (перев. Ф. Корнфельда, 1955 – «великая подставка прялки» (gröter Spinngestell); Дж. Нидэма, 1962 – «великий расцвет» (great budding); Г. Оеша, 1984 – «великая рама» (groer Rahmen); В.С. Таскина, 1987, и Л.Е. Померанцевой, 2004 – «великое скопление»). Тай цу, гу сянь и линь чжун коррелируют с указанными стихиями/элементами и при более распространенной соотнесенности 4-членного набора стихий/элементов (без почвы) с четырьмя сезонами, но нань люй при этом попадет на восток. Более четкие корреляции возникают при соотнесении с месяцами, сгруппированными парами, архаического и вышедшего из употребления шестеричного порядка «взаимопорождения» (сян шэн) стихий/элементов, включающего в качестве последней стихию/элемент зерно (цзя [4]).
Помимо связей со стихиями/элементами в системе люй люй обнаруживаются связи с выделенными точками годового цикла. Нота и цзэ («уравнивающее правило») совпадает с месяцем, в котором происходит весеннее равноденствие, т.е. «уравнивание» дня и ночи. Вместе с осенним равноденствием этот временной пункт разбивает год на две половины, в одной из которых находится средняя точка, соответствующая зимнему солнцестоянию (когда продолжительность суточного светлого времени является наименьшей) и символизируемая в системе люй люй нотой под названием чжун люй («средняя флейта»).
Таким образом, семь из названий люй [1] определяются календарем, и, возможно, еще несколько из оставшихся названий тоже как-то с ним связаны. Акустико-музыкальные характеристики люй [1] также отразились в их названиях, но незначительно. Да люй («большая флейта») и чжун люй («средняя флейта») действительно, если говорить о реальных четных флейтах, различаются по размерам как большая и средняя, а в названии ин чжун («откликающийся колокол») присутствует идея резонанса, только не ясно с чем. Возможно, в названии одной из нот зафиксирована терминологически измененная традиционная оппозиция «хозяин–гость» (чжу кэ): если хуан чжун, главная нота звукоряда, – «хозяин», то «гость» – нота, находящаяся от нее в интервале увеличенной кварты и диаметрально ей противоположная по календарной круговой схеме, – жуй бинь («склонившийся гость»; перев. Ф. Корнфельда, 1955 – «хороший визави» (gutes Gegenüber); Дж. Нидэма, 1962 – «пышная» (luxuriant); Г. Оеша, 1984 – «пышная растительность» (üppige Vegetation); В.С. Таскина, 1987 – «одряхлевший гость»; Л.Е. Померанцевой, 2004 – «гость в поклоне»). Учитывая значение календаря в культуре Китая, следует отметить, что связь с ним названий нот звукоряда указывает на понимание последнего как космологической реалии, которое подкрепляется и специфическим математическим расчетом.
Как указывалось выше, все 12 люй [1] укладываются в октавный диапазон. Однако само октавное отношение не фиксируется в системе посредством ступеней люй люй. В европейской музыкальной теории дело обстоит иначе. Устройство музыкальных звукорядов по наличию некоего ритма структурных повторений отчасти напоминает системы счисления в математике. Например, в десятичной позиционной системе в ряду натуральных чисел, выраженных цифрами, через каждые 10 в первой позиции появляется одна и та же цифра. Октава (от лат. octava – «восьмая») – последняя ступень в европейской гамме, являющаяся структурным повторением первой. В хроматическом звукоряде такое структурное повторение наступает не на 8-й, а на 13-й ступени.
Согласно современным акустическим представлениям, октава дает удвоенную частоту колебаний звуковых волн. То есть, если первый звук составляет, например, 400 Гц, то октавным ему будет звук, имеющий частоту колебаний 800 Гц. Однако в музыке важны, прежде всего, соотношения частот, а не их абсолютные значения, поэтому октаву принято выражать как соотношение 1 и 2. Если говорить не о частоте (n), а о периоде колебаний (T = 1/n) или о размерах вибратора (L), то октавное соотношение будет определено числами 1 и
1/
2. Все остальные ступени октавы выразятся дробными числами, расположенными между 1 и 2 или 1 и
1/
2. В древности музыкальные теоретики всего мира не знали понятий «частота» и «период колебаний» и ориентировались только на размеры вибраторов. Поэтому древние октавы выражаются исключительно числами 1 и
1/
2, взятыми сами по себе или с какими-либо коэффициентами.
В системе люй люй октавное отношение лишь подразумевается как некий неявный ограничитель. Ему должен был бы соответствовать некий «13-й люй [1]», фактическое построение которого в данной системе не предусматривается. Кроме того, его наличие не является необходимым. Ведь 12 люй [1] – это, прежде всего, система камертонов, и октавное отношение можно получить очень просто при настройке любых инструментов как удвоение частоты колебаний эталонной ноты.
В теории построения системы 12 люй [1] полагалось, что после установления высоты основной ноты хуан чжун («желтый колокол») остальные определяются чисто математически. Соответственно подбираются и флейты-люй [1]. Если в «Го юе» (цз. 3, разд. [31]) говорится просто, что это делается «с помощью тройки», то в «Люй-ши чунь цю» (VI, 2) уже дается четкое правило, согласно которому, чтобы получить необходимую более высокую или низкую ноту, флейту надо соответственно укоротить (цюй [5]) или удлинить (и [22]) на одну треть ее длины. Очевидно, что при укорачивании флейты на треть получается тон, звучащий на квинту (
2/
3) выше предыдущего, а при удлинении – на кварту (
3/
4) ниже. Система флейт-люй [1] строится на основе чередования этих процедур, поэтому в китайской традиции данное правило получило (с заменой иероглифа цюй [5] на сунь) название сань фэнь сунь и – «делить на три, убавить или прибавить».
Переход от одной ступени к другой в процессе их построения в «Люй-ши чунь цю» (VI, 2) называется «порождением» (шэн [2]), а в поздней традиции еще и «взаимопорождением» (сян шэн). От ступени хуан чжун «рождается» ступень линь чжун, от нее тай цу и т.д. до ступени чжун люй (рис. 3). «Рождение» с повышением тона рассматривается как «рождение вниз» (ся шэн), а с понижением, наоборот, – как «рождение вверх» (шан шэн).
Если получившиеся ступени выстроить по высоте (ду [2]), то получится непрерывная полутоновая последовательность внутри октавы. Причем в той ее части, которая постирается от хуан чжуна до жуй биня, будут находиться «рожденные вверх» люй [1], а в другой, от линь чжуна до ин чжуна, – «рожденные вниз», или, просто, соответственно «верхние» (шан [2]) и «нижние» (ся [2]). При переходе от порядка «порождения» к «высотному» нечетные ступени, считающиеся янскими, не меняют своего местоположения, а четные, иньские, – перегруппируются.
Чтобы ступени, построенные по правилу сань фэнь сунь и, не вышли за пределы октавы после седьмой ступени, «рожденной вверх», восьмая строится в аналогичном направлении. В «Люй-ши чунь цю» об этом не говорится, но поздняя традиционная теория стала это учитывать.
Самое раннее численное выражение системы 12 люй [1] приведено в «Хуайнань-цзы» (гл. 3). Указывается, что флейта хуан чжун равна 3 x 3 = 9 цуням [2], поскольку «Небо и Земля [отмеряют] три луны и исполняется один сезон (ши [1])» и все делается троекратным образом. По такой же логике «число» (шу [1]) этой флейты равно 9 x 9 = 81. Отталкиваясь от него, выстраиваются численные значения остальных флейт-люй [1].
Согласно правилу сань фэнь сунь и, каждый шаг построения системы люй [1] разбивается на два этапа. Первый – «делить на три» (сань фэнь): 81 делится на 3 и получается 27. Второй этап – «убавить» (сунь) или «прибавить» (и [22]): сначала из 81 вычитается 27 и получается 54. Данное число соответствует второй «по порождению» ступени – линь чжун. К нему следует прибавить его треть для определения величины следующей ступени и т.д. (табл. 3).
Таблица 3. Система 12 люй [1] в порядке «взаимопорождения» и соответствующие операции с числами, производные от 81
№
|
Люй [1]
|
Процедура сань фэнь сунь и при хуан чжуне = 81
|
1
|
хуан чжун
|
81
|
2(8)
|
линь чжун
|
81 : 3 = 27; 81 – 27 = 54
|
3
|
тай цу
|
54 : 3 = 18; 54 + 18 = 72
|
4 (10)
|
нань люй
|
72 : 3 = 24; 72 – 24 = 48
|
5
|
гу сянь
|
48 : 3 = 16; 48 + 16 = 64
|
6 (12)
|
ин чжун
|
64 : 3 = 21 1/3; 64 – 21 1/3 = 42 2/3
|
7
|
жуй бинь
|
42 2/3 : 3 = 14 2/9; 42 2/3 + 14 2/9 = 56 8/9
|
8 (2)
|
да люй
|
56 8/9 : 3 = 18 26/27; 56 8/9 + 18 26/27 = 75 23/27
|
9
|
и цзэ
|
75 23/27 : 3 = 25 23/81; 75 23/27 – 25 23/81 = 50 46/81
|
10 (4)
|
цзя чжун
|
50 46/81 : 3 = 16 208/243; 50 46/81 + 16 208/243 = 67 103/243
|
11
|
у и
|
67 103/243 : 3 = 22 346/729; 67 103/243 – 22 346/729 = 44 692/729
|
12 (6)
|
чжун люй
|
44 692/729 : 3 = 14 2150/2187; 44 692/729 + 14 2150/2187 = 59 2039/2187
|
Пять первых «по порождению» ступеней, согласно указанным правилам построения, имеют целочисленные значения, а оставшиеся – дробные. Однако в «Хуайнань-цзы» они округляются. Поскольку числа люй [1] в данном случае были представлены как их величина в цунях [2], умноженная на 9, погрешность от этого округления оказывается не очень большой (1 цунь [2] в эпоху Западной Хань равнялся 27,65 мм). С другой стороны, это округление привело к тому, что численные выражения соответствующих ступеней, за исключением одной, стали ближе к темперированному строю. Для простоты сравнения данных «Хуайнань-цзы» с темперированным строем надо их разделить на 81, приведя тем самым начало звукоряда к 1, и выразить результаты в десятичных дробях (табл. 4). Исключением является величина ин чжуна (42
2/
3), которая оказалась округленной в меньшую сторону (42), что будет неправильным при дроби
2/
3 ≈ 0,667 и, видимо, может рассматриваться как результат невольного искажения. Если взять величину 43 и разделить ее на 81, то получится число 0,531, достаточно близкое к темперированному строю.
Таблица 4. Расчетные числа 12 люй [1] и их округления из «Хуайнань-цзы» при хуан чжуне, равном 81 и 1, в сравнении с современным темперированным строем
№
|
Люй [1]
|
Расчет чисел (81)
|
Расчет в десят. сист. (1)
|
Окр-е (81)
|
Окр-е в десят. сист. (1)
|
Темп. строй
|
1
|
хуан чжун (c)
|
81
|
1
|
81
|
1
|
1
|
2
|
да люй (cis)
|
75 23/27
|
0,936
|
76
|
0,938
|
0,944
|
3
|
тай цу (d)
|
72
|
0,889
|
72
|
0,889
|
0,891
|
4
|
цзя чжун (dis)
|
67 103/243
|
0,832
|
68
|
0,840
|
0,841
|
5
|
гу сянь (e)
|
64
|
0,790
|
64
|
0,790
|
0,794
|
6
|
чжун люй (f)
|
59 2039/2187
|
0,740
|
60
|
0,753
|
0,749
|
7
|
жуй бинь (fis)
|
56 8/9
|
0,702
|
57
|
0,704
|
0,707
|
8
|
линь чжун (g)
|
54
|
0,667
|
54
|
0,667
|
0,667
|
9
|
и цзэ (gis)
|
50 46/81
|
0,623
|
51
|
0,630
|
0,630
|
10
|
нань люй (a)
|
48
|
0,593
|
48
|
0,593
|
0,595
|
11
|
у и (b)
|
44 692/729
|
0,555
|
45
|
0,556
|
0,561
|
12
|
ин чжун (h)
|
42 2/3
|
0,527
|
42
|
0,519
|
0,530
|
В «Хуайнань-цзы» не указываются величины флейт люй [1] в цунях [2], но их легко рассчитать, разделив ряд неокругленных чисел на 9 (табл. 5). Подобное выражение системы 12 люй [1] с теми или иными вариациями часто встречается в более поздних китайских источниках, в частности, в гл. 16 «Цзинь шу» («Книга об [эпохе] Цзинь»), где дается весьма детальный анализ музыкальной теории, сопровождаемый точными расчетами.
Таблица 5. Числовые пропорции люй [1] при хуан чжуне, равном 81, и длины люй [1] в цунях [2], представленные в «Цзинь шу»
№
|
Люй [1]
|
Числовые пропорции
|
Длины в цунях [2]
|
1
|
хуан чжун (c)
|
81
|
9
|
2
|
да люй (cis)
|
75 23/27
|
8 104/243
|
3
|
тай цу (d)
|
72
|
8
|
4
|
цзя чжун (dis)
|
67 103/243
|
7 1075/2187
|
5
|
гу сянь (e)
|
64
|
7 1/9
|
6
|
чжун люй (f)
|
59 2039/2187
|
6 12974/19683
|
7
|
жуй бинь (fis)
|
56 8/9
|
6 26/81
|
8
|
линь чжун (g)
|
54
|
6
|
9
|
и цзэ (gis)
|
50 46/81
|
5 451/729
|
10
|
нань люй (a)
|
48
|
5 1/3
|
11
|
у и (b)
|
44 692/729
|
4 6524/6561
|
12
|
ин чжун (h)
|
42 2/3
|
4 20/27
|
Рассматривать звукоряд люй люй начинающимся с единицы, как это было сделано при сравнении с темперированным строем, вполне приемлемо для китайской теории. Так же, например, поступал Сыма Цянь, описывая его в «Люй шу» [1] («Книга о [флейтах] люй [1]»). Он использовал несколько модифицированное правило построения ступеней люй [1], которое упоминается уже в «Хуайнань-цзы» (гл. 3): «То, что рождается вниз, удваивается и делится (чу) на три, а то, что рождается вверх, учетверяется и делится на три». У Сыма Цяня «при порождении вниз удваивается числитель (ши [2]) и утраивается знаменатель (фа [1]), а при порождении вверх – учетверяется числитель и утраивается знаменатель». Иначе говоря, в первом случае следует исходное число умножить на
2/
3, а во втором – на
4/
3 (табл. 6).
Таблица 6. 12 люй [1] в порядке «взаимопорождения», их соотношения в «Люй шу» [1] Сыма Цяня при хуан чжуне, равном 1, и расчет этих соотношений по исправленному правилу
№
|
Люй [1]
|
Соотношения по Сыма Цяню
|
Расчет соотношений по исправленному правилу
|
1
|
хуан чжун
|
1
|
1
|
2 (8)
|
линь чжун
|
2/3
|
1 x 2/3 = 2/3
|
3
|
тай цу
|
8/9
|
2/3 x 4/3 = 8/9
|
4 (10)
|
нань люй
|
16/27
|
8/9 x 2/3 = 16/27
|
5
|
гу сянь
|
64/81
|
16/27 x 4/3 = 64/81
|
6 (12)
|
ин чжун
|
128/243
|
64/81 x 2/3 = 128/243
|
7
|
жуй бинь
|
512/729
|
128/243 x 4/3 = 512/729
|
8(2)
|
да люй
|
1024/2187
|
512/729 x 4/3 = 2048/2187
|
9
|
и цзэ
|
|
2048/2187 x 2/3 = 4096/6561
|
10 (4)
|
цзя чжун
|
8192/19683
|
4096/6561 x 4/3 = 16384/19683
|
11
|
у и
|
|
16384/19683 x 2/3 = 32768/59049
|
16 (6)
|
чжун люй
|
65536/177147
|
32768/59049 x 4/3 = 131072/177147
|
Таблица 7. 12
люй [
1] в порядке «по высоте» и их числа по Сыма Цяню.
Хуан чжун берется равным 8,1
цуня [2]
№
|
Люй [1]
|
Данные Сыма Цяня
|
То же без описок
|
Десятичные дроби
|
Точный расчет
|
Ошибки
|
1
|
хуан чжун (c)
|
8 1/7
|
8 1/10
|
8,1
|
8,1
|
|
2
|
да люй (cis)
|
7 5/10 + 1/30
|
7 5/10 + 1/30
|
7,533
|
7,585
|
0,052
|
3
|
тай цу (d)
|
7 2/7
|
7 2/10
|
7,2
|
7,2
|
|
4
|
цзя чжун (dis)
|
6 1/10 + 1/30
|
6 7/10 + 1/30
|
6,733
|
6,742
|
0,009
|
5
|
гу сянь (e)
|
6 4/7
|
6 4/10
|
6,4
|
6,4
|
|
6
|
чжун люй (f)
|
5 9/10 + 2/30
|
5 9/10 + 2/30
|
5,967
|
5,993
|
0,026
|
7
|
жуй бинь (fis)
|
5 6/10 + 2/30
|
5 6/10 + 2/30
|
5,667
|
5,689
|
0,022
|
8
|
линь чжун (g)
|
5 4/7
|
5 4/10
|
5,4
|
5,4
|
|
9
|
и цзэ (gis)
|
5 4/10 + 2/30
|
5 + 2/30
|
5,067
|
5,057
|
–0,01
|
10
|
нань люй (a)
|
4 8/7
|
4 8/10
|
4,8
|
4,8
|
|
11
|
у и (b)
|
4 4/10 + 2/30
|
4 4/10 + 2/30
|
4,467
|
4,495
|
0,028
|
12
|
ин чжун (h)
|
4 2/10 + 2/30
|
4 2/10 + 2/30
|
4,267
|
4,267
|
|
При переходе к восьмой «по порождению» ступени необходимо сменить чередования указанных коэффициентов, но Сыма Цянь этого не сделал. В результате три ступени получили значения, в 2 раза меньшие, чем необходимо, на что уже обращали внимание китайские комментаторы. Например, об этом говорится в «Цзинь шу» («Книга об [эпохе] Цзинь»). Описание теории люй люй у Сыма Цяня противоречиво. С одной стороны, длина хуан чжуна должна быть равна 9 цуням [2], с другой – длины всех флейт-люй [1] даны для случая, когда хуан чжун равен 8
1/
10 цуня [2]. Расчет этих длин не приведен, но, видимо, он осуществлялся не тем способом, что представлен в таблице чисел, производных от единицы. Такой вывод можно сделать, поскольку в результирующем списке нет тех же ошибок, но имеются другие. К расчетным ошибкам добавились ошибки переписчика (лишняя дробь
4/
10 и запись числа 7 вместо 1 и несколько раз вместо 10). К десятичным дробям, которые, по сути, выражают единицы длины в фэнях [1] (10 фэнь [1] = 1 цунь [2]) Сыма Цянь 7 раз добавил некие дробные части этих неявных фэней [1], а именно «трети», которые можно записать как
1/
30. Эта система хорошо работает до шестого «по порождению» люй [1] – ин чжун, а дальше дает сбой. Если лишенные описок расчетные данные Сыма Цяня выразить целиком в десятичной системе и сравнить с точными расчетами звукоряда люй люй с использованием дробей
2/
3 = 0,666 и
4/
3 = 1,333, то можно увидеть серьезные расхождения (табл. 7).
Построение системы люй люй производится по методу, который используется, по сути, при построении пифагорова строя, и его можно еще определить как метод квинтового хода с периодической выборочной октавной транспозицией (сюань [2]) ступеней. Числа, входящие в квинтовое отношение (
2/
3), имели в традиционном Китае традиционную символику: 3 – число Неба, а 2 – число Земли. Квинтовое построение ступени рассматривалось как движение к янской ноте, более высокой, «чистой» (цин [1]), а квинтовое построение с октавной транспозицией (2 x
2/
3 =
4/
3) – к иньской ноте, более низкой, «мутной» (чжо).
Порядки «по порождению» (шэн [2]) и «по высоте» (ду [2]), в которых выстраиваются ступени люй [1], коррелируют оба с 12-ю циклическими знаками ди чжи («земные ветви»). Поэтому, используя традиционную круговую запись этих знаков, можно составить две схемы, позволяющие сделать принцип построения звукоряда с помощью квинтового хода более наглядным (рис. 4). На первой схеме представлен звукоряд люй люй в порядке «взаимопорождения», а на второй – в «высотном». Переход от «взаимопорождения» к «высотному» и наоборот осуществляется на схемах за счет диаметральной переброски иньских люй [4]. Янские люй [1] при этом остаются на своих местах. Квинтовый ход, который в первом случае изображается на окружности, во втором образует фигуру «звезды». На первой схеме видно, что если не учитывать коэффициенты транспонирования, то 12-ричный квинтовый ход охватит приблизительно 7 октав. На второй эти 7 октав как бы «свернуты» в одну.
Исконный звукоряд люй люй является нетемперированным, т.е. в нем интервалы между соседними «по высоте» ступенями не равны. По общему правилу, в звукоряде, который строится посредством квинтового хода различаются два вида полутонов: меньший –
2048/
2187 ≈ 0,936 и больший –
243/
256 ≈ 0,949. В звукоряде из 12 люй [1] начиная с хуан чжуна эти полутона чередуются с одним повтором:
2048/
2187;
243/
256;
2048/
2187;
243/
256;
2048/
2187;
243/
256;
243/
256;
2048/
2187;
243/
256;
2048/
2187;
243/
256.
Звукоряд люй люй является незамкнутым. Если продолжить квинтовый ход от последней, 12-й, ступени, то следующая, 13-я, не сольется с октавой (
1/
2), а будет выше нее на пифагорову комму: (
3/
2)
12 : (
2/
1)
7 =
531441/
524288 ≈ 1,014. Эта величина не очень большая, но теоретически значимая. Поэтому только для простоты октаву и 13 люй [1] можно считать приблизительно совпадающими. Китайцы эту условность вполне осознавали. Незамкнутость системы люй люй давала основание музыкальным теоретикам Китая строить более дробные системы тонов. Но они не получили широкого распространения.
Согласно «Хоу Хань шу» (гл. 11), ханьский каноновед Цзин Фан (77–37 до н.э.) создал систему 60 люй [1] посредством череды квинтовых ходов, продолжив их от 12-й «по порождению» ступени, чжун люй, «порождением вверх до чжи ши (13-я), от чжи ши порождением вниз до цюй ме (14-я)» и т.д. Во времена правления императора Вэнь-ди [2] (424–454) ученый Цянь Юэ-чжи, опираясь на идеи Цзин Фана, разработал систему 360 люй [1]. Во второй половине VI в. Шэнь Чжун связал 360 люй [1] с днями года. В XII в. неоконфуцианец и ученый-энциклопедист Цай Юань-дин (1135–1198) написал «Люй люй синь шу» («Новая книга о [звукоряде] люй люй»), где представил систему из 18 люй, добавив к обычному набору шесть дополнительных люй [1], строящихся квинтовым ходом от последнего люй [1] в этом наборе.
Хотя 12 ступеней системы люй люй имели определенные названия, они, насколько известно, не использовались для записи музыкальных мелодий. Самая ранняя из обнаруженных китайских нотаций – для цитры цинь [3] – относится к эпохе Тан и представляет собой, по сути, аппликатуру, т.е. указание на то, как должны быть размещены пальцы для извлечения конкретных звуков. Такое указание в значительной степени определялось конструкцией и настройкой инструмента.
В эпоху Поздней Хань с системой люй люй была соединена система 64 гексаграмм (
гуа [2])
«Чжоу и»/«И цзина» («Канон перемен»). В основу этого был положен принцип яо чэнь, т.е. схема связи черт (яо [1]) гексаграмм с «земными ветвями» (ди чжи) (чэнь [2] – 5-й знак из этого набора, обозначающий также все «ветви»). Схема представляет собой окружность, на которой расположены символы 12 «земных ветвей», 12 люй [1], 6 янских черт и 6 – иньских (рис. 5). Янские черты связываются с нечетными циклическими знаками, а иньские – с четными. В совокупности все янские черты образуют гексаграмму Цянь [6], а все иньские – Кунь. Счет позиций этих гексаграмм на схеме ведется по часовой стрелке, причем начальная по-зиция гексаграммы Цянь [6] соответствует 1-му циклическому знаку и 1-му мужскому люй [1] – хуан чжуну, а начальная позиция гексаграммы Кунь – 8-му циклическому знаку и 1-му «по порождению» женскому люй [4] – линь чжуну. О такой корреляции двух люй [1] и начальных черт гексаграмм Цянь [6] и Кунь, а также 6 люй [1] – 6 позициям гексаграммы как таковой впервые было сказано в «Хань шу».
Известно, что если в каждой позиции гексаграмм варьировать янскую и иньскую черты, то в целом можно получить набор из 64 гексаграмм. Известно также, что в древнем Китае гексаграммы применялись для кодировки ладотональностей. Правила этой кодировки утеряны. Однако, исходя из предложенной схемы, напрашивается вывод, что при кодировании должны учитываться корреляции варьируемых в гексаграммах янской и иньской черт с янскими и иньскими нотами люй [1]. Таким образом получаются обозначаемые гексаграммами 64 комбинации по шесть нот. Последующие шаги подобной кодировки могут быть самыми разнообразными.
Пентатоника. В традиционной музыкально-теоретической системе Китая в дополнение к комплексу 12 люй [1] ставится пентатоника, т.е. набор из пяти нот (у шэн – букв. «пять звуков») – гун [4], шан [1], цзюэ [3], чжи [24], юй [5]. Если люй люй представляют собой камертонный звукоряд, то у шэн являются основной ладовой структурой. Истоки китайской пентатоники теряются в доисторических временах. Она могла возникнуть в ходе простейшей архаической музыкальной практики и только потом стала приобретать теоретическое обоснование и соединилась с люй люй. В литературных источниках она предстает уже как часть развитой музыкально-теоретической системы. Так, в «Шу цзине» (II, 4) в речи полумифического Шуня, жившего якобы во 2-й половине III тысячелетия до н.э., термин у шэн упоминается вместе с «шестью музыкальными ступенями» (лю люй) и «восемью тембрами» (ба инь). В «Го юй» (цз. 3, разд. [30, 31]) говорится о трех нотах пентатоники – гун [4], цзюэ [3] и юй [5] – в «чжоуских речах» (Чжау юй), относящихся к 522 г. до н.э. и посвященных изложению широкого круга музыкально-теоретических вопросов. Полный набор нот пентатоники впервые упоминается в «Цзо чжуани» в разделе, датируемом IV в. до н.э. Также полный набор и первое их теоретико-математическое обоснование встречаются в гл. 58 «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.).
В «Гуань-цзы» пентатоника входит в мощную пятеричную систему, построенную по принципу пяти стихий/элементов, а звучания нот уподобляются звукам, издаваемым животными. Звучание чжи [24] подобно визгу свиньи (ши [30]), у которой отнимают поросенка, юй [5] – ржанью коня (ма [1]), пасущегося в поле, гун [4] – мычанию коровы (ню), стоящей в подвальном стойле, шан [1] – блеянью отбившегося от стада барана (ян [2]), цзюэ [3] – крику фазана (чжи [22]), взлетевшего на дерево.
В эпоху Чжоу в музыкальной практике использовалась также гептатоника – шкала с семью нотами. В ней пять нот строились по принципам пентатоники и имелось две дополнительные ноты, которые назывались бянь [2] («становящиеся») и связывались с интервалами бянь чжи и бянь гун, являющимися на полутон меньшими, чем чжи [24] и гун [4], т.е., в европейской номенклатуре, с интервалами увеличенной кварты и большой септимы. В легендах введение этих дополнительных нот приписывается Вэнь-вану, родоначальнику династии Чжоу.
Традиционная китайская пентатоника основывается на системе люй люй. Для ее построения следует просто взять подряд первые 5 ступеней 12 люй [1] в порядке «взаимопорождения» (табл. 8). Если при этом начальная нота имеет численное выражение 81, то вся пентатоника складывается из целых чисел, соответствующих числам первых «по порождению» люй [1] и имеющих особую значимость в китайской арифмологии (нумерологии). Подробно построение пентатоники описано Сыма Цянем в «Люй шу» [1] («Книга о [флейтах] люй [1]»). Оно проводится по методу сань фэнь сунь и. Опорное число 81 – это «девять на девять». Оно соответствует тону гун [4]. Отнимая (цюй [5]) от 81 одну треть (27), получаем 54 – тон чжи [24]. К «трем третям числа 54», прибавляя (и [22]) одну треть (18), получаем 72 – тон шан [1]. От «трех третей числа 72», отнимая одну треть (24), получаем 48 – тон юй [5]. К «трем третям числа 48», прибавляя одну треть (16), получаем 64 – тон цзюэ [3].
Для построения гептатоники следует дополнительно взять две следующие ступени люй [1]. Два дополнительных числа получаются при этом уже дробными.
Таблица 8. Построение пентатоники и гептатоники по методу сань фэнь сунь и
№
|
Люй [1]
|
Ноты
|
Числа
|
1
|
хуан чжун (c)
|
гунн [4] 宮
|
81
|
2
|
линь чжун (g)
|
чжи [24] 徵
|
54
|
3
|
тай цу (d)
|
шан [1] 商
|
72
|
4
|
нань люй (a)
|
юй [5] 羽
|
48
|
5
|
гу сянь (e)
|
цзюэ [3] 角
|
64
|
6
|
ин чжун (h)
|
(бянь гун 變宮)
|
(42 2/3)
|
7
|
жуй бинь (fis)
|
(бянь чжи 變徵)
|
(56 8/9)
|
По принципам, заложенным в системе 12 люй [1], пентатонику и гептатонику в порядке «взаимопорождения» легко перевести в «высотный» порядок (табл. 9).
Таблица 9. 12 люй [1], пентатоника и гептатоника в порядке «по высоте» и в сопоставлении (условно) с интервалами в европейской музыкальной системе
№
|
Люй [1]
|
Ноты
|
Интервалы
|
1
|
хуан чжун (c)
|
гун [4]
|
чист. прима
|
2
|
да люй (cis)
|
|
мал. секунда
|
3
|
тай цу (d)
|
шан [1]
|
бол. секунда
|
4
|
цзя чжун (dis)
|
|
мал. терция
|
5
|
гу сянь (e)
|
цзюэ [3]
|
бол. терция
|
6
|
чжун люй (f)
|
|
чист. кварта
|
7
|
жуй бинь (fis)
|
(бянь чжи)
|
увел. кварта
|
8
|
линь чжун (g)
|
чжи [24]
|
чист. квинта
|
9
|
и цзэ (gis)
|
|
мал. секста
|
10
|
нань люй (a)
|
юй [5]
|
бол. секста
|
11
|
у и (b)
|
|
мал. септима
|
12
|
ин чжун (h)
|
(бянь гун)
|
бол. септима
|
В «Гуань-цзы» (гл. 58, «Ди юань» – «Земная служба»/«Земные чины») приводится аналогичный способ построения пентатоники, но используемый несколько иначе (рис. 6). Гун [4] здесь также связывается с хуан чжуном, и порождение нот происходит в том же порядке – гун [4], чжи [24], шан [1], юй [5], цзюэ [3]. Но первый шаг порождения направлен не вниз, а вверх: «делим на три и прибавляем (и [22])». Получившейся ноте чжи [24] приписывается число 108. Число хуан чжуна не указано, но ясно, что 108 по приведеному правилу можно получить из 81: 8
1/
3 = 27, 81 + 27 = 108. Не указаны числа и для остальных нот, но говорится, что для их расчета надо каждый раз преды-дущее делить на три, а получившуюся треть сначала (для шан [1]) отнять (цюй [5]), затем (для юй [5]) прибавить («возместить» – фу [4]) и вновь (для цзюэ [3]) отнять. Таким способом можно получить числа: 72, 96 и 64. По сравнению с вариантом Сыма Цяня числа нот чжи [24] и юй [5] здесь в 2 раза больше, т.е. отличаются на октаву. Но это не просчет, а, по-видимому, отражение раннего варианта пентатоники, который затем частично потерял свое значение.