墨子 филос. трактат V–III вв. до н.э., излагающий учение школы
мо-цзя. Назван по фамилии основоположника этой школы
Мо Ди (V — нач. IV в. до н.э.). В библиографич. разд.
«Хань шу» («История [династии] Хань», I в. н.э.)
Бань Гу упоминает книгу «Мо-цзы» из 71 главы (
пянь [
1]). Согласно источникам эпохи Суй (VI — нач. VII в.), трактат состоял из 15 цзюаней (свитков); источники эпохи Сун (X–XIII вв.) говорят о 61 гл.; «Сы ку цюань шу цзун му» (XVIII в.) — о 53 гл. Нумерация и порядок глав «Мо-цзы» определены в кон. I в. до н.э.
Лю Сяном. В XV в. трактат включен в собрание даос. писаний
«Дао цзан».
Первые три главы — «Цинь ши» («Приближение служилых»), «Сю шэнь» («О самовоспитании»), «Со жань» («Влияние примера») — приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Главы «Шан сянь» («Почитание мудрости»), «Шан тун» («Почитание единства»), «Цзянь ай» («Всеобщая любовь»), «Фэй гун» («Против нападений»), «Цзе юн» («За экономию в расходах»), «Цзе сан» («За экономию при захоронениях»), «Тянь чжи» («Воля Неба»), «Мин гуй» («Духовидение»), «Фэй юэ» («Против музыки»), «Фэй мин» («Против предопределения»), «Фэй жу» («Против конфуцианцев») излагают основы учения Мо Ди и ранних моистов. Их дополняют главы «Фа и» («Подражание образцу»), «Ци хуань» («Семь бед»), «Цы го» («Осуждение крайностей»), «Сань бянь» («Три доказательства»). Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах «Гэнь Чжу», «Гуй и» («Ценить справедливость»), «Гун Мэн», «Лу вэнь» («Вопросы луского [правителя]»), «Гун Шу». Шесть глав — «Цзин шан» («Канон, часть первая»), «Цзин ся» («Канон, часть вторая»), «Цзин шо шан» («Пояснения к первой части канона»), «Цзин шо ся» («Пояснения ко второй части канона»), «Да цюй» («Большой выбор»), «Сяо цюй» («Малый выбор») — объединены названием «Мо цзин» («Моистский канон») или «Мо бянь» («Моисты-спорщики»); в раннем средневековье название «Мо бянь» относили только к первым четырем из перечисленных глав. «Канон» излагает взгляды поздних моистов, гл. обр. по проблемам познания и логики, затрагивая также обл. математики, оптики, механики, психологии и экономики. 11 след. глав, начиная с «Бэй чэн мэнь» («Подготовка к обороне городских ворот»), посвящены искусству фортификации.
Известно, что «Мо бянь» еще в кон. III — нач. IV в. комментировал Лу Шэн. Интерес к комментированию «Мо-цзы» возрос в XVII–XVIII вв., ведущие комментарии того периода принадлежат Би Юаню и
Ван Чжуну. В кон. XIX в. Сунь И-жан, обобщив предыдущие комментаторские труды, написал «Мо-цзы цзянь гу» («Доступное толкование Мо-цзы»), к-рое сделало возможным науч. исследование текста книги. Текстологич. проблемами и атрибутированием глав «Мо-цзы» занимались видные кит. ученые:
Лян Ци-чао, [Ху Ши|Ху Ши]], Чжань Цзянь-фэн, Тань Цзе-фу, Гао Хэн, Люй Чжэнь-юй, Ло Гэнь-цзэ,
Фэн Ю-лань, Ду Го-сян, Хоу Вай-лу, Го Мо-жо, Жэнь Цзи-юй,
Ян Юн-го, Ху Цюй-юань и др.
Источники: Сунь И-жан. Мо-цзы сянь гу (Доступное толкование Мо-цзы). Шанхай, 1957 (ЧЦЦЧ. Т. 4); Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1964; Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973, с. 66–98; Из книги «Мо-цзы» // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.
Литература: Титаренко М.Л. Книга «Мо-цзы» как литературно-художественный памятник // Литература древнего Китая. М., 1969.
он же. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985.
См. также лит-ру к ст.:
Мо Ди,
Мо-цзя.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 357-358.