柳公權,
прозв. Чэн-сюань
誠懸. 778, Хэдун (совр. уезд Юнцзи, пров. Шаньси), — 865. Каллиграф, высокопоставленный сановник периода правления дин. Тан (618–907).
Выходец из древней ученой семьи, Лю Гун-цюань в 29 лет получил степень
цзинь-ши. Благодаря острому ума и умению правильно оценивать ситуации неизменно удерживался на высоких постах в столице. Как каллиграф Лю Гун-цюань специализировался на уставном письме
кайшу и был продолжателем стиля
Янь Чжэнь-цина 颜真卿. Знатные семьи конкурировали между собой в стремлении заказать прославленному сановнику эпитафии для своих родных. Слава о его таланте достигла Кореи, где каллиграфия танского мастера почиталась эталоном ортодоксального придворного стиля. Традиция приписывает Лю Гун-цюаню крылатую фразу, к-рую он будто бы произнес в ответ на вопрос имп. Му-цзуна (прав. 821–825) о правилах работы кистью: «Коли сердце праведно, то и кисть правильна» (
синь чжэн цзэ би чжэн 心正则笔正). Лю Гун-цюань, так же как Янь Чжэнь-цин, считал, что каллиграфия призвана выражать этические достоинства и гражданские добродетели человека; посредством каллиграфии он стремился просвещать и наставлять. Среди созданных им шедевров особо знаменита стела
«Сюань ми та бэй»
玄秘塔碑 («Стела пагоды "Сокровенного"», 841), написанная почерком
кайшу. Уставу Лю Гун-цюаня присущи принципиальные отличия от стиля Янь Чжэнь-цина. Каллиграф работает наклонной кистью, поэтому черты имеют заостренные окончания. Его кисть движется то с сильным наклоном — и черты получают дополнительную толщину и «мускулистость»
жоу 肉, то почти вертикально — и черты выходят тонкими и «жилистыми»
цзинь 筋. Данный прием усиливает живописный эффект каллиграфии, но не уводит в сторону внешней декоративности, т.к. в обоих случаях имеется крепкий «остов» (
гу 骨; см.
Гу, цзинь, сюэ, жоу).
Источники:
Лю Гун-цюань / Под ред. У Хун-цина. Пекин, 1993; Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Суй Тан У-дай мучжи (Погребальные эпитафии [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002.
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;
Сюй Бан-да. Гу шухуа гоянь яолу: Цзинь, Тан, У-дай, Сун шуфа (Исследование древних произведений каллиграфии и живописи [эпох] Суй, Тан, Пяти династий Сун). Чанша, 1987; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии) / Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004;
Чжу Гуань-тянь. Тан-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Тан). Цзянсу, 1999;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992;
Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 632.