李瑞清, Ли Чжун-линь
仲麟, прозв. Мэй-ань
梅庵, Мэй-чи
梅痴, Циндаожэнь
清道人 и др. 1867, Линьчуань (совр. уезд Цзиньсянь, пров Цзянси), — 1920. Каллиграф, живописец, основатель совр. системы худ. образования в Китае, организатор направления
цзиньшишу-пай 金石書派 («каллиграфия на бронзе и камнях»).
Великолепная подготовка и талант позволили ему, представителю старинного рода ученых, в 1893 получить степень
цзюй-жэнь, а в 1895 — высшую степень
цзинь-ши и занять пост инспектора по образованию. Еще в канун Синьхайской революции (1911–1912) Ли Жуй-цин одним из первых приглашает япон. специалистов преподавать математику и естеств. науки. После революции он жил в Шанхае, где вынужден был продавать свою каллиграфию и живопись для содержания большой семьи.
Ли Жуй-цин достиг выдающегося мастерства во всех основных почерках. Он считал, что почерк
чжуаньшу 篆書, к-рый был у истока развития иск-ва каллиграфии в целом, является базовым для формирования пластич. мышления начинающих каллиграфов. Подчеркивал, что изучать
чжуаньшу надо по надписям на памятниках бронзы до периода дин. Цинь (221–207 до н.э.), т.е. до стандартизации написания. Среди древних артефактов Ли Жуй-цин выделял надпись почерком
дачжуань на сосуде
Сань ши пань 散氏盤 IX в. до н.э. Текст в 376 иероглифов с этого сосуда копировался им неоднократно отдельными альбомами по 6 знаков на листе. В этом прославленном памятнике Ли Жуй-цина привлекали компактная округленность всех черт и заоваленность их окончаний. В своих копиях
Сань ши пань каллиграф передает и даже усиливает неровность контура черт, связанную с тем, что иероглифич. знаки отливались вместе с изделием. Ли Жуй-цин стремится овладеть секретом энергетики древних знаков, для него простота форм архаич. почерка — это самый высокий уровень сложности в каллиграфич. традиции.
В почерке
лишу 隸書 Ли Жуй-цин предпочитал мощное прямоугольное начало и завершающую заостренность окончаний. Совершенство подобной техники письма восхищало его в шедевре ханьской каллиграфии — стеле «Цзин-цзюнь бэй»
景君碑 (143 н.э.). Работая с оттисками (
кэ-те), каллиграф осуществлял перевод выгравированных на камне знаков на бумагу. Тем самым он как бы замыкал ист. круг смены материальных носителей совершенных пластич. решений, созданных древними анонимами. Увлечение ист. объективностью и стало гл. признаком индивидуального стиля Ли Жуй-цина. Дар оживлять традицию в личном опыте не имеет ничего общего с внеш. подражанием и есть счастливый удел избранных. Мало кто из современников Ли Жуй-цина в этом был ему равен.
Ли Жуй-цин прославился как талантливый педагог. Наиб. известными учениками и последователями мастера являются его племянник Ху Гуан-вэй
胡光煒 (1888–1962) и приемный сын Ли Цзянь
胡光煒 (1882–1956). Среди его учеников по живописи был Чжан Да-цянь
張大千 (1899–1983).
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии). Пекин, 1996;
Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981;
Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.; L., 1990;
Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 608-609.