林語堂,
Линь Юй-танЛинь Хэ-лэ. 1895, дер. Баньцзыцунь пров. Фуцзянь — 1976, Гонконг. Писатель, переводчик, лингвист. Родился в семье протестантского священника и с детства был приобщен к зап. культуре. В 1916 Линь Юй-тан получил диплом бакалавра в шанхайском ун-те Сент-Джонс на ф-те гуманитарных наук, в 1922 удостоился магистерской степени в Гарвардском ун-те, где изучал сравнительное литературоведение, в 1923 ему была присвоена докт. степень по лингвистике в Лейпцигском ун-те. В 1916-1919 и 1923— 1926 Линь Юй-тан преподавал англ. яз. и лит-ру в ун-тах Цинхуа и Пекинском, а также в Пекинском педагогич. ун-те, принимал активное участие в «лит. революции», в частности, в обсуждении вопроса о лит. языке и латинизации письменности. В 1924—1926 Линь Юй-тан тесно сотрудничал с
Лу Синем и
Чжоу Цзо-жэнем в издании журн. «Юй сы», где регулярно публиковал заметки социально-критич. содерж. Кроме того, Линь Юй-тан в 1920-е выступил одним из первых и гл. популяризаторов юмора в Китае, именно ему принадлежит перевод этого европ. понятия на кит. яз. Первый рассказ был написан Линь Юй-таном еще в 1913 на англ. яз., в дальнейшем мн. его произведения создавались на англ. и уже затем переводились (далеко не всегда самим автором) на кит. яз. Эссе Линь Юй-тана 1920-х были объединены в сб. «Цзяньфу цзи» («Очищение», 1928). В 1928 увидела свет единств. пьеса «Цзы цзянь Нань-цзы» («Конфуций встречается с Нань-цзы»). После кратковременного участия в политич. деятельности во время кит. революции 1925—1927 Линь Юй-тан сконцентрировался на лингвистич. исследованиях и лит. деятельности. В 1932 создал журн. «Лунь юй», ставивший своей гл. задачей пропаганду юмористич. лит-ры. В 1934 Линь Юй-тан учредил журн. «Жэньцзянь ши», ориентировавшийся на публикацию эссе в жанре «лит-ры души». Подобные эссе должны были отражать душевные переживания и личность писателя, а не текущие проблемы кит. об-ва. Сам Линь Юй-тан связывал этот жанр с возрождением традиций позднеминской эссеистики. В 1935 он организовал журн. «Юйчжоу фэн», дававший слово литераторам с разными гражд. позициями и творч. принципами. Доходившая до эскапизма подчеркнутая политич. нейтральность журнала Линь Юй-тана подвергалась постоянной критике со стороны доминировавшего на лит. арене левого лагеря. Лу Синь писал, что юмористич. миниатюры Линь Юй-тана и его последователей «превращают жестокость мясника в шутку». Тем не менее, несмотря на неприятие его деятельности значит. частью лит. кругов и читательской аудитории, можно констатировать, что Линь Юй-тан как писатель и организатор внес большой вклад в становление совр. кит. эссеистики и юмористич. лит-ры. Собственно юмористич. произведения Линь Юй-тана в 1936 были объединены в сб. «Юй-тан юмо вэньсюань» («Избранное юмора Юй-тана»). Еще одним важным направлением деятельности Линь Юй-тана была популяризация кит. культуры за рубежом и зап. культуры в Китае. Этому немало способствовал тот факт, что с 1936 по 1966 с непродолжит. перерывами, Линь Юй-тан жил в Америке. Из числа культурологич. книг Линь Юй-тана наиб. успехом на Западе (гл. обр. в США) пользовались написанные на англ. яз. и изданные в Нью-Йорке «My Country and My People» («Моя страна и мой народ», 1935; кит. пер. опубликован в КНР в 1990 под назв. «Чжунго жэнь» — «Китайцы»), «The Importance of Living» («Искусство жить», 1937), «Between Tears & Laughter» («И смех и слезы», 1943), «The Gay Genius: The Life and Times of Su Tungpo» («Жизнеописание Су Дун-по», 1947). Кроме того, он перевел и адаптировал для англоязычного читателя мн. произведения классич. кит. лит-ры. На Войну сопротивления Японии Линь Юй-тан откликнулся своим первым и лучшим романом «Moment in Peking» («Миг в жизни Пекина», 1939), в к-ром он показал перипетии судьбы двух богатых и именитых семейств на фоне ист. потрясений ХХ в. Соединивший худ. приемы совр. лит-ры с традициями классич. кит. романа, «Миг в жизни Пекина», в силу своего сложного и долгого пути к широ- ому кит. читателю, остается недооцененным в истории кит. лит-ры ХХ в. В 1966 Линь Юй-тан переехал на Тайвань, где возглавил нац. центр междунар. ПЕН-клуба и до конца своих дней принимал активное участие в жизни мирового лит. сообщества.
Источники: Линь Юй-тан цзычжуань (Автобиография Линь Юй-тана) / Гл. ред. Лю Чжи-сюэ. Шицзячжуан, 1994; Линь Юй-тан. Как нам удалось взять деревню Хэчжуан-цзы // Воины-братья. М., 1962, с. 131—134.
Литература: Цянь Ли-цюнь, Вэнь Жу-минь, У Фу-хуй. Чжунго сяньдай вэньсюэ саньши нянь (Тридцать лет современной китайской литературы). Пекин, 1998; Чжунго саньши няньдай вэньсюэ фачжань ши (История развития китайской литературы в 30-е годы) / Под ред. Го Чжи-гана и Ли Сю. Чанша, 1998; Чжунго сяньдай вэньсюэ шоуцэ (Справочник по современной китайской литературе) / Под ред. Лю Сянь-бяо. Пекин, 1987; Hsia C.T. A History of Modern Chinese Fiction, 1917—1957. New Haven, 1962.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 326-327.