李冰石像, «каменная статуя Ли Бина», — одно из древнейших произведений кит. каменной антропоморфной скульптуры.
Эта статуя, достигающая в выс. 2,90 м и выполненная из местной породы белого известняка, была найдена в сер. 1970-х на терр. уезда Гуаньсянь
灌縣 пров. Сычуань. Согласно надписи, выбитой на поверхности фигуры, она изображала жившего в кон. III в. до н.э. (ок. 250 г. до н.э.) Ли Бина
李冰, губернатора находившейся в Сычуани древней обл. Шу
蜀. В письменных источниках рассказывается об успехах Ли Бина в создании ирригационных сооружений и о методах его борьбы с наводнениями: по приказу губернатора для магич. наблюдения за водными потоками были изваяны пять статуй носорогов и три статуи людей, к-рых поставили на берегу р. Янцзы. Возможно, каменная скульптура самого Ли Бина тоже имела не мемориальный, а культовый характер.
Находка статуи косвенно подтвердила правоту письменных сообщений, где история нац. монументальной скульптуры из камня возводится к иск-ву древнего царства Цинь
秦 (Цинь-го, VIII–III вв. до н.э.), предшественника империи Цинь (220–207 до н.э.). Древнейшими каменными изваяниями источники называют фигуры пяти быков, выполненные по приказу правителя царства Цинь — Хуй-вэнь-вана
惠文王 (337–312 до н.э.) во время его войны с соседним царством Шу, захваченным и преобразованным в обл. Шу, возглавляемую Лю Бином. Рассказывают, что не желая штурмовать узкий горный проход в Шу, власти Цинь решили прибегнуть к хитрости (напоминающей известный ист. эпизод с «троянским конем»). Сраженные красотой статуй, установленных перед горным коридором, жители Шу сочли их подарком соседей и перенесли на свою территорию, при этом настолько расширив пограничный проход, что циньская армия без труда прорвалась через него. Возникновение традиции антропоморфной каменной скульптуры источники тоже связывают с циньским иск-вом. Первым подобным изваянием считается имеющая признаки портрета скульптура Вэн-чжуна
翁仲, гвардейца-гиганта из личной охраны основателя империи Цинь —
Цинь Ши-хуана 秦始皇 (帝). Впоследствии имя гвардейца стало использоваться в качестве термина —
вэнчжун 翁仲, обозначающего каменную антропоморфную скульптуру как таковую.
Обращают на себя внимание и худ. особенности статуи Ли Бина: он изображен в полный рост, с руками сложенными на груди и опирающимися на рукоятку вертикально стоящего меча. Такая трактовка антропоморфного образа, по-видимому, была исходно свойственна кит. погребальному иск-ву. Об этом свидетельствуют его древнейшие образцы — статуи гражданского и военного чиновника, вероятно, первоначально воздвигнутые над усыпальницей жившего в I–II вв. принца крови и владельца удельного царства Лу
魯 (в центр. части Шаньдунского п-ва). Статуя гражданского чиновника (выс. 230 см), прозванная Цюйфу-шижэнь
曲阜石人 (досл
. «каменный человек [из] Цюйфу»), еще в 1794 была перенесена в храм Конфуция (см.
Цюйфу сань Кун). Вторая статуя (выс. 250 см) была найдена в земле в кон. прошлого века.
Морфологич. сходство всех трех изваяний позволяет утверждать, что уже в эпоху Поздняя/Восточная Хань (Хоу/Дун Хань, I–III вв.) кит. изобр. иск-во располагало достаточно развитой и обладавшей собственными иконографич. схемами традицией монументальной каменной антропоморфной скульптуры.
Литература:
Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002;
Paludan A. The Chinese Spirit Road. The Classical Tradition of Stone Tomb Statuary. New Haven—London, 1991.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 601-602.