Синология.Ру

Тематический раздел


Лао Шэ

老舍, Лао ШэЛао Шэнаст. имя Шу Цин-чунь. 1899, Пекин — 1966. Прозаик, драматург, поэт, обществ. деятель. По национальности маньчжур. Окончил педагогич. училище, работал в учеб. заведениях. В 1924-1929 преподавал кит. словес­ность в Лондонском ун-те, где начал лит. деятельность, опубликовав три ро­мана из жизни пекинской молодежи и кит. эмигрантов в Англии. По возвра­щении в Китай Лао Шэ преподавал в ун-тах пров. Шаньдун. Не примыкая к к.-л. лит. орг-циям, не участвуя в дискуссиях, он напряженно работал, опуб­ликовав социально-психологич. роман из жизни чиновничества «Лихунь» («Развод», 1933) и вызвавший полемику сатирич. роман «Мао чэн цзи» («За­писки о Кошачьем городе», 1933), в к-ром под видом описания жизни на Марсе остро критикуются порядки и нравы гоминьдановского Китая. В 1936 Лао Шэ опубликовал принесший ему междунар. известность роман «Лото Сянцзы» («Сянцзы-Верблюд», в рус. пер. «Рикша») — исполненное жизненной правды повествование о пекинском бедняке, сильном, трудолю­бивом, честном, к-рый под ударами судьбы опускается на дно. За те же годы писатель выпустил четыре сб. рассказов и ряд др. произведений, отличающих­ся достоверностью, широтой тематики, многообразием типажей, мастерским владением живым пекинским языком.
 
Развязанная Японией в 1937 война вынудила Лао Шэ перебраться на Юг — сначала в Ухань, затем в Чунцин. Здесь он развернул неутомимую патриотич. работу: руководил ВАРЛИ, редактировал ее издания. Стремясь донести боевое слово до широчайших масс, он охотно использовал различные формы традиц. простонар. лит-ры — прозаич. и стихотворные.
 
Раскрылся и талант Лао Шэ как драматурга. Он создал девять пьес в новом для Китая «разговорном жанре»: «Цань у» («Остатки тумана»), «Гоцзя чжи- шан» («Государство превыше всего») и др. Помимо двух новых сб. рассказов он написал в 1943 роман «Хо цзан» («Огненное погребение»), в к-ром, рас­сказывая о сражении за небольшой город, раскрыл нравств. истоки героизма патриотов и заклеймил предателей. Противопоставление патриотизма и кол­лаборационизма является также стержневой темой самого крупного произв. Лао Шэ — эпической по размаху трилогии «Сы ши тун тан» («Четыре поко­ления одной семьи»). Роман был начат в 1944, завершилась же публикация, причем в полном виде, в 1951 (часть романа написана в США, где Лао Шэ работал и лечился в 1946-1949), и хотя действие романа протекает в переулке оккупированного японцами Пекина, он овеян дыханием событий всекит. и мирового масштаба.
 
Сразу после создания КНР Лао Шэ возвратился на родину и окунулся в строи­тельство нар. культуры. Уже в 1950 появились пьесы «Лунсюйгоу» («Канава Драконов ус») и «Фан Чжэнь-чжу», где говорится о первых скромных успехах по перестройке жизни на новых началах. За ними последовало около двух де­сятков произведений в различных драматич. жанрах, включая переделки пьес традиц. репертуара. Особое внимание привлекла «Чагуань» («Чайная», 1958), где на крошечном пространстве пекинской чайной отражены три переломных момента истории страны в 1-й пол. века. Он написал также первую часть оставшегося недописанным романа о жизни старого Пекина («Чжэнхун ци ся» — «Под пурпурными стягами»). Лао Шэ участвовал в обществ. деятель­ности, живо откликался на злободневные вопросы; единств. из литераторов ему было присвоено звание «народного художника». Однако, когда в 1966 разбушевалась «культурная революция», Лао Шэ оказался в числе ее первых жертв (вероятно, он был доведен до самоубийства).
 
В февр. 1999 в Китае было торжественно отмечено столетие со дня рождения этого выдающегося мастера культуры ХХ в.
 
Источники:
Лао Шэ вэньцзи (Собр. соч. Лао Шэ): В 12 т. Пекин, 1980—1987; Лао Шэ. Сочинения: В 2 т. М., 1957; он же. Счастье всей семьи: Пьеса / Пер. Л. Никольской. М., 1961; он же. Последняя монета: Рассказы / Пер. и предисл. А.А Файнгара. М., 1965; он же. Развод: Роман / Пер. Е. Рож­дественской; Послесл. А. Кириллова; Примеч. В. Семанова. М., 1967; он же. Записки о Кошачьем городе: Роман и рассказы / Сост. и пре­дисл. В.И. Семанова. М., 1969 (1977); он же. Рикша: Роман / Пер. Е. Рождественской; Вступ. ст. В. Петрова. М., 1970; он же. Мудрец ска­зал: Роман / Пер. В. Семанова, Предисл. М. Шнейдера // ВА. 1979, вып. 7, с. 89—279; он же. Избранное. М., 1981; он же. Сказители: Роман / Пер. и предисл. Н. Спешнева. М., 1986; он же. День рождения Сяопо: Повесть-сказка; История Небесного дара: Роман / Пер. и предисл. В. Семанова. М., 1991; он же. Избр. произведения / Сост. Е. Рождест­венская-Молчанова; Предисл. В. Сорокина. М., 1991; он же. Юмор: Юмористические миниатюры / Пер., сост. и вступ. ст. Н.А. Спешнева. СПб., 1997; он же. Двое в Лондоне: Роман / Пер. В.И. Семанова // Дальний Восток. 1998, № 8—9, 11/12; он же. Под пурпурными стягами: Роман и эссеистика / Сост., предисл., пер. Д.Н. Воскресенского. М., 2007.
 
Литература:
Абдрахманова З.Ю. Последний этап творчества Лао Шэ (1949— 1966): Автореф. канд. дис. М., 1987; она же. О литературно-эстетиче­ских взглядах Лао Шэ // ПДВ. 1987, № 1, с. 106—113; она же. Лао Шэ — драматург // ВМУ. Сер. 13. 1987, №3, с.39—48; АнтиповскийА.А. Раннее творчество Лао Шэ: Темы, герои, образы. М., 1967; Ба Цзинь, Цзан Кэ- цзя. Вспоминая Лао Шэ // ПДВ. 1986, № 3, с. 144—150; Болотина О.П. Лао Шэ: Творчество военных лет (1937—1949). М., 1983; Глаголева И.К. Лао Шэ: Биобиблиогр. указатель / Вступ. ст. В.Ф. Сорокина. М., 1983; Родионов А.А. Лао Шэ и проблема национального характера в кит. литературе ХХ в. СПб., 2006; Спешнев Н.А. Фольклор в творчестве Лао Шэ // ПДВ. 1983, № 1, с. 177—189; Шу И. Последние дни Лао Шэ / Пер. и предисл. А.Н.Желоховцева // ПДВ. 1987, №6, с. 142—151; Ван Цзянь- хуа. Лао Шэ ды юйянь ишу (Языковое мастерство Лао Шэ). Пекин, 1996; Се Чжао-синь. Лао Шэ сяошо ишу синьли яньцзю (Идейно-худо­жественные особенности прозы Лао Шэ). Пекин, 1994; Chen Wei ming. Pen or Sword: The Wen-Wu Conflict in the Short Stories of Lao She (1899—1966). Ph.D. Dis. Berk., 1985; HoKoon-ki. From the absurdist to real­ist: A reading of Lao She’s «Teahouse» from a comparative perspective // Oriens Extremus. Wiesbaden, 1996, Jg. 39, H. 2, S. 204—227; SlupskiZ. The Evolution of a Modern Chinese Writer. Prague, 1966; Vohra R. Lao She and the Chinese Revolution. Cambr. (Mass.), 1974.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 322-323.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.