Ссылка на презентацию, доклад и статью. Эпиграфы: Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс)
Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. (С. Ковалевская)
Все науки должны стать математикой. (Новалис)
Гуманитарные науки были не по зубам старой математике, но с появлением компьютеров у математики начинают отрастать эти зубы мудрости. (И. Бурдонов)
Аннотация. В статье исследуется задача анализа регулярности многомерных матриц, основанной на повторении значимых (не пустых) символов в ячейках матрицы. Такое повторение означает, что при сдвиге матрицы по одной или нескольким её координатам некоторые значимые символы сохраняются. Для каждого сдвига, повторяющегося
r раз, вводится число регулярности как произведение
rs, где
s число значимых символов сохраняющихся при всех
r повторениях сдвига. Вводятся две числовые характеристики регулярности матрицы: сумма регулярности и коэффициент регулярности. Сумма регулярности определяется как сумма чисел регулярности при всех возможных сдвигах матрицы и позволяет сравнивать регулярность матриц одной формы, т.е. одной размерности и одного размера с одинаковым расположением непустых символов. Коэффициент регулярности позволяет сравнивать регулярность произвольных матриц и определяется как процентное отношение суммы регулярности матрицы к сумме регулярности «самой регулярной» матрицы (все значимые символы которой одинаковы) той же формы. Предложены алгоритмы вычисления суммы и коэффициента регулярности матрицы, которые были реализованы в компьютерных программах.
В качестве прикладной области используется анализ регулярной структуры стихотворений древнекитайского «Канона стихов» (
Ши цзин). Стихотворение представляется четырёхмерной матрицей, её координаты – это строфа, строка в строфе, стих в строке и иероглиф в стихе; пустые символы выравнивают размеры стихов, строк и строф. В статье приводятся обобщающие результаты компьютерных экспериментов со всеми 305 стихотворениями
Ши цзина. Авторам представляется, что эта работа лежит в русле исследований структурной (или структурно-семантической) методологии в изучении китайской классики, основы которой заложены работами В.С. Спирина, А.М. Карапетьянца, А.И. Кобзева, А.А. Крушинского.
Использованы 5 картин из (незаконченного на 28.09.2022)
цикла компьютерных иллюстраций к стихотворениям «Канона стихов», а также 2 акварели из цикла «
Чжоуские перемены»: «
Ба гуа в квадрате Ло шу: наставления художнику» (в начале) и «
"Сухого тростника шелестят бумажные деньги..."» (в конце). Автор картин — И.Б. Бурдонов.