как признак политической борьбы (тезисы). 1. Одной из основных проблем для правления императора У-ди (141–87 гг. до н.э.) в империи Западная Хань является соотношение реального и сакрального аспектов власти правителя в разные периоды его правления. Проведённые исследования позволяют нам предположить, что носитель высшей власти мог быть «вытеснен» придворными элитами из сферы принятия политических решений в сферу сакрально-ритуальную.
Данное правление выделяется на фоне предшествующих резким повышением как абсолютного количества, так и процентной доли жертвоприношений. Так в предшествующий период (202–141 гг. до н.э.), вместивший в себя правления четырёх императоров и одно регентство, по данным шестой главы основного письменного источника
Хань шу, было выполнено всего два жертвоприношения. Одно в 165 г. до н.э., в правление императора Вэнь-ди (180–157 гг. до н.э.), было совершено первое в истории Западной Хань жертвоприношение на пяти алтарях мифических императоров (
у чжи 五畤), произведённое в Юн – недалеко от бывшей циньской столицы и месте жертвоприношений в циньское время (в центральной части долины р. Вэйхэ). То же жертвоприношение в следующий раз было совершено в 145 г. до н.э. в конце правления следующего императора, Цзин-ди (157–141 гг. до н.э.).
2. В период 141–87 гг. до н.э., согласно шестой главе
Хань шу, было совершено 44 жертвоприношения, первое относится к 134 г. до н.э., последнее – к 88 г. до н.э. В период со 134 по 88 гг. до н.э. жертвоприношения проводились в девятнадцати годах – в 134, 123, 122, 114, 113, затем каждый год в течение 111–105, затем в 103, 102, 100, 98, 93, 89, 88 гг. до н.э. (см. табл. 1). Все жертвоприношения совершались императором лично.
3. Жертвоприношения, лично совершавшиеся носителем высшей власти в период 141–87 гг. до н.э. интересны, прежде всего, в контексте борьбы У-ди за политическую власть. Они показывают значительный рост внимания к сакральной сфере. Если учесть тот факт, что в 91 г. до н.э. в столице произошел в отсутствие У-ди открытый вооружённый мятеж наследника престола (что свидетельствует об утрате императором контроля над столицей), то имеющиеся данные позволяют сформулировать важную проблему – является ли такое значительное повышение значения церемониально- ритуальной сферы власти императора У-ди следствием утраты им политического контроля над столицей. То есть, свидетельствует ли повышение числа жертвоприношений о его «вытеснении» придворными элитами из сферы принятия реальных решений в сакральную сферу, или же он потерял столицу вследствие длительного пребывания вне её из-за усиления внимания к сакральным аспектам деятельности во второй половине правления.
4. Мы склоняемся к тому, что в 113 г. до н.э. У-ди действительно оказался вытеснен из сферы принятия политических решений в церемониально-ритуальную сферу, и она, по сути, оставалась для него единственным действенным рычагом, используя который он мог попытаться вернуть в свои руки всю полноту реальной власти.
5. В 113 г. до н.э., когда У-ди оказался «вытеснен» в сакральную сферу, он впервые помимо жертвоприношений в рамках циньского культа пяти императоров (возобновлённого в Западной Хань ещё в 165 г. до н.э.), вводит жертвоприношения
тайчжи 泰畤, посвящённые «Великому единому», во дворце Ганьцюань, затем это жертвоприношение станет регулярным. Ещё одно новое повторяющееся жертвоприношение –
фэн 封 на горе Тайшань было введено в 110 г. до н.э., а в 107 г. до н.э. вводится ещё и жертвоприношение божеству Земли –
Хоуту 后土.
В этом же году вплоть до 93 г. до н.э. прекращается принесение жертв на алтарях пяти мифических императоров. Если учесть, что это жертвоприношение в дальнейшем в массовом порядке возобновилось более, чем через пятьдесят лет, в правление Юань-ди (48–33 гг. до н.э.), а жертвоприношения «Великому единому» и божеству Земли были более частыми, можно предположить, что У-ди удалось отойти от циньского культа и сформировать новый. Это само по себе уже является значительным достижением, но с нашей точки зрения интересно именно как его последний инструмент в борьбе за власть.
6. Исследование показало, что интенсификация жертвоприношений отражает усиление политической борьбы. Так в 112 г. до н.э. (через год после переломного 113 г.) начинается период внешней, кажущейся стабильности во взаимоотношениях между императором и первыми министрами – заканчиваются казни и аресты первых министров, проходившие с периодичностью примерно в три года и до 103 г. до н.э. на девять лет первым министром становится Ши Цин, а затем на двенадцать лет с 103 по 91 гг. до н.э. – Гунсунь Хэ. На наш взгляд, это как раз и указывает на потерю императором рычагов влияния на принятие политических решений.
7. Нам представляется, что стабилизация отношений У-ди с высшими чиновниками в 112 г. до н.э. являлась следствием, тем компромиссом, на который он вынужден был пойти, фактически отдав столицу в руки знати, прежде всего, рода своей жены, императрицы Вэй. Таким образом, подтверждается, что после 113 г. до н.э. реальным инструментом борьбы У-ди за власть осталась только сакральная сфера – уникальность У-ди как правителя и заключается в том, что он начал активно использовать сакральную сферу для борьбы с политическими противниками.
Так, в 100 г. до н.э., когда новый официальный культ, по-видимому, уже сформировался, было запущено дело «о чёрном колдовстве», объявляющее различные ритуалы и жертвоприношения незаконными. Упомянутые два министра оказались техническими фигурами (характерно, что их жизнеописания ограничиваются буквально несколькими строками!) В итоге по этому делу было проведено несколько обысков в столице, и в конце концов в 93 г. до н.э. был посажен в тюрьму (где и умер) первый министр Гунсунь Хэ, а также были арестованы две принцессы и проведён обыск во дворце прямого наследника, которого, видимо, уже подозревали в возможности мятежа. Сам мятеж грянул в 91 г. до н.э. в Чанъани, в которой в этот момент не было императора. Его подняли императорский наследник и его мать, императрица Вэй.
Многолетняя борьба У-ди в конечном итоге всё же увенчалась успехом – мятеж был подавлен, а император успел назначить нового наследника, который вскоре стал следующим императором Западной Хань, императором Чжао-ди.
Таблица 1. У-ди. Жертвоприношения
№
|
Год
|
Месяц
|
Место
|
Кол-во
|
%
|
|
1
|
134
|
Зима 10 месяц
|
Юн (雍)
|
1
|
2,2%
|
5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
2
|
123
|
Зима 10 месяц
|
Юн
|
1
|
2,2%
|
5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
3
|
122
|
Зима 10 месяц
|
Юн
|
1
|
2,2%
|
5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
4
|
114
|
Зима 10 месяц
|
Юн
|
1
|
2,2%
|
5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
5
|
113
|
Зима 10 месяц 11 месяц
|
Юн Ганьцюань[1]
|
4
|
9%
|
5 жертвенников [императоров] (五畤) Великому единому – Тайчжи 泰畤 (В некоторых случаях – тайи 泰一)
|
|
|
---- ----
|
---- ----
|
|
|
Солнцу Луне
|
6
|
111
|
Зима 10 месяц
|
Ганьцюань (рядом с дворцом)
|
1
|
2,2%
|
Жертва Жёлтому императору на горе Цяо
|
7
|
110
|
4 месяц 10 месяц
|
Тайшань[2]
|
2
|
4,4%
|
Жертва фэн (封) на горе Тайшань 5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
8
|
109
|
4 месяц
|
Тайшань
|
1
|
2,2%
|
Жертва на горе Тайшань
|
9
|
108
|
10 месяц
|
Юн
|
1
|
2,2%
|
5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
10
|
107
|
Весна. 3 месяц Зима Зима
|
Хэдун[3] Шэнтан[4]
|
3
|
6,8%
|
Жертвоприношение божеству Земли (后土) Жертвоприношение на горе Цзюи Серия жертвоприношений горам и рекам по возвращению домой
|
11
|
106
|
Весна. 3 месяц.
|
Тайшань Дворец Минтан
|
4
|
9%
|
Фэн на горе Тайшань Жертва Гао Цзу
|
|
|
---- 4 месяц
|
---- Ганьцюань
|
|
|
Жертва Шан-ди Великому единому (泰畤)
|
12
|
105
|
3 месяц
|
Хэдун
|
5
|
11%
|
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
|
|
|
11 месяц
|
Дворец Минтан
|
|
|
Жертвы Шан-ди
|
|
|
12 месяц
|
Гора Гаоли
|
|
|
Жертва Шань (禪) на горе Гао-ли
|
|
|
12 месяц
|
----
|
|
|
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
|
|
|
12 месяц
|
Бохай
|
|
|
Жертвопришение в Бохай
|
13
|
103
|
3 месяц
|
Хэдун
|
2
|
4,4%
|
Жертвоприношение божеству Земли (后土)
|
|
|
----
|
|
|
|
Серия жертвоприношений
|
14
|
102
|
4 месяц
|
Тайшань Гора Шилюй
|
2
|
4,4%
|
Жертвоприношение фэн (封) Жертвоприношение шань (禪)
|
15
|
100
|
1 месяц 3 месяц
|
Ганьцюань Хэдун
|
2
|
4,4%
|
Великому единому (泰畤) Жертвоприношение божеству Земли (后土)
|
16
|
98
|
3 месяц ----
|
Тайшань Минтан
|
2
|
4,4%
|
Жертвоприношение фэн Жертвоприношение в Минтане
|
17
|
93
|
3 месяц
|
Минтан
|
7
|
16%
|
Жертва Шанди Жертва Гао Цзу
|
|
|
----
|
Гора Шилюй
|
|
|
Жертва Цзин-ди Жертвоприношение фэн
|
|
|
----
|
Дворец Цзяомэнь
|
|
|
Жертвоприношение шань Жертвоприношение святым Пэнлая
|
|
|
----
|
Юн
|
|
|
5 жертвенников [императоров] (五畤)
|
18
|
89
|
3 месяц
|
Тайшань
|
3
|
6,8%
|
Жертвоприношение фэн
|
|
|
----
|
|
|
|
Жертвоприношение в Минтан
|
|
|
----
|
Гора Шилюй
|
|
|
Жертвоприношение шань
|
19
|
88
|
1 месяц
|
Ганьцюань
|
1
|
2,2%
|
Великому единому (泰畤)
|
Итого
|
44
|
100%
|
|
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 157-160.
- ↑ Дворец недалеко от г. Чанъань, находится на территории современного г. Сяньян (пров. Шэньси).
- ↑ Весной того же года в первом лунном месяце в специальном указе У-ди установил порядок приношения жертв на горе Тайшань.
- ↑ В Западной Хань – округ на территории совр. пров. Шаньси.
- ↑ Одно из мест, посещённых императором во время поездки на юг страны.