Китайская политическая традиция, базировавшаяся на древних классических канонах, крайне отрицательно расценивала допущение женщин к государственному управлению. И тем не менее в течение протяженной истории Китая женщинам не раз удавалось взять в свои руки бразды правления страной. Наиболее известны три женщины-правительницы: императрица Люй при династии Хань, управлявшая в 195–180 гг. до н.э., императрица У Хоу, объявившая себя императором и занимавшая престол в 683–705 гг., а фактически находившаяся у власти с 660–661 гг., и императрица Цыси, правившая от имени двоих императоров (своего сына и племянника) с 1860-х годов до 1908 г. Но это отнюдь не исчерпывает весь список женщин, в разное время управлявших Китаем. Этот вопрос сам по себе заслуживает специального рассмотрения. Здесь же остановимся лишь на истории прихода к власти и правления одной из сравнительно малоизвестных женщин – императрицы Фэн (442–490), ибо ее деятельность сыграла отнюдь не маловажную роль в истории страны.
Она была родом из современной пров. Хэбэй. Ее выбрал в жены и сделал императрицей (в Китае лишь супруга императора имела титул императрицы, остальные гаремные дамы считались наложницами) император Вэнь-чэн-ди (Тоба Цзюнь) (440–465) из династии Северная Вэй (386–581). Правители из этой династии были некитайского происхождения – табгачами (или же тобийцами). Племена тоба – одна из ветвей сяньбийских племен, обитавших в Прибайкалье, монгольских степях и на территории современного китайского автономного района Внутренняя Монголия, – постепенно завоевывали пространства Северного Китая. Подчиняя китайское население и перенимая китайский опыт государственного управления, табгачский правитель Тоба Гуй в 386 г. провозгласил себя императором и основал властвовавшую в Северном Китае вышеупомянутую династию Вэй со столицей в городе Пинчэн (современный Датун в пров. Шаньси). К 439 г. под властью правителей этой династии оказался практически весь Северный Китай до Маньчжурии на севере, районов южнее реки Хуанхэ на юге и Центральной Азии на западе.
В результате завоевания китайское население империи Вэй оказалось в приниженном по сравнению с табгачами положении, но численно многократно превосходило их. Поэтому табгачским императорам волей-неволей приходилось приспосабливаться к китайским порядкам, тем более что в цивилизационном отношении китайская сторона была гораздо более продвинута по сравнению с кочевниками (или же бывшими кочевниками) табгачами. Но процесс взаимного приспособления шел медленно и с большими трудностями. Табгачское господствующее меньшинство поначалу сохраняло и оберегало свои обычаи, язык, одежду и т.д. Но ко времени восшествия на престол Вэнь-чэн-ди (452) необходимость и рациональность приспособления завоевателей-табгачей к китайским образцам и порядкам становились все более очевидными. Без этого китайско-табгачская империя рисковала быть взорванной накапливающимися внутренними противоречиями на национальной почве. Такова была ситуация к моменту появления при дворе императрицы Фэн.
После смерти Вэнь-чэн-ди в 465 г. престол перешел к его старшему сыну, рожденному названной императрицей, – Тоба Хуну (454–476), принявшему титул Сянь-вэнь-ди. Ко времени вступления на престол ему было всего 11 лет. Поэтому неудивительно, что дела управления страной принял на себя канцлер (чэнсян – первое лицо после государя) И Хунь. В официальных источниках сообщается, что, войдя во вкус властвования, он стал сколачивать заговор с целью свержения императора и захвата престола (см. [1, с. 441]). Императрице Фэн стало известно об этом, и она сплотила вокруг себя силы, противостоявшие канцлеру и его намерениям. И Хунь был схвачен и убит, после чего контроль за политическими делами перешел в руки императрицы.
В 471 г., когда Сянь-вэнь-ди подрос и мог претендовать на самостоятельное управление страной, мать принудила его отречься от престола в пользу его первенца – Тоба Хуна (иероглиф «хун» в его имени имеет иное начертание, нежели в имени его отца, но читается точно так же), получившего титул Сяо-вэнь-ди (467–499). Будучи всего четырех лет отроду, новый император, естественно, не мог вести государственные дела, и вся полнота власти сохранилась за императрицей Фэн, титуловавшейся теперь императрицей-бабушкой (тайхуан-тайхоу).
Первоначально отрекшийся от престола государь, титуловавшийся «отцом императора» (тайшан-хуан), сохранял определенные служебные функции. Он жил в императорском дворце в Пинчэне, и ему поручалось командование «ходившими в походы на север и на юг» войсками. Именно его частое отсутствие в столице и было выдвинуто в качестве мотивации и оправдания его отречения в глазах общественности (см. [1, с. 440]). О том, что он не совсем утратил распорядительные возможности, свидетельствует следующий инцидент, произошедший в 476 г. и послуживший причиной его гибели. По его распоряжению был схвачен, подвергнут допросу и приговорен к смерти за «взяточничество и нарушение законов» начальник области Сян (довольно высокая должность в административном аппарате) Ли Синь. Надеясь хоть как-то спасти свою жизнь, тот выдал известную ему сокровенную тайну: императрица Фэн уже долгое время сожительствует с начальником одного из правительственных ведомств (шаншу) Ли Фу и его младшим братом Ли И. Отрекшийся государь пришел в ярость и повелел казнить обоих братьев, что и было исполнено. Тогда императрица Фэн с помощью его подчиненных подложила ему в пищу яд. Когда экс-император отведал это кушанье, то, как сообщают свидетели, у него «пошла кровь из всех семи отверстий тела» и он скончался (см. [1, с. 440]).
Сяо-вэнь-ди оказался осторожнее и мудрее своего отца, не покушаясь на всевластие своей бабки вплоть до самой ее смерти. Она же, находясь у кормила правления в течение 25 лет, отнюдь не была склонна просто наслаждаться всеми выгодами своего положения, но провела целый ряд мероприятий, которые характеризуются современными китайскими исследователями как «реформы» (см. [1, с. 441]). Их необходимость диктовалась сложившимся положением. Выше уже говорилось о взрывоопасности внутреннего положения империи Северная Вэй в связи с противоречиями на этнонациональной почве. Это отражалось и на несовершенстве работы административного аппарата, поскольку традиционные китайские нормативы здесь сочетались с привнесенными из чуждой им практики, распространенной среди кочевых народов. В плачевном состоянии находились финансы страны. Нарастало повстанческое движение, связанное не столько с национальным вопросом, сколько с тяжелыми экономическими условиями жизни простонародья. Последнее помимо прочего усугублялось случившимися стихийными бедствиями. Летописцы свидетельствуют: «В годы правления Тянь-ань (466–467) и Хуан-син (467–471) часто случались сильные засухи. [Стоимость] куска шелка (служившего, наряду с монетой, денежным эквивалентом. – А.Б.) изменилась [и подешевела]» [2, с. 61]. Не прекращались и военные действия как на юге, где существовала империя Сун, так и на северо-западных рубежах. Это отягощало население дополнительными повинностями и поборами на военные нужды. Хроники сообщают: «Весь народ в Шаньдуне обслуживал войска, ходившие [походом] на северо-запад, обеспечивая перевозку [снаряжения и продовольствия]» [2, c. 61].
Начало преобразованиям было положено упорядочением страдавшего к описываемому времени бессистемностью порядка налогообложения: «Установили порядок уплаты налогов, исходя из [деления] людей на 3 категории и 9 разрядов [в зависимости от того], бедны они или богаты», – отмечают летописцы [2, c. 62]. Были также восстановлены привычные для населения размеры и стоимость кусков шелковых тканей, которые требовались в виде одной из налоговых статей. Усилили борьбу со взяточничеством и прочими злоупотреблениями со стороны чиновничества. В 484 г. упорядочили вышедшую из-под контроля систему оплаты труда чиновников-администраторов: «За образец взяли старый [порядок] выдачи жалованья всевозможным чиновникам – каждому платить в соответствии с его рангом» [2, с. 62].
Наконец, в 485 г. был сделан, пожалуй, самый значительный и капитальный преобразовательный шаг – обнародован указ о введении так называемой «надельной» системы землепользования, именовавшейся «раздачей равных полей». Согласно ему, каждое домохозяйство (взрослая супружеская пара) должно было гарантированно получить строго определенный по размеру (и довольно большой) участок земли под пашню и разведение технических культур (тутового шелкопряда и прочих), с которого полагалось уплачивать строго определенную норму налогов. Гораздо большие, чем простонародью, земельные наделы полагались и чиновникам разных рангов (см. [2, с. 63–66]).
Подобная система не была новшеством для Китая. Ее пытались ввести еще в 280 г. в империи Цзинь. Но, насколько можно судить по косвенным данным, она не получила тогда достаточно широкого применения. Теперь же, в империи Северная Вэй, эта система была реализована в широких масштабах. К тому же нормативы, заложенные в основу данной системы в 485 г., существенно (качественно и количественно) отличались от декларированных ранее и были гораздо более подробно проработаны. Именно этот порядок лег в основу тех образцов, которые позже практиковались в аграрной политике последующих китайских империй на протяжении VI–VIII вв. Если учесть, что сельское хозяйство тогда оставалось основой экономической жизни страны, то можно вполне согласиться с существующим мнением, что именно упорядочение аграрных отношений в виде надельной системы землепользования послужило первопричиной, обеспечившей хозяйственный, политический и культурный подъем в Китае во времена империи Тан в VII–VIII вв.
Из прочих начинаний правительства в период правления императрицы Фэн следует отметить указ 486 г. о введении деления населения страны на общинные объединения в 5, 25 и 125 дворов во главе с назначавшимися из них самих старостами. Это мотивировалось стремлением властей затруднить и по возможности пресечь процесс потери крестьянскими хозяйствами своей самостоятельности и перехода их «под покровительство сильных домов», т.е. попадания в зависимость от крупных землевладельцев и местных власть имущих. Указ 487 г. разрешал крестьянам в связи со случившимся в центральных областях империи неурожаем переселяться в другие районы, получая при этом вспомоществование из казенных средств. Указ 488 г. предписывал властям создавать государственные запасы зерна на случай голода и насаждать систему «военных поселений» – совмещения крестьянского труда с военной подготовкой и поочередным несением военной службы (см. [2, c. 68–69]). Все это говорит о стремлении уделять достаточное внимание сельскому хозяйству, используя при этом выработанные китайской политической практикой методы. Внедрение и официальное закрепление данного китайского опыта в весьма нестандартных условиях «двухслойной» в этническом отношении империи Северная Вэй имело особую, принципиальную значимость для страны, определяя дальнейший путь ее развития.
Избранный императрицей Фэн курс на последовательную китаизацию внутренних порядков в стране коснулся и самих табгачей. Знание или незнание табгачского (сяньбийского) языка перестало быть условием попадания в правящую верхушку. В императорском гареме в предписываемом порядке появились китаянки. В 483 г. высочайшим указом были запрещены браки между членами одного и того же рода, что практиковалось у табгачей. В 485 г. было декретировано освобождение большей части попавших ранее в плен к табгачам и находившихся в зависимом от них положении китайцев. Традиционный китайский порядок вознаграждения знати и чиновников, введенный, как отмечалось выше, в 484 г., распространялся и на табгачей, ограничивая царивший ранее со стороны табгачской верхушки произвол. Наконец, именно во времена правления императрицы Фэн родилась идея о переносе столицы из находившегося на севере страны близ прародины табгачей Пинчэна в Лоян – одну из древних столиц Китая, находящуюся в гуще китайского населения в самом сердце китайской цивилизации. Официально столица была перенесена в Лоян в 494 г., т.е. после смерти императрицы. Но еще за несколько лет до переноса город начали отстраивать соответствующим «столичным» образом, и умерла императрица Фэн именно здесь, в одном из уже готовых дворцов в 490 г. (см. [1, с. 441]).
Ее внук, получив наконец реальную власть, продолжил проложенный бабушкой курс на китаизацию империи Северная Вэй. Он пошел в этом отношении еще дальше. Перенеся столицу и обосновавшись в Лояне, он в том же, 494 г. запретил носить табгачскую одежду в официальных местах, а в следующем году – говорить при дворе и в правительственных учреждениях на табгачском языке. В 496 г. он сменил свою собственную фамилию Тоба на китайскую Юань и повелел сделать то же самое 109 знатным табгачским родам. Запрету подвергались и табгачские имена.
Поскольку насаждение и возрождение китайских порядков в империи Северная Вэй проводились императрицей Фэн от имени юридически не свергавшегося ею с престола внука — Тоба Хуна, а получив реальную власть, он продолжил начатую ею политическую линию, то в официальных исторических источниках все мероприятия в данном плане относятся на счет упомянутого императора. Роль же фактического инициатора и претворителя данного курса императрицы Фэн, действовавшей, разумеется, не в одиночку, а при поддержке и содействии этнически китайской правящей верхушки, – не афишируется и как бы затушевывается. Историческая же справедливость требует воздать должное той роли, которую сыграла в истории Китая столь яркая личность, как императрица Фэн, несмотря на отнюдь не высокоморальные методы, которыми она пользовалась для захвата и удержания власти.
Литература
1. Чжунго лидай ди ван лу (Записи о китайских императорах и государях различных эпох). Шанхай, 1989.
2. Материалы по экономической истории Китая в ранее средневековье. Пер. с кит. А.А. Бокщанина и Лин Кюнъи. М., 1980.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIV научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит., 2004. – 304 с. С. 218-222.
Автор: Бокщанин А.А.