阮瑀,
Жуань ЮйЮань Юй, Жуань Юань-юй. Ок. 165, обл. Чэньлю (совр. г. Кайфэн пров. Хэнань) — 212. Один из ведущих представителей поэтич. течения
Цзяньань фэнгу (Цзяньаньская поэзия), входит в плеяду Цзяньань ци цзы («Семь цзяньаньских мужей»).
Краткие сведения о Жуань Юе содержатся в жизнеописании
Ван Цаня, представленном в офиц. историографич. соч. «Сань-го чжи» («Анналы Трех царств», «Трактат о Троецарствии, цз. 21) Чэнь Шоу (223?-297?). Жуань Юй род. в семействе потомств. служилой интеллигенции. Был учеником знаменитого в свое время ученого и литератора Цай Юна (132—192). Заслужил репутацию человека, обладающего незаурядными природными способностями и высочайшими моральными качествами. Цао Цао лично пригласил его к себе на службу. Но когда тот отказался и попытался скрыться в лесу, всемогущий канцлер приказал поджечь его укрытие. В дальнейшем Жуань Юй занимал ряд высоких постов в администрации
Цао Цао и входил в число его ближайших доверенных лиц. Он ведал организацией офиц. обрядовых церемоний, летописными записями, составлением офиц. документов. Считается, что он умер от страха наказания за то, что случайно навлек на себя гнев сына Цао Цао —
Цао Пи.
Поэтич. наследие Жуань Юя состоит из: 14 стихотв. произведений (2 из них — в жанре
юэфу); 1 оды (полный текст) и 3 фрагментов од. Существует три одноим. публикации «Жуань Юань-юй цзи» («Собрание произведений Жуань Юань-юя»): они входят в три сводных изд., составленных Чжан Пу (1602— 1641), Ян Фэн-чэнем (XIX в.) и Дин Фу-бао (1874-1952; публ. 1916). Кроме того, лирич. произведения Жуань Юя включены в сводные изд. того же Дин Фу-бао (но др. публикации — 1964) и Лу Цинь-ли (1911—1973), а одические — в свод, составленный Янь Кэ-цзюнем (1762—1843).
Из лирики Жуань Юя наибольшим признанием в кит. традиц. и науч. лит-ре пользуется юэфу «Цзя чу бэй го мэнь син» («Выезжаю из Северных городских ворот»). По формальным признакам оно ничем не напоминает образцы песенного фольклора: текст объемом 24 строки написан строгим пятисловным (по 5 иероглифов в строке) размером и имеет четкую систему рифмы (
юнь [3]). Однако по содержанию это вариации на тему двух древних песен (
юэфу миньгэ) «Шанлютянь» и «Гу эр син» («Сирота») — обе с яркими соц. мотивами. Его можно разделить на два смысловых фрагмента. В первом (6 строк) воспроизводится эпизод из «Шанлютянь»: герой, выезжая из городских ворот, слышит чей-то горестный плач; спешившись, он идет посмотреть, что случилось, и видит у обочины дороги мальчика, рыдающего над свежей могилой. След. фрагмент (18 строк) — монолог сироты о своей горькой судьбе, почти дословно воспроизводящий аналогичный эпизод из древней песни.
Юэфу Жуань Юя «Цинь гэ» («Песня [под музыку] цитры») — произведение парадно-церемониального характера — создано по приказу Цао Цао для исполнения во время торжеств в честь очередной одержанной им победы. Такого рода поэтич. тексты представителей Цзяньань фэнгу интересны прежде всего тем, что именно они основали особое тематич. направление — «официальную лирику», к-рая создавалась по повелению свыше и посвящалась разл. придворным церемониям, не входившим в круг строго обрядовых акций.
Из собственно стихотв. произведений Жуань Юя выделяются панегирик «Гун янь» — «Пир князя» (одноим. стихотворения есть в тв-ве почти всех литераторов плеяды «Семь мужей») и цикл (из двух стихотв.) «Юн ши» — «Воспеваю историю» (как и одноим. стихотворение Ван Цаня, затрагивает ист.-соц. темы). Остальные стихотворения (преимущественно восьмистишия, написанные пятисловным размером) однотипны по содержанию и настроению. Их центр. мотивы — размышления о бренности бытия и тревожные ощущения неотвратимой развязки. Показательны их названия: «Ци ай ши» («Стихи о семи печалях»), «Инь ши» («Скрывшийся от мира»), «Ку юй» («Скорбный дождь»), «Юань ши» («Стихи о тоске»), «Ши ти ши» («Стихи без заглавия»).
Впервые в кит. лирич. поэзии в роли гл. персонажа выступает дряхлый старец, измученный физич. недугами и с ужасом ожидающий скорой кончины («Ши ти ши»): «Нет сил в онемевших руках и ногах, / Я блуждаю, все больше сбиваясь с дороги. / Каждый миг я боюсь, что истечет мой срок / И моя душа вдруг развеется в небе» («Стихи без заглавия» / пер. В.В. Малявина). В стихотворении «Ци ай ши» повествование ведется от лица усопшего: «Неожиданно быстро прекрасные годы прошли, / В прах и тлен превращаются тело и кости. / Беспросветная темень в покоях Девяти родников, / Беспробудная тишь в Башне нескончаемой ночи. / И душа твоя где-то странствует там далеко, / И без жизненной силы куски разлагаются плоти» («Семь печалей»). Это произведение положило начало очередной тематич. разновидности лирич. поэзии, особенно популярной в IVв., — вань гэ ‘поминальные песни’. Подобные произведения, где авторы рисуют картину собств. смерти и телесного разложения, есть в тв-ве таких знаменитых поэтов эпохи Шести династий (Лючао, III—VI вв.), как
Тао Юань-мин (одноим. цикл) и
Бао Чжао.
Единственное полностью сохранившееся одич. произведение Жуань Юя — «Чжи юй фу» («Ода [о] сдерживании желаний»). Она наряду с аналогичными по содержанию одами др. литераторов из «Семи мужей» (Ван Цаня,
Чэнь Линя и
Ин Яна) образует особую тематич. группу в рамках од на любовные темы (произведения, повествующие о мужской страсти и имеющие откровенный эротич. подтекст).
Хотя лирика Жуань Юя по настроению, мотивам и системе изобразительных средств во многом предвосхищает поэзию более позднего времени, она не получила заметного признания у представителей интеллектуально-творческих кругов на всем протяжении эпохи Шести династий. Единственный хоть сколько-нибудь внятный о ней отзыв содержится в трактате «
Ши пинь» («Категории стихов»). Его автор
Чжун Жун усмотрел гл. достоинство поэзии Жуань Юя в том, что она «не расставалась с творческой манерой древних стихов», имея в виду исключительно юэфу «Цзя чу бэй го мэнь син». Тем не менее в этом лит.-теоретич. сочинении Жуань Юй отнесен к литераторам третьей (низшей) категории. Преемственность тв-ва Жуань Юя древней песенно-поэтич. и стихотв. лирике отмечают и последующие теоретики лит-ры, напр. Ху Ин-линь (1551-1602). Остальные же произведения и аспекты поэтич. наследия Жуань Юя не рассматриваются ни в традиц. критике, ни в совр. науч. исследованиях. Вне поля зрения критиков и ученых осталось также лит.- теоретич. сочинение Жуань Юя — трактат «Вэнь чжи лунь» («Рассуждения о сущности изящной словесности»).
Источники: Сань-го чжи, цз. 21 / Т. 3, с. 599; Жуань Юань-юй цзи; сводные изд., куда вошли лирич. и одич. произв. Жуань Юя, см. в Библиогр. II на имена их составителей: Дин Фу-бао 1964, т. 1, с. 172—190; Лу Цинь-ли, т. 1, с. 378—382; Янь Кэ-цзюнь, т. 1, с. 973, 977; Хрестоматия по литературе Китая, с. 155—157; An Anthology of Chinese Verse, p. 32; Putting a Stop to Desire // Hightower J.R. The Fu of T’ao Ch’en, p. 172—173.
Литература: Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня, с. 113; Малявин В.В. Жуань Цзи, с. 35—36; Вэй Цзинь вэньсюэ ши, с. 124—126; Вэй Цзинь Нань-бэй-чао вэньсюэ ши цанькао цзыляо. Т 1, с. 140—141; СяоДи-фэй. Хань Вэй Лю-чао юэфу вэньсюэ ши, с. 156—157; Чжун Жун Ши пинь и чжу, с. 183—184.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 306-308.