杜維明 Tu Wei-ming. Род. 1940. Культуролог, историк китайской философии. В 1968 получил степень д-ра по истории и восточноазиатским языкам в Гарвардском ун-те (тема дис. — философия
Ван Ян-мина). Преподавал в Принстонском и Калифорнийском (Беркли) ун-тах, выступал с циклами лекций в Пекинском ун-те и ун-те Тайваня. Проф. китайской истории и философии, декан ф-та восточноазиат. языков и цивилизаций Принстонского ун-та. Чл. Амер. академии искусств и наук, директор Ин-та культуры и коммуникаций при Центре культурного и технического обмена Восток–Запад (Гонолулу), входит в состав преподавателей Академии китайской культуры (Пекин).
Исследовательские интересы связаны с т.н. «конфуцианским гуманизмом», историей философии Восточной Азии, сравнительным религиоведением. Особое внимание уделяет религиозному измерению конфуцианской мысли (см.
Конфуцианство). По Ду Вэй-мину, стержневые идеи
«Лунь юя» — «Путь» (
дао), «учение» (
сюэ) и «политика» (
чжэн [
3]) образуют определяющие характеристики «конфуцианского гуманизма», к к-рым можно отнести также «прорыв в трансцендентальное»; трактовка
конфуцианства как исключительно секулярного «практического наставления» ошибочна. Ду Вэй-мин не соглашался с оценкой М. Вебером конфуцианца как человека, хорошо приспособленного к миру, считая, что модель «совершенного мужа» (
цзюнь цзы) противоположна идее самоадаптации, т.к. она предполагает действия по реформированию мира. Оно осуществляется через санкционированное самосовершенствованием моральное принуждение в социуме и духовный резонанс с мировыми структурами, дающий
цзюнь цзы возможность быть «со-созидателем» (co-creator) Вселенной. Учение конфуцианства отражает взаимосвязанные аспекты человеческого бытия: поэтический — невербальное внутр. взаимодействие людей между собой и со средой «на языке сердца»; политический — «правление», или «политика» (
чжэн [
3]), толкуется как «выправление» (
чжэн [
1]) посредством «морального принуждения» со стороны верхов; социальный — ритуализация на основе определенных норм социальной деятельности, уважения к старшим, установившихся моделей поведения, что не препятствует самовыражению и дает возможность устойчивой коммуникации; исторический — в плане оценки, актуальной для текущей ситуации («почему не произошло то, что могло бы случиться»); метафизический — преодоление антропоцентризма и выход на «антропо-космич.» понимание единства человека и мира. В единстве этих аспектов образуется мировоззренческий комплекс — «конфуцианский проект», способный в кризисные ситуации восстанавливать сознание глубокого смысла человеч. существования. Последовавший за периодом экономического роста «постконфуцианских стран» Вост. Азии в 70–80-х гг. XX в. интерес к конфуцианской этике труда и предпринимательства способен дать новую жизнь «конфуцианскому проекту». По мнению Ду Вэй-мина, он м.б. адаптирован к ценностям науки и демократии без утери связи с исконными вост. корнями.
Зарубеж. исследователи истории современной китайской философии относят Ду Вэй-мина к представителям третьего поколения
нового конфуцианства, вышедшего на науч. сцену в 80-х гг. Они получили образование за пределами континентального Китая, а их творчество носит по преимуществу историко-исследовательский характер в отличие от предыдущих поколений, в осн. стремившихся к созданию синтетических филоских моделей.
Источники: Tu Wei-ming. Centrality and Commonality: An Essay on Chung-yung. Honolulu, 1976;
idem. Neo-Confucian Thought in Action: Wang Yang-ming's Youth (1472–1502). Berk., 1976;
idem. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979;
idem. Confucian Thought: Selfhood as Creative Transformation. Albany (N.Y.), 1985;
idem. Way, Learning and Politics: Essays on the Confucian Intellectual. Singapore, 1989.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 249-250.