鬼神 «духи и божества». Тематическая разновидность фигуративной живописи
жэнь-у (
хуа)
人物 (畫) («живопись/изображения фигур»), к к-рой относятся живописные образы богов низовых верований и культов, не входивших в собственно даос. и буд. мифологию.
Эта тематическая разновидность жанра
жэнь-у возникла в эпоху Тан (816–906), а ее основоположником считается Лян Лин-цзань
梁令瓚 (VIII в.), уроженец юго-запада страны (пров. Сычуань), в 1-й пол. периода правления имп. Сюань-цзуна
玄宗 (712–756) занимавший пост придворного астролога. Лян Лин-цзаню принадлежит во многом уникальное произведение — свиток «У-син Эршиба-су шэнь син»
五星二十八宿神形 («Божества Пяти звезд и Двадцати восьми созвездий», 24,5х489, 7 см., шелк, тушь, краски, Художественный музей, г. Осака), изображающий владык пяти планет (в кит. терминологии «пять звезд»,
у син 五星) и духов 28 зодиакальных созвездий. Рисунки завораживают экспрессивностью и визуальным разнообразием образов: одни персонажи показаны в антропоморфном облике, включая вместе с тем отдельные фантастические черты, другие – в виде мифологических существ и чудовищ, обладающих нек-рым иконографическим сходством с буд. «демонами».
В самостоятельное тематическое направление живопись
гуй-шэнь превратилась на рубеже X–XI вв., о чем свидетельствует ее выделение в качестве отдельной жанровой категории (
пинь 品) в созданном тогда трактате Лю Дао-чуня
劉道醇 (X — нач. XI вв.) «Сун-чао мин-хуа пин»
宋朝名畫評 («Оценки прославленных живописных произведений династии Сун»). Автор также называет четырех в то время ведущих, по его мнению, мастеров
гуй-шэнь, причислив к ним Ли Сюна
李雄 и Гао И
高益 (2-я пол. Х в.), о к-рых упоминается и в трактате
«Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя
郭若虛 (XI в.). Сведения о Ли Сюне ограничиваются сообщением, что он писал картины на буд. сюжеты и особенно удачно изображал демонов и духов. О Гао И рассказывается подробнее: уроженец северо-востока Китая, выросший в киданьском гос-ве Ляо (916–1125), он в нач. 970-х гг. прибыл в столицу только что возникшей дин. Северная Сун (Бэй Сун, 960–1127) и занялся торговлей лекарствами, непременно заворачивая товар в бумагу с нарисованными на ней демонами и духами. Всеобщее признание Гао И принес преподнесенный имп. Тай-цзуну
太宗 (976–997) в связи с его восшествием на трон свиток «Гуй шэнь соу шань ту»
鬼神搜山圖 («Поиски духов и богов в горах»), за к-рый мастер сразу же был назначен на пост
дай-чжао 待詔 («ожидающий императорских указаний») в Академию живописи (
Хуа-юань). В ранге художника-академиста Гао И расписывал столичные буд. святилища и продолжал создавать произведения
гуй-шэнь. Самым значительным из них называют изображение
Чжун Куя 鐘馗 — повелителя демонов и защитника людей от злых сил. Примечательно, что именно при Тай-цзуне обозначился интерес властей к оккультным знаниям и верованиям, имевшим древнее происхождение и восходящим к региональным религиозным традициям. По его приказу коллегия ученых составила прозаическую антологию «Тай-пин гуан цзи»
太平廣記 («Обширные записи [годов под девизом правления] Тай-пин»), куда вошли полные тексты и фрагменты 343 прозаических сборников на тему «записей о чудесном», начиная с эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) и по 977 г. Т.о. причины роста популярности
гуй-шэнь следует искать в особенностях религиозной политики северо-сунских властей. Достигнув расцвета к середине XI в. (в творчестве
У Цзун-юаня), эта тематическая разновидность стала постепенно утрачивать самостоятельность, вливаясь в общий поток живописи религиозного характера. В конце эпохи Южная Сун (Нань Сун, 1127–1279) обозначился относительно новый ее вариант, наиболее ярко представленный на тот момент тв-вом Лун Кая
龔開 (1222–1304?), к-рый стал создавать подобия жанровых сцен с участием духов и нечисти-
гуй 鬼 (см.
Душа, дух и духи). Утратив жанровую самостоятельность, традиция
гуй-шэнь послужила одним из худ. истоков «простонародной картины» (
нянь-хуа 年畫) и затем, уже во 2-й пол. XIX в. была задействована, хотя и в сильно редуцированном виде, в тв-ве художников «новой волны», основоположников «национальной живописи» (
го хуа 國畫).
Источинки:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К.Ф. Самосюк. М., 1978;
Evaluations of Sung Dynasty Painters of Renown: Liu Tao-ch’un’s
Sung-ch’ao ming-hua p’ing / Tr. with an Introd. by Ch. Lachman. Leiden–N.Y., 1989.
Литература:
Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X–ХШ вв. М., 1976; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи) Т. 1. Ханчжоу, 1997;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1–3. L., 1958.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 560-561.