句芒,
Гоу-манЧжун, в древнекитайской мифологии помощник правителя Востока
Фу-си. В древнем географическом трактате
«Шань хай цзин» («Книга гор и морей», III–II вв. до н.э.) сказано: «На Востоке Гоу-ман с телом птицы и лицом человека восседает на двух драконах». По др. источникам, Гоу-ман — дух дерева с квадратным лицом и в белой одежде, в руках у него циркуль и ему подвластна весна. В более позднее время Гоу-ман почитался как один из духов пяти стихий/элементов (
у син) – дерева. В коммент. II в. до н.э. к
«Ли цзи» («Книга обрядов», IV–II вв. до н.э.) говорится: «Гоу-ман чиновник, в ведении которого находились деревья, молодое дерево обычно кривое (
гоу [3]) и с острыми побегами (
ман [1]), отсюда и пошло его имя». Еще по одной версии — это бог-повелитель жизни. В преданиях ему приписывают и нек-рые изобретения.
Литература: Каталог гор и морей. М., 2004, с. 133;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 128–129;
он же. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 419.